Масштаб и темпы московского дорожного строительства в последние годы подтверждаются впечатляющими цифрами. За прошедшие десять лет, с 2011-го по 2020 год, в столице построено 1033,3 километра дорог, а это 18 процентов всей существующей на данный момент улично-дорожной сети. За это время средняя скорость движения по московским дорогам увеличилась на 20 процентов, а пробок стало меньше на 15 процентов. Этот год для дорог Москвы также не стал исключением. О важных и приоритетных объектах столичного дорожного строительства 2021 года, сданных и строящихся, — в материале «Ленты.ру»
С начала 2021 года в столице уже построили более 30 километров дорог, в том числе 14 искусственных сооружений и 16 пешеходных переходов. Один из основных уже введенных в 2021 году объектов — путепровод на пересечении 1-й Советской улицы с железнодорожными путями Белорусского направления Московской железной дороги (МЖД) рядом с платформой «Жаворонки». Он соединяет несколько вылетных магистралей — Можайское, Минское и Киевское шоссе.
Выступая на церемонии открытия движения по путепроводу в конце января этого года, мэр Москвы Сергей Собянин назвал этот проект «интересным и важным». По его словам, он хоть и небольшой, но очень нужный для Москвы и Московской области. Ведь в скором будущем благодаря этому построенному путепроводу автомобилисты смогут добраться от Можайского до Киевского шоссе и далее до Калужского и Варшавского, не выезжая на МКАД и ЦКАД.
Систему столичных хордовых магистралей, соединяющих точки на МКАД и проходящих через весь город, можно смело назвать транспортным мегапроектом. Большинство экспертов считает, что такая система организации движения на 20 процентов эффективнее замкнутой кольцевой.
По мнению руководителя департамента строительства Москвы Рафика Загрутдинова, «сегодня совершенно очевидно, что система хордовых магистралей является одной из важнейших составляющих всего транспортного каркаса города. Это принципиально новое для столицы решение: впервые строительство ведется вне традиционной радиально-кольцевой системы».
В конце июля в столице был сдан важный объект в рамках этого мегапроекта. На пересечении Северо-Восточной хорды (СВХ) с 5-м проездом Подбельского и Открытым шоссе открылась многоуровневая транспортная развязка, которую строили чуть больше года. В рамках проекта было возведено и реконструировано 1,4 километра дорог и три искусственных сооружения. Теперь у более чем 200 тысяч жителей близлежащих районов появились не только новые транспортные маршруты, но и дополнительные подъезды к станции метро «Бульвар Рокоссовского» и Московскому центральному кольцу.
А в начале августа в Москве открылось движение по участку Юго-Восточной хорды от Рязанского проспекта до третьего транспортного кольца (ТТК). Строительство этого участка началось в декабре 2019 года. Сейчас завершен первый этап работ, в ходе которого построено более трех километров дорог и выполнена перекладка 56 километров инженерных коммуникаций.
По словам Сергея Собянина, «Юго-Восточная хорда — один из крупнейших дорожных проектов Москвы. Четвертая хорда, которая соединит Южную рокаду, Северо-Восточную хорду и протянется от Щербинки до Шоссе Энтузиастов». Мэр отметил, что это «почти 30 километров прямого хода, со съездами и заездами — более 100 километров».
Этот проект улучшает дорожное движение более 20 районов юго-востока Москвы, снижает дорожную нагрузку на ТТК и МКАД.
В 2021 году в Москве Департаментом строительства запланировано построить 57,7 километра дорог, в том числе 16 искусственных сооружений и 14 пешеходных переходов.
К крупнейшим проектам развития дорожно-транспортной инфраструктуры северо-запада Москвы, безусловно, относится реконструкция Волоколамского шоссе. Сейчас в завершающей стадии находится еще один приоритетный для дорожной инфраструктуры города объект — новый 164-метровый мост через реку Сходню, строящийся в рамках реконструкции участка Волоколамского шоссе от МКАД до реки Сходни.
Здесь стоит отметить, что в период проведения строительных работ на мосту пропускная способность Волоколамского шоссе не пострадала. По словам руководителя департамента строительства Москвы Рафика Загрутдинова, «по поручению мэра Москвы на период строительства мы полностью обеспечили пропускную способность Волоколамского шоссе на данном участке. Для этого построено два временных моста: по направлению в центр, и в область».
Кроме реконструкции моста через реку Сходню по проекту реконструкции Волоколамского шоссе будет построено около четырех километров дорог, построены и реконструированы три подземных пешеходных перехода.
Развитие Мневниковской поймы — проект для Москвы также важный и перспективный. Рафик Загрутдинов называет его уникальным. По столичному плану градостроительного развития, здесь на еще недавно пустующей территории появится новый район города. Он раскинется вокруг станции метро «Мневники» Большой кольцевой линии. Будут построены административные и жилые здания, станции метро, развитая дорожная сеть — 14 километров дорог и четыре моста.
В этом году будет закончено строительство улично-дорожной сети к физкультурно-оздоровительному комплексу. По словам заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Андрея Бочкарева, «проект вовлечения Мневниковской поймы в активную городскую жизнь стал примером комплексного и продуманного развития. Задолго до появления жилой застройки здесь активно возводится транспортная инфраструктура».
Северо-Восточная московская хорда состоит из одиннадцати участков, восемь из которых уже построены. Эта хордовая магистраль пройдет от строящейся скоростной магистрали Москва — Нижний Новгород — Казань» (Косинское шоссе) до трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург, соединив между собой восточный и северный участки МКАД, шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щелковское, Открытое, Ярославское, Алтуфьевское и Дмитровское шоссе. Ее общая протяженность — 120 километров, из них 88 — на сегодняшний день построены.
В этом году в канун Дня города был открыт участок от Ярославского шоссе до улицы Лосиноостровской и развязка на пересечении с проспектом Мира. Это часть Северо-Восточной хорды от Открытого шоссе до Ярославского шоссе.
За 2022-2023 годы в столице планируется построить еще 184 километра дорог, 70 искусственных сооружений и 35 пешеходных переходов. По словам Сергея Собянина, «такого объема дорожного строительства в мегаполисах нет нигде в мире». «Мы все делаем одновременно, и поэтому дорожная ситуация по многим параметрам постепенно становится лучше», — уверен мэр Москвы.