Всем с детства знакомы герои русских сказок Илья Муромец, Алеша Попович, Святогор, Добрыня Никитич и Никита Кожемяка. Мы привыкли, что богатыри обладают необычайной физической силой и могут в одиночку сразить целое войско. Однако мало кто знает, что в былинах и сказках были и богатырши, которые не боялись воевать с мужчинами и даже побеждали их в честном бою. Откуда эти девы-воительницы взялись в русском фольклоре, чем они знамениты, как складывалась их судьба и существовали ли на самом деле русские амазонки — «Лента.ру» спросила у профессора Института славянской культуры Российского государственного университета имени Косыгина, фольклориста и этнографа Варвары Добровольской.
Как богатырши появились в русских былинах?
Добровольская: Начнем с того, что воительницы — в русской традиции их еще называют «поленицы» или «поляницы», то есть женщины, которые ездят в поле сражаться, — есть во всей мифологической системе. Например, валькирии или амазонки. Со временем мифы разрушались, определенным образом эволюционировали, формировались другие жанры. С разрушением мифологической системы эти образы попадали в былинный и в сказочный эпос.
В любой традиционной культуре существует некая норма, то есть любой человек должен вести себя определенным образом и выполнять определенные функции. А сказочный мир создается именно появлением персонажа, который не подчиняется этим декларируемым нормам. Например, в русских сказках есть лежащий на печи. Ни один нормальный человек на печи постоянно лежать не должен. Любой человек должен что-то делать, а не только лежать на печи и золу перебирать. То есть этот герой как бы не соответствует неким представлениям о норме. Человек должен стричься, мыться и сопли подтирать, а такой герой, как Неумойка, который за собой не следит и 12 лет в таком облике живет, выходит за рамки.
И с девами-воительницами примерно то же самое. Женщина не должна быть воительницей по определению. А тот факт, что женщина совершает какие-то неженские поступки, — это уже знак сказочного мира.
Какие они — богатырши в русских былинах? Они рождались сильными или как-то волшебным образом обретали свою силу?
Нигде не сказано, что богатырши как-то получали свою силу, в отличие от героев мужского пола. Герой может выпить «сильной воды», его могут наградить этой силой каким-то волшебством, а героиня всегда изначально богатырша.
Причем в случае с богатыршами речь идет только о физической силе, не о волшебной. Есть и другой пласт героинь, которые попадают в категорию таких чудесных женщин, — например, Марья-искусница. Они могут быть волшебницами, которых надо победить именно в колдовстве. Такие героини тоже есть, но их существенно меньше.
Какое у них обычно происхождение — высокое или низкое?
Происхождения они обычно высокого: это чаще всего образ княжеской или царской дочери, королевны, Царь-девицы. Кроме того, как правило, это дочери какого-то заморского царя, который сам по себе в сюжете не появляется.
Что отличает былинных богатырш от амазонок и дев-воительниц в других культурах?
В мифах мы обычно имеем некую систему, в которую тот или иной персонаж вписан. То есть мы знаем, откуда он появился, как существует, где живет и так далее. В мифах у любого персонажа есть место обитания и социальная система общества, в которой он функционирует. Если мы говорим об амазонках, то это страна, в которой есть определенная царица, там действуют определенные правила жизни, и все в этом духе.
А когда мы говорим о былинах и сказках, — это некий условный мир. В них даже имена героев и героинь условны, поэтому чаще всего мы их определяем по сюжетам. Сюжет может разворачиваться в каком-то царстве, например, в девичьем царстве, но мы о нем в любом случае будем знать примерно то же, что о тридевятом или тридесятом царстве. Иными словами, это всегда такая условная система, которая существует только так, как мы можем ее себе представлять.
То есть в сказках это придуманное царство, а в мифах это всегда апелляция к реальности. Так было всегда. Мифы — это некое реальное пространство, вписанное в систему реального мира. Просто оно может быть далеко.
Какие самые известные богатырши в русском фольклоре и что о них известно? С детства, наверное, все знают только про жену Ставра Годиновича Василису Микулишну — по старому советскому мультику. Но ведь есть и другие?
Да, Василиса Микулишна как раз самый известный персонаж среди богатырш. Хотя она не была прямой богатыршей. Она была женщиной умной в первую очередь и владела определенными навыками воинского искусства: умела стрелять из лука и обладала несвойственной женщине ловкостью. В тех вариантах, где она вступает в бой, она побеждает не силой, а ловкостью. Поэтому она вряд ли может считаться богатыршей в прямом смысле этого слова.
Есть еще один образ — женщина в мужской одежде. Сегодня мы его знаем по мультфильму «Мулан», а вообще это довольно распространенный сюжет о девушке, которая переодевается в мужское платье и идет воевать. И здесь речь идет, безусловно, о девушке-воине — неважно, богатырша она или нет, но о воине, который скрывает свое женское естество. И если в русских традициях она остается женщиной, то в западно-славянских традициях есть варианты, когда она с помощью колдовства меняет пол и превращается в юношу, тем самым приходя к норме «мужчина-воин».
А вообще помимо Василисы Микулишны, которую вы назвали, богатырш не очень много и в былинах, и в сказках. Есть так называемые герои второго ряда (второстепенные персонажи — прим. «Ленты.ру») в былинах, и они периодически соприкасаются с женщинами-воительницами. Это могут быть, например, сестры царевен, княжон или боярышень, которых сватают за князя Владимира. Их сестры в этих сюжетах как бы мешают взять их в княжеский терем, в результате чего происходит битва героя с богатыршей (имеется в виду былина о богатыре Дунае Ивановиче и о Настасье Королевичне, сестре невесты князя Владимира Апраксы, которая решила помешать их свадьбе — прим. «Ленты.ру»).
Обычно былинную богатыршу или побеждают, или убивают. Возьмем, например, Настасью-богатыршу, на которую замахиваются, пронзают, и она течет потом Настасьей-рекой.
Но чаще богатырши все-таки появляются в сказках. Там есть целый пласт таких героинь, как Марья Моревна или Царь-девица. Они заведомо равны богатырям, и только в определенных случаях могут быть побеждены ими. И, собственно, победа над ними — это как бы некая победа над девичеством, потому что только невинность героини позволяет ей быть богатыршей. Как только она вступает в сексуальный контакт с героем, она становится обычной женщиной, и ей начинает угрожать такая же опасность, как и любой другой героине.
Хотя есть еще сказка «Слепой и безногий». В ней некий слуга царевича помогает ему сосватать героиню, пройдя все ее испытания за него. Сюжет очень близок к «Песне о Нибелунгах» (знаменитый немецкий эпос, основанный на сюжете о женитьбе легендарного драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде — прим. «Ленты.ру») — герой хитростью получает в жены богатыршу, а та потом наказывает его и своего мужа за обман. В «Песне о Нибелунгах» это сватовство Гунтера к Брюнхильде, которую он должен был победить в бою. Сражался за него Зигфрид — он надел плащ-невидимку и действовал как бы от лица Гунтера, пока тот только руками размахивал.
То есть богатырши выходили замуж не только за богатырей, но и за всяких царевичей, получается?
Здесь очень странная история, потому что, конечно, богатырша ищет себе равного по силе мужчину. Еще лучше — даже не равного, а того, кто будет сильнее. И чаще всего замужество происходит именно тогда, когда герой честно или не совсем честно побеждает героиню, как в «Слепом и безногом». Плюс иногда бывают случаи как с Марьей Моревной, когда герой слабее. Там действительно произошел брак по любви: они поженились, он поселился в ее дворце и прекрасно себя там чувствовал, а она продолжала некоторое время ездить в поля воевать.
И вот однажды он в ее отсутствие открыл погреб, увидел там Кощея и, будучи человеком добрым, напоил его водой. Кощей набрался сил, выбрался и утащил Марью Моревну — в отместку за то, что она его заточила. Дать ему отпор она не смогла, потому что уже потеряла часть силы после замужества.
Но чаще всего, конечно, богатырша выходит замуж за того, кто сильнее или хотя бы равен ей в силе. Тут речь идет про равноценные партнерские отношения.
А злодейки были среди этих воительниц?
Женщины эти, прямо скажем, вообще не добрые персонажи. Они на равных с мужчинами сражаются и на равных могут убить. Есть тексты, в которых описано, как к богатырше сватаются женихи, и тем, кого побеждает, она отрубает голову и надевает на тын. И вот одна тычина в этом заборе свободна и как бы ждет героя этой сказки. Спасает его от казни только помощник.
Хотя потом, после замужества, они могут быть вполне нормальными женщинами. А те героини, которые узнают, что их победил не сам герой — не сильнейший, а хитрейший, — очень злобно себя ведут в конце сказки. Тому помощнику, который помог ее завоевать, она отрубает ноги, а собственного мужа отправляет свиней пасти.
А если брак был удачным, богатырши становились обычными женами? Или они так и продолжали после свадьбы ходить с мужьями воевать?
В русских былинах и сказках я такого не знаю. Чаще они выходили замуж, отдавали часть своей силы мужчине и продолжали жить обычной жизнью.
Это понимание обычной жизни в противовес образу женщины-воительницы как-то характеризует положение женщины на Руси?
О матриархате эти героини былин и сказок точно не говорят, потому что сам вопрос матриархата достаточно спорный. Неизвестно, был ли он вообще. На самом деле роль женщины в русской традиции — это совсем не та мифическая роль угнетаемой стороны, которую ей придумали. В действительности женщина на Руси имела очень большие права, в ряде случаев у нее даже было право голоса, а в определенные эпохи женщина вообще занимала очень значимое место в традиции.
Просто надо понимать, что если все вокруг воюют, довольно странно ожидать, что женщина будет занимать главенствующее место. При этом в истории женщины-правительницы периодически появлялись, начиная с княгини Ольги и заканчивая матушками-императрицами, которые в свое время управляли государством. То есть особым гонениям женщины на Руси не подвергались. Конечно, они были слабее, поэтому людям хотелось, чтобы в каких-то случаях существовал некий миф о ее силе. Да, женщина не обладала гражданскими правами, но у нее были большие семейные права. Всегда хочется некоего отступления от нормы.