В середине XX века не каждой женщине удавалось отстоять свои интересы, если они не совпадали с установленными нормами. Более того, в обществе неодобрительно смотрели на девушек, которые хотели заниматься «мужскими» профессиями — редко можно было увидеть даму за рулем автомобиля и уж тем более — за штурвалом самолета. Однако даже в те времена находились смелые женщины, которые наперекор всему следовали мечте. Одной из таких была американская летчица Джеральдин Мок, которая стала первой женщиной, в одиночестве совершившей полет вокруг света. История ее жизни — в статье «Ленты.ру».
Истинная любовь к авиации у известной летчицы Джеральдин Мок, в девичестве Фредриц, началась с первого и одного из самых запоминающихся полетов в ее жизни — отец взял с собой на аэродром семилетнюю девочку, посадил в кабину моноплана Ford и под протяжный гул двигателя поднял самолет над землей. Наблюдая за отдаляющейся взлетной полосой, она с поразительной для ребенка ясностью осознала, что хочет связать свою жизнь с небом.
В 15 лет девочка уже сама садилась за штурвал самолета, а на уроках географии с уверенностью рассказывала всем, что собирается путешествовать по миру. В старших классах, в подтверждение своих намерений, Джерри закончила предполетные инженерные курсы. «Меня ничто не волновало, я знала, что полет — это моя страсть», — заявляла она.
В 1943 году Джерри окончила школу и подала документы в государственный университет штата Огайо на факультет авиационной инженерии, где она была единственной девушкой среди всех студентов.
Однако через два года Джерри вышла замуж за пилота Рассела Мока и бросила учебу, решив отсрочить исполнение своей мечты. На тот момент американке было всего 19, но она полностью отдалась счастливой семейной жизни и рождению детей.
Прошло больше 10 лет, и в возрасте 32 лет Джерри решила все же вернуться к мечте и пошла на летные курсы. Она усердно тренировалась на четырехместном семейном самолете Cessnа-180 и всего после нескольких уроков с инструктором начала совершать самостоятельные полеты. «Над женщинами часто смеялись в аэропортах. При сегодняшнем образе жизни можно заявить, что мы подвергались преследованиям, но в тот момент мы даже не осмеливались рассказать кому-то об этом», — вспоминала она.
Уже в 1958 году американка получила лицензию частного пилота и начала летать на дальние расстояния — в Канаду, Мексику и на Багамские острова. Со временем она научилась самостоятельно планировать и составлять маршруты.
Друзья и знакомые сочли идею Джерри настоящим безумием: у женщины было всего 750 летных часов, что являлось довольно средним показателем, к тому же у семьи Мок было трое детей, младшему из которых на тот момент исполнилось всего три года. Однако ни чужие опасения, ни насмешливые высказывания о «летающей домохозяйке» не остановили Джерри, и в 1963 году она начала готовиться к кругосветному путешествию.
Полет американка планировала совершить на семейном самолете, которому к тому времени было уже более 11 лет, но, несмотря на доказанную надежность, для длительного путешествия воздушное судно не годилось. Рассел установил на Cessnа более мощный двигатель, автопилот, радиопередатчик дальнего действия и навигационные приборы.
Кроме того, для полетов над океаном самолет оснастили специальными аварийно-спасательными средствами. Изменениям подвергся и салон воздушного судна: три пассажирских сиденья были демонтированы, на их месте установили дополнительные топливные баки.
Частично возместить понесенные расходы семейству Мок удалось за счет сотрудничества с газетой The Columbus Dispatch, редакция которой выделила Джерри 10 тысяч долларов в счет будущих гонораров за оперативные репортажи о подробностях путешествия. В это же время издание опубликовало первое интервью о предстоящем полете американки, в ходе которого Джерри заявила читателям, что «летать на самолете не труднее, чем ездить на автомобиле».
Параллельно с подготовкой воздушного судна летчица обратилась к офицерам военно-воздушных сил, которые помогли ей составить ориентировочный маршрут с 19 остановками, а сотрудники Национальной ассоциации воздухоплавания предоставили необходимые аэронавигационные карты зарубежных стран.
Кроме того, вместе с мужем Джерри отправилась в Вашингтон и обошла посольства всех стран, через которые должен был проходить ее путь, чтобы получить разрешение на полет, визы и гарантии того, что ее не примут за шпиона.
19 марта 1964 года на взлетно-посадочной полосе аэропорта Порт-Колумбус в Огайо собрались толпы. Все смотрели на самолет Cessnа с аккуратно выведенной надписью «Дух Колумбуса» и на стоящую рядом 38-летнюю летчицу с коробкой еды в руках. Джерри улыбнулась, забралась в самолет и весело помахала рукой. Раздался шум двигателя.
«Я думаю, это последнее, что мы услышим от нее», — разнесся голос диспетчера аэродрома из громкоговорителя, когда воздушное судно оторвалось от земли.
Неприятности начались сразу после взлета — Мок обнаружила, что установленная в воздушном судне радиостанция дальнего действия не работает, а узнать причину поломки она сможет только на месте первой посадки — Бермудских островах.
Аномальная зона всего за месяц до вылета Джерри получила название «смертоносного треугольника» и еще не в полной мере обрела страшную репутацию. Путешественница вынуждена была лететь без связи, по компасу и картам, более тысячи километров. Ситуацию осложнял шквальный ветер и сильный дождь, извещавший о приближении шторма.
С трудом добравшись до первого остановочного пункта, Джерри из-за нелетной погоды вынуждена была провести на острове целую неделю. За это время механики, проверив неисправное оборудование, обнаружили, что радиостанция была специально кем-то повреждена, а тормозная система периодически давала сбой.
«Когда самолет свернул на рулежную дорожку, на пути появились три грузовика с вооруженными солдатами и резко остановились в нескольких дюймах от меня. Они были крайне удивлены, увидев в кабине женщину, и, подумав, что я пассажир, а не пилот, потребовали предъявить билет, чтобы поставить мне визу», — рассказала Мок.
Похожая ситуация сложилась и в Саудовской Аравии, где Джерри оказалась первой женщиной, которая самостоятельно прилетела в страну на самолете. Служащие аэропорта не могли в это поверить и обыскали транспортное средство в поисках летчика-мужчины. Однако когда они поняли, что пилотом была сама Мок, то разразились бурными овациями.
«Жителям этого района было так любопытно увидеть странное происшествие — женщину-пилота, — вспоминала она. — Машина с военными несколько раз объехала аэропорт, чтобы они имели возможность мельком увидеть меня».
Джерри была одета в белую блузку, куртку, синюю юбку и туфли на высоком каблуке, которые она надевала каждый раз перед выходом из самолета. Общаясь со своим мужем по телефону на одном из аэродромов, американка призналась, что не взяла с собой запасной одежды из-за нехватки места на борту, в связи с чем вынуждена была каждую ночь стирать свой скромный гардероб в раковине.
Американка старалась нигде не останавливаться на долгое время, осматривая достопримечательности только в ночное время и используя весь световой день на перелет. На каждый из участков маршрута Дахран — Карачи — Дели — Калькутта — Бангкок — Манила летчица тратила в среднем всего сутки. Находясь дольше в Дели из-за плохих погодных условий, она смогла выбраться в Шри-Ланку, где ей удалось осуществить свою детскую мечту — увидеть слонов. Пару лишних дней Мок провела на Филиппинах, да и то только потому, что нужно было починить самолет и хоть что-то написать для газеты.
Оставшийся участок пути прошел для нее без происшествий, и 17 апреля 1964 года самолет, который Мок ласково назвала Чарли, приземлился в Колумбусе. Кругосветное путешествие заняло 29 дней 11 часов и 59 минут. Официальное расстояние ее полета, по данным Музея авиации и космонавтики, составило 23 103 мили (37 тысяч километров).
В аэропорту штата Огайо летчицу встречали более 5000 восторженных людей. Все наперебой обсуждали семь установленных Джерри мировых рекордов, среди которых — «Первая женщина, совершившая одиночный кругосветный полет» и «Первая женщина, совершившая кругосветный полет на одномоторном самолете». Мок получила множество наград, одну из которых 4 мая 1964 года ей вручил президент США Линдон Джонсон.
На своем Чарли Джерри больше не летала, он стал частью самой большой в мире коллекции исторических самолетов и космических аппаратов в Национальном музее авиации и космонавтики США. Вместо «Духа Колумбуса» компания-производитель Cessnа подарила летчице новую модель самолета.
К 1969 году Джерри установила 21 рекорд и написала книгу о кругосветном путешествии. «Десятки женщин как в Соединенных Штатах, так и в других странах могли сделать это раньше меня. Просто ни у кого не хватило ума или, я бы сказала, глупости попробовать это», — заявила Мок.