Алексей Богданов,
военный историк, окончил Саратовский государственный университет по специализации «Военная история»
Немцам не удалось окружить Ленинград плотным кольцом: сохранялась возможность сухопутного сообщения с остальной страной через воду или лед Ладожского озера. В летний период грузы перевозились на всех плавательных средствах, которые только могли для этого подойти, — их на Ладоге было не так много. Более того, Ладожское озеро известно сильнейшими штормами. К этому прибавим постоянные атаки немецкой авиации на все, что двигалось в направлении Ленинграда. Летом 1942 года на Ладоге была сформирована совместная немецко-финско-итальянская флотилия, состоявшая из различных боевых кораблей, в том числе итальянских скоростных торпедных катеров.
Зимой, когда вставал лед, начинала действовать Дорога жизни — автомобильный путь по льду Ладожского озера, также подвергавшийся постоянным атакам вражеской авиации. Грузовики, везущие хлеб в блокадный Ленинград, расстреливались с воздуха, проваливались в полыньи, тонули, однако продолжали идти без остановки.
Тем не менее продуктов, доставляемых в Ленинград по Дороге жизни, не хватало, чтобы прокормить население города и войска. Ноябрь и декабрь 1941 года стали самыми тяжелыми месяцами. Суточный паек рабочего в этот период составлял 250 граммов эрзац-хлеба, а служащие, иждивенцы и дети получали только 125 граммов. Кроме того, в городе не работали водоканал и канализация, не было никакого централизованного отопления, дрова быстро кончались. К голоду добавился холод. Люди начали массово умирать. Всего за время блокады от голода, холода, обстрелов и бомбежек погибло от 600 до 800 тысяч человек.
Блокаду города с севера осуществляли финские войска, союзники немцев. В наше время распространился миф о «миролюбии» финнов, которые, дескать, только вернулись на линию своей старой границы и, в отличие от немцев, Ленинград не обстреливали. Но это заблуждение. Финны остановились там, где их смогли остановить войска Красной армии, и продвинулись они дальше старой границы. А Ленинград финские войска не обстреливали просто потому, что у них не было орудий, которые могли бы «достать» до города. Финская армия была бедной по сравнению с немецкой и не располагала такими высокотехнологичными образцами вооружений, как сверхдальнобойные орудия. Если бы финны сумели прорваться ближе к городу, несомненно, они бы вели обстрел из всего, что было доступно.
Попытки прорвать блокаду советское командование предпринимало постоянно, но вначале они терпели неудачу. Немцы тоже действовали активно. В ноябре 1941 года они предприняли попытку отрезать Ленинград от снабжения по Ладожскому озеру, наступая вдоль южного берега через Тихвин на Свирь. Далее враг планировал соединиться с финскими войсками, полностью отрезав Ленинград от снабжения. Планы эти были сорваны контрударом Красной армии, так называемой «Тихвинской наступательной операцией».
12 января 1943 года началась операция «Искра». 67-я армия Ленинградского фронта и вторая ударная армия Волховского фронта перешли в наступление навстречу друг другу, 18 января они соединились. Был пробит коридор шириной от восьми до 11 километров, через который в кратчайшие сроки проложили железнодорожную линию. По этой линии под обстрелом немецких орудий (а коридор такой ширины простреливался насквозь) началось сухопутное снабжение Ленинграда. Блокада была прорвана, но не снята. До снятия блокады оставался еще целый год, однако ситуация с продовольствием в городе серьезно улучшилась.
Ровно через год, 14 января 1944 года, войска Ленинградского, Волховского и второго Прибалтийского фронтов перешли в наступление. Началась Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция. Наступление развивалось стремительно, и уже 27 января 1944 года Сталин распорядился произвести в Ленинграде праздничный салют в ознаменование окончательного снятия блокады.
Два с половиной года блокады Ленинграда явили пример исключительного самопожертвования и доблести защитников города и простых жителей. Солдаты Ленинградского фронта находились на грани голодного обморока, но не выпускали оружие из рук, водители «полуторок» сутками без сна продвигали свои автомобили через снег и лед, мирные жители не прекращали исполнять свой долг — каждый на своем месте. Все они стали примером для будущих поколений.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора