Алексей Строев, мотогонщик, победитель чемпионата Moto.Msk.Cup 2021 в зачете Rookies 1000, любитель экстремальных видов спорта, имеет 22-летний горнолыжный стаж
Снегоход — удивительное транспортное средство, которое восходит своими корнями к первой трети ХХ века — именно тогда в Канаде был представлен первый в мире экземпляр. В те времена крытый агрегат с гусеницей сзади и лыжами спереди был рассчитан на семь пассажиров и использовался для преодоления бескрайних снежных полей Канады. Впоследствии снегоходы моделей В-7 и В-12 пригодились и на промышленном, и на гражданском, а во времена Второй мировой войны — и на военном поприще.
Неповоротливые и громоздкие машины развивали маленькую скорость и были больше похожи на адаптированные для передвижения по снегу автомобили. Человечеству же всегда хотелось перемещаться быстро, и уже в конце 1950-х снегоход представлял собой двухместную маневренную конструкцию с гусеницей и двумя длинными лыжами (приблизительно по 1,5 метра), развивающую скорость до 40 километров в час. А дальше, как говорится, дело техники.
На сегодняшний день снегоход — самый распространенный и удобный способ передвижения в условиях зимы по местности, не оборудованной дорожной инфраструктурой. Например, за Уралом. Снегоходы весят относительно немного для своих габаритов, а строение их конструкции обеспечивает большую площадь соприкосновения со снегом, что позволяет преодолеть любой рельеф и добраться куда угодно — и до горы, и на саму гору.
Егеря, оленеводы, работники нефтяной и газовой отрасли воспринимают карету на гусеницах как рабочую лошадку и выбирают для себя утилитарные снегоходы — массивные аппараты с простой и надежной, как швейцарские часы, конструкцией, которые редко ломаются и легко обслуживаются. Такие параметры для рабочих целей, безусловно, важны, так как то расстояние по глубокому снегу, которое снегоход с легкостью покрывает за полчаса, человек может преодолевать больше суток. В условиях северного климата такие приключения могут стоить жизни. «Утили» не славятся комфортом и скоростью, зато выдерживают самые суровые условия эксплуатации и способны легко тащить за собой тяжелый груз.
А как же спорт? Агрессивный дизайн, узкая гусеница, молодецкий рык мотора, — все верно, перед нами настоящий спорткар в снежном царстве. Снегоходный спорт в России является одним из наиболее динамично развивающихся направлений. Ежегодно устраиваются соревнования по снегоходному кроссу, в частности Кубок России и чемпионат России. Тюменская и Кемеровская области, Ямало-Ненецкий автономный округ традиционно проводят разные этапы этих соревнований.
Снегоходный спорт — не просто развлечение для регионов, которым везет со снегом зимой. В первую очередь он способствует развитию базы для защиты прав и интересов как самих снегоходчиков, так и остальных участников движения. Создание инфраструктуры, единых норм эксплуатации, охрана окружающей среды — все это лежит на плечах пионеров снегоходного спорта в России. Кроме того, спортсмены часто оказывают помощь в чрезвычайных ситуациях. Например, Кузбасская снегоходная ассоциация давно сотрудничает с МЧС России по Кемеровской области и участвует в разных мероприятиях по устранению и предотвращению ЧП, профессионально выполняя свою работу.
В конце концов, снегоходный спорт — это еще и захватывающее зрелище. Трюки, прыжки и сальто на снегоходах среди низкорослых кедров выглядят завораживающе. Спортсмены преодолевают земную гравитацию и почти парят в воздухе на ревущих машинах. Для поворота снегоходчики не обходятся одним лишь рулем, они задействуют весь корпус, поэтому во время активного катания включается множество новых мышц, которые не работают в обычной жизни. Ветер, драйв, головокружительные виды являются постоянными спутниками любителей и профессионалов.
Снегоходы пока не заняли полноценную нишу в сердцах любителей зимних видов спорта в России, однако у них все еще впереди. Чтобы на себе почувствовать, каково это — мчаться по снежному полю, необязательно ехать в Сибирь, можно посетить Ивановскую область или республику Татарстан. Но по-настоящему насладиться духом этого спорта, на мой взгляд, помогут лишь Сибирские просторы.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора