«Нас заметили, и теперь отовсюду едут сюда» Как жители небольшого российского города сумели привлечь тысячи туристов

Фото: Елена Дикова

На самом юге Архангельской области, у истока могучей северной реки Онеги, среди лесов и озер стоит старинный русский город Каргополь. О том, как каргопольцам вдали от мегаполисов и больших дорог удалось сделать свою жизнь интересной, разнообразной, творчески насыщенной и привлекательной для туристов, о белых ночах, глиняных полканах, рыбниках, янтарной морошке и тяжелом металле, древних памятниках и любительском театре, покорившем Россию, — в материале «Ленты.ру»

Есть такие удивительные места — ничего особенного от них не ждешь, а то и не слышал о них вовсе, а попадаешь туда, и ты уже влюбился на всю жизнь. Думаешь о них, вспоминаешь людей, встречи, в памяти оживают картины, запахи, ощущения… И ты снова и снова возвращаешься туда, а потом привозишь подросших детей и открываешь им прелесть и тайны этих мест.

На берегу очень медленной реки

Для многих туристов такой нежданной любовью стал маленький старинный русский город Каргополь, притаившийся на самом юге Архангельской обрасти у истока могучей северной реки Онеги из озера Лача. Легендарный путь из варяг в греки — 416 километров строго на север от Каргополя до Онежской губы Белого моря, сквозь северные леса и болота, мимо редких деревень с их невероятной красотой и статью деревянных церквей. Вниз по течению знаменитый Кенозерский национальный парк (это там Кончаловский снимал «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»). А дальше, где-то на середине водного пути в тайге надежно укрыт космодром Плесецк с его военными и гражданскими тайнами.

В этом году Каргополю исполнилось 875 лет. У него богатая и хорошо сохранившаяся в объектах и традициях история. Во многом этому способствовала удаленность городка от наезженных дорог. 80 километров до большой «железки». Но для туриста сегодня это не проблема, есть хорошая автомобильная дорога, а от станции Няндома три раза в день ходит рейсовый автобус. В городе несколько гостиниц: «Каргополь», «Каргополочка», новенькая «Морошка», есть частные гостевые дома, два экскурсионных турбюро.

Приехать (хотя бы раз в жизни) в Каргополь стоит не только из-за городской истории, церквей, музеев и фантастической деревянной архитектуры окружающих город сел. И не только из-за белых ночей на озерах, богатой рыбалки, изобилия грибов и ягод, в том числе янтарной морошки, о которой жители мегаполисов только слышали. Клюква, брусника, каргопольский красный рыжик (им Сталин в Ялте угощал Черчилля!) и белый груздь — все в шаговой доступности. Но Каргополь — не исторический памятник самому себе, это абсолютно живой, активный, творческий и очень креативный город.

В Каргополье проживает всего-то 14 с небольшим тысяч жителей. Из них в самом Каргополе — десять. Но по плотности творческих людей на душу населения — немногие города России могут составить ему конкуренцию. Два года назад Каргополь был даже включен в сеть творческих городов ЮНЕСКО.

А хотите узнать, как делается знаменитая каргопольская глиняная игрушка, да не просто узнать или купить в сувенирной лавке птичку-свистульку, а самому слепить «полкана» — северного кентавра, полуконя-полумужика в картузе с гармошкой? Мудрые каргопольские бабки, наследницы легендарной мастерицы глиняной игрушки Ульяны Бабкиной, объяснят, помогут и присмотрят, чтобы «полкан» ваш в печи случайно не развалился. По ходу узнаете, какую глину и где лучше брать, как она должна вылежаться, как слепить свистульку, чтобы на ней можно было просвистеть Smoke on the water, как поделки сушить и какими красками покрывать.

Каждый год, вот уже 30 лет, в начале июля в городке проводится праздник народных мастеров России. В этом году его темой стало «Сохраненное ремесло». На праздник собираются мастера-умельцы со всей России и ближнего зарубежья. Глина, дерево, ковка, металл и серебро, ювелирные изделия и кружева, береста и речной жемчуг, музыкальные инструменты и предметы мебели, стекло и камень, мех и кожа, мед и рыба… Все, чем славна Россия, все, что когда-то умели ее золотых рук мастера и не забыли до сих пор, можно увидеть здесь, потрогать руками, узнать, как это делается, попробовать сделать что-то самому, купить для себя, друзьям в подарок, на память.

А вечером на берегу широкой и вольной реки отведать свежей ухи и вкуснейших рыбников — местных пирогов с рыбой, выпить сбитня, меда и кваса, послушать, как красиво звучат на воле народные инструменты и поют хоры из разных земель огромной страны. Кто был на празднике хоть раз, тот приедет еще и привезет детей, друзей, знакомых.

Желаете что-нибудь помоднее да помолодежнее? Тогда вам на рок-фестиваль «Джем», на который в Каргополь приезжают лучшие группы и исполнители со всей области, или на «Рок-пикник» альтернативы и андеграунда, проходящий в 12 километрах от города на берегу Онеги. В самом городе действуют сразу несколько рок-банд, хотя нередко их составы и пересекаются. Есть и свои кузницы талантов, где готовят будущую смену и куют тяжелый металл, — детская музыкальная студия «Парус» в доме детского творчества и студия «Вечная молодость» в частном развлекательном центре «Шоколад». Рок-музыка как-то очень кстати запала в северную душу.

Вкусно поесть можно на гастрономическом празднике «Баранье воскресенье», позвонить в колокола на Международном фестивале колокольных звонов «Хрустальные звоны» на Крещение, о других интересных событиях, которых тут множество, и их датах можно узнать на городском сайте.

А еще в городе есть народный театр. О нем расскажем подробнее, тем более, что он успел уже немало прославился, а в этом году, в начале октября, маленький Каргополь примет у себя большой фестиваль самодеятельных народных театров.

Мы только гайки в великой спайке

Каргопольский народный театр — это продолжение городской театральной традиции, которой уже больше полутора веков. Первый самодеятельный театр появился в Каргополе еще в середине XIX века. Назывался он «Шлюпка», актеры ходили из дома в дом в сопровождении толпы народа, весьма благосклонно принимались богатыми горожанами, у которых в домах и на дворах давали публичные представления. Известно, что первыми актерами «Шлюпки» были мастеровые белкопромышленника Насонова.

В 1872 году в уездном Каргополе был утвержден Устав городского общественного собрания, в котором был определен порядок проведения семейных вечеров, балов, маскарадов и театральных спектаклей. Артистами-любителями ставились трагедии, комедии и водевили. Проводились благотворительные спектакли. Театральную жизнь Каргополя освещали «Олонецкие губернские ведомости». Их можно и сейчас найти в архивах Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея.

Революция 1917 года благоприятно сказалась на театральной жизни Каргополя. Оно и понятно, любительские театры и агитбригады были в моде и всячески поддерживались новой властью. Даже несмотря на известную ленинскую записку наркому Луначарскому: «Все театры советую положить в гроб. Наркому просвещения надлежит заниматься не театрами, а обучением грамоте».

Вопреки заветам Ильича, в 1919 году Всеволод Мейерхольд прислал в Каргополь своего ученика Ивана Осипова на должность режиссера местного самодеятельного театра, а для пущего развития народных талантов в городе была открыта школа мастеров сцены, где преподавались история литературы и театра, искусство выразительного чтения и грима. Одновременно обучалось 54 человека. Руководитель и актеры театра также участвовали в работе Красноармейского театра имени Льва Троцкого при уездном военкомате. О популярности драматического искусства в Каргополе в те годы говорит то, что в репертуар театра входили 16 пьес и в городе даже издавался специальный «Театральный бюллетень»!

В 20-30 годы каргопольский театр активно участвовал во всероссийском агитационном движении «Синяя блуза», выступая по всему уезду.

Мы синеблузники, мы профсоюзники,
Мы не баяны-соловьи —
Мы только гайки в великой спайке
Одной трудящейся семьи…

Во время Великой Отечественной войны из артистов каргопольского театра были созданы агитбригады, выступавшие в госпиталях.

Не прерывалась театральная традиция и в послевоенное советское время. Любительский театр существовал при городском Доме культуры, ставил спектакли, участвовал — весьма безуспешно — во всесоюзных конкурсах.

Цена билета — одна конфета

Рассказывает Ирина Ромшина, главный режиссер Каргопольского народного театра. В Каргополь Ирина Александровна приехала по распределению из Архангельска еще в 1987 году, влюбилась в город, в его жителей, вышла замуж и осталась:

«Все артисты нашего театра непрофессиональные актеры. У всех есть постоянная работа, а театр для них — хобби. Основной состав труппы 14 человек, и почти все они участвуют в спектакле, который мы сейчас готовим. Это пьеса Островского "На всякого мудреца довольно простоты". Надо сказать, что Александр Николаевич Островский был и остается любимым драматургом каргопольцев, в разное время в народном театре шли более сорока его пьес.

Н. Эрдман «Самоубийца». Спектакль Каргопольского народного театра

Настоящие звезды нашего театра, главные и уважаемые его ветераны — Сергей Пономарев и Андрей Агапитов. Пономарев на любительской сцене уже больше 35 лет, может сыграть все, любую роль от дворянина и купца до простого крестьянина. В обычной жизни он работает пилоточем. Точит пилы на пилорамах. Агапитов — учитель астрономии и главный каргопольский краевед. Знает родной край, как никто другой. А еще у нас в театре есть работник пенсионного фонда, бухгалтер, плотник, главный инженер электросетевого предприятия, менеджер Сбербанка

Подготовка каждого нового спектакля занимает от восьми месяцев до полугода. Репетируем три-четыре раза в неделю. Сейчас, перед премьерой, репетируем день и ночь, хотя у всех и работа, и семьи. Костюмов нашили. Очень красивый будет спектакль, дай бог, все у нас получится, сыграем… Ведь они такие молодцы, такие трудолюбивые. В прошлом году стали лауреатами премии, получили 500 тысяч, так никто даже не стал спрашивать: а мне сколько причитается, а мне…»

Андрей Агапитов, учитель астрономии и информатики. Потомственный каргополец. По семейному преданию его прапрапрадеда — буйного монашика Агапку Петрова в Каргополь за вольнодумство и пьянство сослал царь Петр вместе с князем Василием Голицыным. От этого Агапки и пошел род Агапитовых. Андрей с 17 лет водит экскурсии по родному краю и, кажется, знает о нем все. В народном театре он играет уже больше четверти века:

«Мне даже сложно вспомнить, когда в моей жизни не было театра. Помню, я еще в школу не ходил, когда соседские девчонки придумали кукольное представление у нас во дворе, в сарайке. Пригласили соседей. И мне это так понравилось, что мы тоже стали делать спектакли. Дома, во дворе, в деревне у бабушки. Для родителей, соседей, для окрестных детей. Цена билета — одна конфета. Оттуда все и пошло. Продолжилось в школьном театре, в институте в агитбригадах, в студенческих капустниках, в КВНах. Так что народный театр для меня стал естественным продолжением этого увлечения. А вот сделать профессию из этого увлечения мне никогда не хотелось».

Весь мир — театр, мы все актеры, и небеса следят за нашею игрой

2020 год оказался для Каргопольского народного театра особенно удачным. Спектакль «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана стал трижды лауреатом межрайонного фестиваля «Театральный разъезд», затем дважды лауреатом областного конкурса «Театральные встречи» и, наконец, одним из победителей Всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов «Культура — это мы!» национального проекта «Культура» (Москва), получив грант в два миллиона рублей.

А уже в этом году проект «Каргопольскому театру — быть!» вошел в число лучших из 307 заявок, представленных на V Всероссийский конкурс проектов создания комфортной среды малых городов России. В результате город получит 80 миллионов рублей, на которые будет воссоздано Здание культуры и театра, в котором еще в XIX веке располагалось Каргопольское общественное собрание, а в советское время — Дом культуры. В театральном духе будет оформлена и вся прилежащая территория.

Ну и наконец с 7 по 10 октября в Каргополе впервые пройдет фестиваль любительских театров «Театральная пристань», в котором примут участие 12 театральных коллективов, представляющих малые города России. 130 непрофессиональных актеров из Тверской и Рязанской областей, из города Тутаева Ярославской области, владимирского райцентра Кольчугино и из красноярского Шушенского покажут на фестивале свое искусство. Наблюдать за конкурсом помимо зрителей будет авторитетное жюри.

Ирина Ромшина:
«Для кого-то 2020 год был пандемийным, а для нас это настоящий прорыв. Наш спектакль "Самоубийца" собрал целый букет престижных премий. Выделены деньги на восстановление исторического здания театра. Мы мечтали о том, чтобы выйти на уровень области, но так повернулась судьба, что нас заметили, и теперь не только Архангельская область, но и народные театры из разных мест России и даже из ближнего зарубежья приедут к нам. И если все получится, то театральный фестиваль «Театральная пристань» в Каргополе станет всероссийским и будет проводиться раз в два года».

Вот так сегодня живет старинный и современный Каргополь. И приезжать сюда стоит всем, кто устал от суеты, измотан бесчеловечным темпом мегаполиса.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше