«Реальная жизнь меня пугает» Джон Карпентер создал самого страшного злодея фильмов ужасов. Чего боится он сам?
Беседовал Евгений Шульгин
Не так уж много найдется фигур, настолько же сильно повлиявших на жанр хоррора (а также научной фантастики и боевика), как Джон Карпентер, режиссер культовых фильмов «Нечто» и «Побег из Нью-Йорка», «Нападение на 13-й участок» и «Большой переполох в Маленьком Китае», «Кристина» и «Чужие среди нас». Его самым живучим творением остается, конечно, «Хеллоуин» — картина, не только сформировавшая канон так называемых слэшеров, но и подарившая кинематографу одного из самых страшных злодеев экрана (а возможно, образцовое воплощение чистого зла), не расстающегося с маской мучителя бэбиситтеров и распутной молодежи Майка Майерса. При участии Карпентера как исполнительного продюсера и консультанта создаются и новые серии «Хеллоуина», включая «Хеллоуин убивает», который вышел в российский прокат. «Лента.ру» поговорила с живым классиком о его творении и причинах его неувядающей популярности.
«Лента.ру»: Оригинальный «Хеллоуин» 1978 года — классика хоррора. Вы, наверное, даже не предполагали такого, снимая его сорок с лишним лет назад?
Джон Карпентер: Конечно. Это был всего лишь малобюджетный фильм ужасов, который нам каким-то чудом удалось создать. Мы были еще детьми, которые всего лишь хотели снимать кино. Никогда больше я не получал столько удовольствия на съемках, как тогда.
Какими были эти съемки?
Прошли без сучка, без задоринки. Почти не сталкивались ни с какими проблемами. И кино вышло неплохое, по-моему.
Как вам кажется, почему эта история и эти персонажи остаются актуальными до сих пор?
Я думаю, людям просто нравится до смерти пугаться Майка Майерса — причем в кинотеатре. Это коллективный опыт — то, с чем фильмы ужасов справляются лучше всего.
Что собой представляет «Хеллоуин»?
Первый «Хеллоуин» вышел на экраны в конце октября 1978-го — аккурат накануне Дня Всех Святых — и мгновенно стал сенсацией американского проката. Это был третий фильм режиссера Джона Карпентера, выступившего также автором сценария и музыки, как и сама кинокартина ставшей культовой. Вдохновляясь «Психозом» Альфреда Хичкока и особенно «Черным Рождеством» Боба Кларка, Карпентер рассказал историю маньяка Майкла Майерса, сбежавшего из психбольницы убийцы, который, не снимая дегуманизирующей его маски, терроризирует население родного города Хэддонфилда. Критики поспешили провозгласить Майерса, лишенного мотивов и сверхъестественно живучего, как бы его ни пытались убить, идеальным воплощением абсолютного зла, а зрители поспешили увидеть «Хеллоуин» в кинотеатрах. Так фильм с бюджетом 300 тысяч долларов собрал в мировом прокате более 70 миллионов долларов. Майерс стал культовым кинозлодеем, а 19-летняя актриса Джейми Ли Кертис, сыгравшая главную противницу маньяка, бэбиситтера Лори, превратилась в кинозвезду. Не заставили себя ждать сиквелы: к 2002 году на экраны вышло семь продолжений ленты Карпентера, в основном без его участия — он лишь написал сценарий «Хеллоуина II». В нулевых франшизу перезапускал Роб Зомби, снявший две высоко оцененные фанатами хоррора картины о Майкле Майерсе. В 2010-х «Хеллоуин» возродили вновь — заручившись одобрением и продюсерским вкладом Карпентера, это сделал режиссер Дэвид Гордон Грин, задумавший трилогию, прямо наследующую оригинальному фильму. Первый фильм трилогии, названный просто «Хеллоуин», вышел в 2018 году. Его продолжение «Хеллоуин убивает» вышел в прокат в этом октябре. Финал выйдет на экраны в 2022-м под названием «Хеллоуин заканчивается».
Но что делает Майкла таким уникальным для хорроров злодеем?
Из-за маски, которую он носит, он лишен любых примет, лишен внешности. Ты не можешь разглядеть, кто он или что он. Поэтому тот факт, что ты не можешь себя с ним из-за этого идентифицировать, делает его невозможно жутким.
А какой тогда вы видите Лори, героиню Джейми Ли Кертис, которая противостояла Майерсу в первом фильме и продолжает делать это до сих пор?
Лори — супергероиня! И Джейми Ли Кертис — тоже. За прошедшие годы она выросла в блестящую актрису, способную повелевать и экраном, и персонажами, которых она играет. Я так горжусь ею и тем, какую карьеру она смогла построить в кино! Недавняя награда за вклад в кинематограф, которую ей вручил Венецианский фестиваль, абсолютно заслуженная.
А для вас лично какое значение имеют «Хеллоуин» и его персонажи?
Они обеспечили мне карьеру в фильмах ужасов, и это прекрасно, потому что я смог стать Джоном Карпентером — тем, каким его все знают! Это имя теперь значит нечто большее, чем было до «Хеллоуина». С этого фильма началась, по большому счету, моя карьера, и я в восторге от того, как его приняла аудитория.
Что вы чувствовали, когда узнали, что ваш оригинальный фильм будет продолжен в виде новой трилогии, второй частью которого теперь стал «Хеллоуин убивает»?
Я встречался тогда со сценаристами Дэвидом Гордоном Грином и Дэнни МакБрайдом, и у них оказалась отличная идея, в каком направлении повести эту трилогию. А так как Дэвид — еще и талантливый режиссер, я остался доволен. А самое лучшее — что мне самому никакой настоящей работы делать не нужно!
В «Хеллоуин убивает» чудовищу противостоят не только Лори и ее семья, но и весь город Хэддонфилд.
Да, это часть плана Дэвида. В предыдущем фильме он рассказал историю выживших в борьбе с Майерсом, а теперь он разворачивает сюжет о том, как охотиться на Майкла начинает толпа. Так или иначе, но разгневанные толпы никогда не добиваются своего. Это никогда не приводит ни к чему хорошему.
650
миллионов долларов
заработали в прокате 12 фильмов франшизы «Хеллоуин»
На ваш взгляд, как изменились киноиндустрия и особенно жанр фильмов ужасов с того времени, когда вы снимали «Хеллоуин» сорок лет назад?
Индустрия изменилась до неузнаваемости, но жанр хоррора никогда не меняется. Фильмы ужасов снимают постоянно. Большая их часть чудовищна, но всегда есть несколько сносных картин — и парочка по-настоящему хороших. И всегда было так. Зрители любят фильмы ужасов. Всегда любили и всегда будут любить. Человечество веками будоражило себя страшными сказками — и мне не кажется, что эта любовь пощекотать себе нервы когда-нибудь исчезнет. Что до меня, то я горжусь своей работой в жанре хоррора. Но кинобизнес, каким я его знал, давно ушел в небытие. Индустрия полностью поменялась.
Что вы советуете молодым режиссерам, которые хотят пойти по вашим стопам и снять хороший фильм ужасов?
Что история, которую они рассказывают, должна быть ими прочувствована, прожита. Ты должен быть одержим этим сюжетом. И я всегда говорю им продолжать работать, снимать фильмы и рассказывать истории, несмотря ни на что. Рано или поздно возможность подвернется.
В реальной жизни что вас пугает?
Реальная жизнь меня и пугает. Если вас не страшат некоторые вещи, происходящие у нас за окном прямо сейчас, то у вас просто нет души.
Фильм «Хеллоуин убивает» (Halloween Kills) вышел в российский прокат 21 октября