Марина Аброшина,
креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»
Я люблю кино за магическую фишку: смотря фильмы, я могу путешествовать. Во времена COVID-19 они заменили самолеты и поезда: можно отправиться на море, поглазеть на старинную архитектуру маленьких улочек или полюбоваться на скалистые горы. Российские режиссеры тоже не исключение — многие из них с помощью кино признавались в любви любимым локациям и, сами того не подозревая, влюбляли в них зрителя.
«Питер FM» Оксаны Бычковой — один из самых атмосферных фильмов, снятых в Северной столице страны. Главная героиня Маша — диджей на радио. Она готовится выйти замуж за своего бывшего одноклассника Костю. Другой главный герой Максим — молодой архитектор, которому предложили перспективную работу за рубежом. Оба стоят на пороге важных жизненных изменений. Однако каждый сомневается в том, что им нужны эти перемены. Их знакомство начинается, когда Маша случайно теряет в городе свой мобильный телефон, а Максим находит его.
Санкт-Петербург всегда разный: иногда серый и угрюмый, а иногда, наоборот, теплый и солнечный. Питер Оксаны Бычковой — живописная картина, наполненная множеством красок. Все выбранные локации города делают атмосферу фильма воздушной и радостной и становятся декорацией для развития судеб персонажей. Одно из «засветившихся мест» — дом Капустина, построенный в 1912 году, выполненный в стиле модерн. Здание привлекает внимание героя Максима, и он возвращается к нему в нескольких сценах и рисунке. Найти дом можно по адресу: набережная реки Фонтанки, 159.
Другой хороший пример — прославивший Териберку фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», который рассказывает об автослесаре Николае. Он живет со своей женой и сыном от первого брака в северном городе на берегу моря. Мэр городка хочет забрать у Николая дом и землю. В попытке выиграть очередной суд он приглашает помочь своего друга — опытного адвоката. Однако с его приездом жизнь главного героя лишь усложняется.
Когда смотришь картину, не сразу понятно, что действие происходит на территории России: локации можно спутать с Норвегией или Финляндией. Холодная, но безумно красивая природа Териберки приковывает внимание на экране. После выхода фильма поселок атаковали российские туристы и гости из других стран: всем захотелось увидеть красоту Русского Севера своими глазами и навсегда запечатлеть знаменитое место в памяти. Кстати, дом, в котором жил главный герой, строили специально для съемок «Левиафана». Доехать до Териберки можно на автобусе из Мурманска. Дорога длится от трех до пяти часов в зависимости от загруженности. Расписание автобусов лучше узнавать заранее.
«Остров» Павла Лунгина с гениальным Петром Мамоновым снят в поселке Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. В фильме во время событий Второй мировой войны Анатолий предает товарища Тихона, когда их захватывает немецкий отряд. Он расстреливает друга, после чего немцы даруют ему свободу. Анатолия находят монахи, которые проживают на острове. Герой принимает решение остаться. Проходят годы, и главный герой предстает перед зрителем уже старцем, которого почитают, к которому приходят за советом и покаянием.
Лунгин исследует темы прощения и самопрощения, веры в Творца и самого себя. Очевидно, что локации Карелии, среди дикой природы и уединения, отлично отвечали поставленным задачам по созданию нужного настроения картины. До самого Рабочеостровска — поселка Кемского района — путь неблизкий, но по-настоящему красивый. Дорога на машине из города Петрозаводск займет примерно пять-шесть часов.
Самая далекая и экзотическая локация для съемок, которую можно себе представить, — это Чукотка. Так и подумал Филипп Юрьев и снял там «Китобой». Лешка — главный герой фильма — занимается охотой на китов. Однажды, с появлением интернета в поселке, он видит девушку в видеочате. Безумно влюбившись, он пытается узнать о ней как можно больше. Оказалось, красавица живет в Детройте. Лешка принимает решение ехать.
Сам режиссер неоднократно говорил в интервью о том, что локация Чукотки значительно повиляла на создание фильма. Ритм и погода внесли свои коррективы, и команде на ходу пришлось поменять многие решения. В фильме срабатывает эффект самобытности и натуральности, так как природа Чукотки действительно практически нетронута. История об иллюзиях и «детской» надежде, рассказанная на чукотской земле, надежды не лишает, а лишь умиляет и заставляет подумать: а о чем мечтаем мы?
Кино как средство запечатления времени и пространства может и должно фиксировать редкие, интересные и уникальные природные и архитектурные локации. При создании истории многие авторы проявляют настойчивость и любопытство: они готовы тратить достаточно времени на поиск нужного места для съемок. Такой подход всегда окупается, потому локация — это «вторая кожа», добавляющая каждому фильму смысла и вкуса.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора