Алексей Строев Мотогонщик, победитель чемпионата Moto.Msk.Cup 2021 в зачете Rookies 1000, любитель экстремальных видов спорта, имеет 22-летний горнолыжный стаж
Полвторого ночи. Будильник начинает докучать все сильнее. Заставить себя вылезти из теплого пухового спальника в такое время кажется невыполнимой задачей, но ты с ней справляешься, ведь впереди — морозная звездная ночь и восхождение на Эльбрус.
Скитур (от английского ski touring) — слово для уха русского человека непривычное. Этот вид горнолыжного туризма включает в себя комбинацию подъемов и спусков по заранее определенному маршруту. С помощью альпинистского оборудования, специальных лыж, огромного запаса мотивации и горячего желания скитурщики поднимаются на своих двоих (а иногда и четырех) на гору, а потом спускаются в исходную точку уже на лыжах. Такой экстремальный спорт позволяет проверить себя на прочность, насладиться невероятными видами и, что самое главное для любителей свободного катания, побывать там, где ранее не ступала нога человека.
Все начинается задолго до того будильника. Не буду рассказывать, как люди влюбляются в горы, — слушая ли песни Высоцкого или лениво листая видео на YouTube — у каждого свой путь. В России, на мой взгляд, не любить горы — это почти преступление. Кавказский регион, где находится так заинтриговавший нас Эльбрус, привлекает туристов по самым разным причинам. Там и величественные вершины, и чистейший воздух, и целебные источники — в Минеральных водах, например. Кстати, именно оттуда и стоит добираться до Приэльбрусья.
Со стороны гора Эльбрус похожа на двугорбого верблюда: западный пик достигает 5642 метров, восточный же чуть ниже — 5621 метр. Между ними находится так называемая седловина Эльбруса, но так просто посидеть в ней не удастся — вершины разделяет почти полтора километра.
В последние годы рекреационный сектор экономики Северокавказского региона значительно укрепился — по достоинству оценить местные красоты теперь могут не только российские, но и заграничные туристы. Горный массив манит не только экстремалов, но и художников. Многие фотографы, побывавшие на Эльбрусе, признаются, что таких девственных видов в Европе уже не найти — тут нет ни телеграфных столбов, ни линий электропередач. Приэльбрусье — это лунный ландшафт и нетронутая дикая природа.
Конечно, за все приходится платить, и красота живописных вершин сполна окупается сервисом у подножья. Четырехзвездочный отель на поверку окажется домиком на пять номеров, а такси прибудет к нему не за три минуты, а за все тридцать. Но ты приезжаешь сюда не ради шикарных апартаментов. Стоит только добраться до базового лагеря, и тебя уже принимает в теплые объятия походная семья. Там и коврику в приюте будешь рад больше, чем кровати кинг-сайз.
Попасть на вершину непокорного Эльбруса сразу не получится: необходимо проложить маршрут, подготовить снаряжение, пройти период акклиматизации и учесть тысячи других мелочей, предугадать которые заранее практически невозможно. Пойти не по плану может абсолютно все — начиная от погоды и заканчивая непредсказуемой реакцией организма на высоту.
Многие проходят через высотную (горную) болезнь — это недомогание, возникающее в результате резкого и значительного набора высоты. Чем выше человек поднимается над уровнем моря, тем меньше кислорода поступает в его организм. Это приводит к увеличению частоты дыхания, ускорению сердцебиения и сбоям в разных системах жизнеобеспечения хрупких homo sapiens.
Специалисты в таких случаях рекомендуют провести более плавную акклиматизацию — спуститься ниже, прийти в себя, переночевать, а затем плавно набирать высоту, внимательно наблюдая за реакцией организма. При тяжелых стадиях горной болезни необходимо как можно скорее доставить человека вниз, к профессиональным врачам — хуже ему может стать в считаные часы, и спуск окажется слишком опасным уже для всех участников группы.
Для того чтобы максимально смягчить горную болезнь, которая в том или ином виде почти неизбежна для новичка, в первые дни скитурщики проходят акклиматизацию на высоте от 2300 до 3500 метров, наслаждаясь видами на склонах горы Чегет и натирая первые мозоли. В это время гид объясняет им, как правильно считать дыхание, ставить ногу на подъеме и не расходовать все силы разом, ведь спускаться придется тоже не на комфортных внедорожниках. Считают расстояние здесь не в километрах, а в часах — копаем отсюда и до обеда, как гласит фольклор.
После того как организм адаптировался к первым высотам, и альпинистское снаряжение уже сниться по ночам, а гид провел всевозможные инструктажи, начинается самое интересное — катание. По вечерам, после очередных акклиматизационных забросов на 3800, на 4200 и даже на 4600 метров, довольные скитурщики мчатся по мягкому снегу домой — в вагончики или хижины. Набор и сброс высоты в такие дни может достигать порядка 1000 метров, а это уже серьезное испытание для организма. Многие сдаются на этом этапе и спускаются ниже, в комфортную среду обитания. Но некоторые превозмогают усталость и продолжают восхождение.
Продолжение последует
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора