Пандемия коронавируса оказала заметное влияние на участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России и их зарубежных партнеров. О том, как отрасль справлялась в условиях закрытия границ и остановки производств, о прогнозах на будущее, а также об уникальных платежных инструментах для расчетов по ВЭД, доступных российскому бизнесу, в интервью «Ленте.ру» рассказали генеральный директор «Таможенной карты» Андрей Возмилов и руководитель дирекции продуктов и технологий компании Юлия Пирогова.
«Лента.ру»: Пандемия оказала негативное влияние на все без исключения отрасли, практически разорвала международные связи? Что можете сказать в этой связи о внешнеэкономической деятельности российских компаний?
А.Возмилов: Прошлый год стал для бизнеса годом потрясений. В период пандемии во внешнеэкономической деятельности российских компаний одномоментно нарушились все логистические цепочки — остановился морской, железнодорожный и авиационный транспорт. Прошла волна закрытия производств, которая началась с Китая, а затем добралась до Европы и Америки. В текущем году, учитывая сохраняющиеся ограничения и усложнившиеся условия работы, ситуация остается непростой и продолжает оказывать влияние на российский бизнес. Основные проблемы связаны с логистикой. В следующем году эти факторы продолжат влиять на ситуацию с внешнеэкономической деятельностью, но мы рассчитываем, что постепенно последствия пандемии будут нивелированы.
Начала ли налаживаться ситуация в последние месяцы?
А.Возмилов: Статистика текущего года, особенно результаты за январь-август в сравнении с предыдущим годом, позволили нам сначала с осторожностью, а сейчас уже с большей уверенностью говорить, что ситуация в Российской Федерации с точки зрения внешнеэкономической торговли стабилизировалась. Оборот таможенных сборов за 8 месяцев, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), вырос практически на 50 процентов к 2020 году. Это большой прирост. Впрочем, важнее сравнить цифры с допандемийным периодом. Если сравнивать их с 2019 годом, то и тут увидим 12-процентный рост, что свидетельствует о том, что торговля не только восстановилась, но и прирастает. Повод для сдержанного оптимизма дают результаты сегмента импорта, очищенного от нефтегазовых доходов и показывающего картинку, которую можно перекладывать на бизнес. Так, за 8 месяцев импорт прирос на 37 процентов, его обороты вернулись к значениям 2020 года. Экспортная составляющая в 2021 году также ведет себя позитивно: рост к 2020 году составляет 81 процент, основной акцент принадлежит, конечно, нефтегазовому сектору. Если говорить про структуру торговли, то основным драйвером импорта остаются сегменты машин и оборудования (50 процентов год к году). Физический рост автомобилей в РФ вырос практически вдвое за 8 месяцев (в 1,8 раза). Большой прирост дала химическая промышленность (24 процента). Отрадно, если говорить про экспортную часть, что РФ увеличивает долю несырьевого экспорта в российском внешнеторговом обороте. Так, большой прирост зафиксирован в продовольственных товарах (19 процентов), что я связываю с эффектом импортозамещения.
Как вы оцениваете перспективы рынка ВЭД? Когда произойдет восстановление объемов международной торговли?
Рынок уже превышает показатели 2019 года. Можно говорить о его постепенном восстановлении, до конца года мы ожидаем продолжения прироста показателей. Основная проблема с точки зрения импорта техники, автомобилей лежит в плоскости дефицита полупроводниковых чипов. Это тоже эффект пандемии, эффект остановки Китая. Многие производители премиальных европейских брендов вынуждены были приостановить производство. Эта проблема сохранит свое влияние на рынок до конца 2022 года, скажется на поставках, на стоимости техники, будут определенные изменения с точки зрения объемов импорта в следующем году в РФ. Тем не менее мы ожидаем в 2022 году восстановления рынка к докризисному уровню. Если не будет локдаунов во втором полугодии 2021 года, то ситуация и в текущем году будет благоприятной. Многие компании научились работать удаленно, это тоже определенный импульс для внешнеэкономической деятельности.
Какие тренды сейчас вы наблюдаете в таможенной сфере? Насколько актуальной стала цифровизация?
А. Возмилов: Рынок внешнеэкономической деятельности серьезно трансформировался за последние 10 лет. Первый тренд — рынок фактически перешел в цифровую среду. Активно начала процессы перехода в цифровой формат ФТС, что было неожиданно для такой организации в российских условиях. Как следствие, сегодня каждая пятая декларация оформляется без физического присутствия сотрудника компании на таможенном посту. При этом в ФТС заявляют, что к 2030 году практически вся работа службы будет переведена в цифровую среду. Второй тренд — произошел серьезный скачок международной онлайн-торговли. В 30 раз за 10 лет вырос оборот поставок почтовых отправлений в виде посылок. Понятно, что большая их часть приходится на физических лиц — поколение, которое активно покупает товары за рубежом через интернет-площадки типа AliExpress. Предприниматели, особенно ИП, тоже приобретают комплектующие, запчасти, какие-то товары, используя маркетплейсы.
Как менялись потребности участников ВЭД за последние годы с учетом пандемии?
Ю. Пирогова: Если говорить о внешнеэкономической деятельности российских компаний, то, как уже говорил Андрей, в последние два года они прошли испытание на прочность. Кто-то прекратил свою деятельность, кто-то смог подстроиться под текущие реалии и перейти в режим удаленной работы.
В период пандемии существенно повысился спрос на правовые сервисы, электронную бухгалтерию, образовательные услуги, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности и трансграничной торговли.
Многие руководители в тяжелых для рынка условиях стали уделять больше внимания контролю за процессами, которых ранее не касались, в том числе стали внимательнее относиться к процессам, связанным с поставками грузов. Если раньше довольно часто такие компетенции отдавались на откуп сторонним организациям, то в период пандемии малому и среднему бизнесу пришлось экономить денежные средства, что не могло не отразиться и на внутренних процессах.
Как следствие, вырос спрос на образовательные программы в сфере ВЭД, дистанционные сервисы и программное обеспечение, позволяющие самостоятельно разобраться, как проходит поставка, в простом понятном интерфейсе оформить необходимые документы и оперативно задекларировать товар и оплатить пошлины и сборы. Ранее потребность цифровизации этой сферы не была настолько острой.
Если говорить о компаниях крупного корпоративного сегмента, то они либо в штате имеют профильных специалистов ВЭД, которые занимаются оформлением поставок, либо работают с таможенными брокерами. Их потребности формируются вокруг быстрой доставки, оперативной оплаты и формирования управленческой отчетности.
Платежная система «Таможенная карта», являющаяся крупнейшей системой таможенных платежей в России, способна облегчить жизнь МСБ?
Ю. Пирогова: Сервис «Таможенной карты» (ТК) появился более 20 лет назад и создавался под потребности рынка. В тот период достаточно сложно было оперативно оплатить таможенную пошлину. Единственным инструментом было платежное поручение, и скорость оплаты пошлин зависела от графика работы банков и Федерального казначейства, от расписания платежных рейсов и так далее. Но грузы поступали и поступают на таможенные посты и в выходные, и в праздники. Тогда и был запущен платежный инструмент «Таможенная карта», позволяющий производить быструю оплату в режиме 24/7 и формировать управленческую отчетность и, как следствие, максимально быстро получать груз. Но потребности рынка расширяются.
Проведя анализ деятельности компании за прошедшие 20 лет, мы поняли, что накопили экспертизу работы с процессами трансграничной торговли и таможенным оформлением. Мы увидели, что запросы клиентов стали шире чем просто платежный сервис, и сейчас мы можем предложить рынку что-то новое.
Кроме того, 20 лет ТК была более ориентирована на работу с компаниями крупного корпоративного сегмента, но мы изучили сегмент МСБ, его боли и потребности и приняли решение сделать на нем дополнительный акцент.
Мы отметили, что сегмент МСБ неплохо растет — за год он прирос более чем на 15 процентов с точки зрения количественных показателей. Потребность компаний МСБ заключается не только в быстрых платежах и выпуске груза, но и в целом в информированности. Поэтому у нас возникла идея с помощью наших новых сервисов помогать предпринимателям решительнее входить во внешнеэкономическую деятельность.
В чем преимущества «Таможенной карты»?
А. Возмилов: В нашем понимании одно окно — идеальное решение в любой сфере бизнеса. Наше ключевое преимущество — наличие единого цифрового пространства для участников международной торговли — операционная система «тамо • ОС». Если проводить понятные аналогии, то в российских условиях наша система похожа на МФЦ. Одно окно, в котором можно решить все вопросы. Мы строим такую конструкцию, чтобы впоследствии участник нашей операционной системы имел возможность декларирования, то есть обмена юридически значимой информацией с таможней, мог осуществлять любые расчеты (таможенные платежи, налоги), осуществлять обмен документами и получать разрешения с фискальными органами (например, фитосанитарного контроля). Особенно такой подход актуален для представителей МСБ. Для сравнения: сейчас участников ВЭД в РФ около 90 тысяч, из которых 85 тысяч приходится на сегмент МСБ. Если говорить в целом про рынок предпринимателей в России, то их более 9 миллионов. Мы хотим способствовать тому, чтобы МСБ в РФ получал компетенции и знания для работы в поле ВЭД. Мы аккредитовали нашу платформу августе прошлого года в текущем году в Федеральной таможенной службе, она уже подключена к реестру ФТС.
Ю. Пирогова: Наша амбициозная цель — способствовать увеличению количества участников ВЭД на рынке. Мы хотим помочь бизнесу ВЭД расти. С одной стороны, дать инструмент поддержки компаниям, которые на рынке уже существуют. С другой — сделать трансграничную торговлю для новичков не такой страшной, чтобы любой предприниматель мог легко разобраться в процессах и получить удобные инструменты для оформления документов, совершения операций и контроля над своим бизнесом. В связи с этим и были запущены наши новые продукты Операционная система для глобальной торговли «тамо • ОС» и информационные курсы в рамках проекта по повышению грамотности бизнеса в сфере ВЭД.
Наши проекты имеют практическую оценку, в том числе регионов.
Таможенная карта является членом Московской торгово-промышленной палаты, в 2021 году подписано соглашение о сотрудничестве с Фондом поддержки предпринимательства Свердловской области.
Что требуется для открытия «Таможенной карты»?
А. Возмилов: «Таможенная карта» есть в двух видах. Пластиковая — обычная карта платежной системы и более актуальное решение — виртуальная карта. Обе карты можно использовать для оплаты таможенных пошлин и сборов как на посту, так и в системах декларирования при оформлении деклараций. Для открытия ТК можно обратиться в банк, где открыт расчетный счет, и сотрудники банка помогут заполнить заявления на выпуск карты. Мы работаем с 60 крупнейшими банками Российской Федерации, включая банки с иностранным участием. Они могут имитировать нашу карту, кто-то и пластик, и виртуальную, как это делает, например, Сбербанк России, кто-то только пластик. Второй путь получения карты — обратиться на наш сайт, менеджеры свяжутся с вами и помогут сориентироваться с процессом ее оформления.
Ю.Пирогова: Для получения доступа к информационным курсам (теоретический блок из 10 уроков и симулятор по декларированию) оформлять карту не требуется. Заявку на курсы можно оформить через раздел «Продукты и услуги сайта таможенной карты». Наши сотрудники свяжутся с вами, ответят на вопросы и расскажут о программе. Мы предлагаем клиентам изучить теоретический блок, безопасно потренироваться на симуляторе заполнения деклараций, а затем перейти в операционную систему «тамо • ОС», где уже осуществлять оформление боевых деклараций, получать в режиме онлайн консультации экспертов, обмениваться документами с Федеральной таможенной службой и оплачивать пошлины и сборы.
Вы уже упоминали, что текущем году была запущена операционная система «тамо • ОС». Можно подробнее рассказать о ее особенностях?
Ю.Пирогова: Мы разрабатывали данную систему таким образом, чтобы предприниматель в одном окне мог задекларировать товар, при необходимости, получить поддержку профильных специалистов (включая юристов ВЭД) и оплатить все необходимые пошлины и сборы.
Сейчас «тамо • ОС» работает в режиме импорт, ближе к концу года мы запустим ветку экспорта, в которой можно будет точно также оформлять экспортные документы, консультироваться со специалистами и при необходимости оплачивать пошлины.
Основная задача ОС — помочь клиенту самостоятельно заполнить декларацию, прикрепить все необходимые документы. Именно поэтому Система предлагает простой набор полей, которые клиент может заполнить интуитивно, часть информации подтягивается из интегрированных систем, присутствуют подсказки и справочники, база терминов и определений (чтобы поддержать начинающих участников ВЭД), а также кнопки обращения к профильным специалистам за консультацией. И самое главное — участнику ВЭД не нужно волноваться о смене форматов, требований к документам, кодировке. Мы регулярно отслеживаем все изменения и актуализируем Систему. Таким образом, у пользователей «тамо • ОС» минимизирован риск отправки в ФТС неактуальных документов.
Сколько на сегодняшний день компаний-участников платежной системы?
А.Возмилов: Количество клиентов, которые используют в работе платежную карту, перешагнуло отметку в 5100. В 2020 году количество держателей ТК выросло на 3 процента, то есть на 100 с небольшим компаний. По нашим оценкам, 85 процентов из них это представители малого и среднего бизнеса. Прошлый год был для нас непростым, мы фиксировали большой отток компаний, которые, видимо, не смогли решить вопрос восстановления логистических цепочек, перешли в рублевую зону и не вернулись на рынок ВЭД. В 2021 году на базе ТК мы видим достаточно серьезный приток клиентов МСБ, которые выходят на рынок впервые. Мы получаем по 40-50 новых клиентов в месяц. Это бизнес, который приходит как минимум на расчетную функцию ТК.
Можно ли оценить экономический и финансовый эффекты для компании при использовании «Таможенной карты»?
А.Возмилов: Рынок таможенных услуг достаточно дискретный. У компаний несколько путей решения своих задач. Один из них — работать с брокером или таможенным представителем, которые в большинстве своем предлагают приобретать комплексный пакет услуг. Мы пошли по иному пути, предлагая широкий набор услуг, которые тарифицируются. Мы хотим, чтобы для МСБ все было прозрачно: можно было бы сравнить цены и объем предоставляемых услуг. Вышесказанное справедливо только касательно декларирования и расчетов. Если же предприниматель хочет иметь платформу для обмена с ФТС, то, помимо брокера, ему нужно купить софт, либо работаешь через софт брокера, что еще дороже. Если есть вопросы по логистике, то это еще одно звено цепочки, и снова расходы. Мы стараемся все это совместить.
Юридическая поддержка в случае возникновения спорных ситуаций востребована у бизнеса? В каких направлениях ваши специалисты чаще всего привлекаются МСБ?
А.Возмилов: Мы понимаем, что компании ИП или МСБ не имеют в штате юриста с квалификацией ВЭД. Вопросы, которые мы закрываем, для таких клиентов важны. Так, мы помогаем при камеральных проверках ФТС, подбираем пакет документов, правильно формулируем ответы со знаниями нюансов и требований регулятора. Также оказываем поддержку в таком направлении, как административные споры ФТС. Клиенту важно не выпасть из «зеленого списка» и качественно, аргументированно объяснить свою позицию, даже если суммы споров незначительны. Наша уникальная разработка — электронное поручительство под корректировку таможенной стоимости. Эта процедура применяется в том случае, если клиент и таможня разошлись в оценке стоимости груза. По регламенту ФТС в таких случаях происходит следующее: в течение 48 часов предприниматель должен либо заплатить разницу и получить груз, либо обеспечить в объеме дельты, которую он недоплатил, депозит и разбираться в течение 60 дней, доказывая свою правоту. Клиентам в подобных случаях приходилось выдергивать из оборота деньги для депозита. Разбирательство с таможней занимало в среднем 30-60 дней.
Мы предложили электронное поручительство. Оно интегрировано в «Таможенную карту». Клиент в течение нескольких часов может получить у нас решение по своему случаю и выставить поручительство под нашу гарантию в пользу ФТС. Груз переходит границу либо в ту, либо в другую сторону: попадает либо в коммерческий оборот клиента внутри РФ, либо покупателю за границей. И клиент в спокойном режиме ведет диалог с ФТС, при необходимости подключая наших юристов. Это стоит денег, но существенно дешевле, чем получить кредитные ресурсы в банках. Данное направление мы намерены развивать и дальше. У бизнеса много проблем, которые требуют банковских гарантий, отвлечения денег, например, тот же возврат НДС, который важен для экспортеров. Мы будем использовать наше электронное поручительство, чтобы клиент мог сразу получать возврат НДС, пускать в свой оборот и дальше готовить документы для ФНС, ФТС и выходить на решение о возврате НДС.