Алексей Богданов, военный историк, окончил Саратовский государственный университет по специализации «Военная история»
«За 28 дней была завоевана Польша, а в Сталинграде за 28 дней немцы взяли лишь несколько домов. За 38 дней была завоевана Франция, а в Сталинграде за это же время немецкая армия продвинулась с одной стороны улицы на другую», — сообщала «Би-би-си» в октябре 1942 года.
Действительно, маневренная война с ее стремительными прорывами, бросками и окружениями в донских и волжских степях к началу осени 1942 года сменилась упорной позиционной борьбой за каждый метр пространства среди руин города Сталинграда. Тогда немецкие старшие офицеры, прошедшие Первую мировую, с ужасом осознали, что время блестящих побед кончилось, и они вернулись в ад Вердена.
К Волге немцы вышли уже 23 августа на северной окраине Сталинграда. Началась битва в городе, продлившаяся до ноября. В ходе боев армия врага предпринимала несколько «решающих» штурмов и неоднократно прорывались к Волге, в том числе в центре города. В некоторые моменты полоска земли, обороняемой советскими войсками, съеживалась до сотни метров. Однако окончательно сбросить советские войска в Волгу так и не удалось — контратаки прибывающих с левого берега подкреплений выправляли ситуацию, хотя в ходе битвы случилось несколько тяжелых кризисов, когда оборона города висела на волоске.
Советские войска пополнялись и снабжались по воде с левого берега Волги. Переправы находились под постоянным огнем немецкой артиллерии, пулеметов и прежде всего авиации. Однако и советская артиллерия, находившаяся на левом берегу, вносила решительный вклад в битву. Без нее, стреляющей через Волгу, советские войска вряд ли смогли бы удержаться. Артиллерия наводилась с помощью корректировщиков, передававших данные из самого Сталинграда.
Борьба среди руин города, где до врага оставались считаные метры, потребовала разработки особой тактики и применения специфического вооружения. Часто бои шли внутри дома, который представлял собой слоеный пирог: на первом и третьем этажах размещались советские солдаты, на втором и в подвале — немцы, и тому подобное.
Вооружались солдаты противоборствующих армий своеобразно. Место дальнобойных, но не скорострельных винтовок заняли пистолеты-пулеметы. В поле они были не очень полезны из-за малой дальности стрельбы, но в городских боях расстояния и так были минимальные, на первый план выходила плотность огня и скорострельность. В огромных количествах использовались гранаты и огнеметы.
Особое распространение в Сталинграде получила снайперская война. В целом школа подготовки снайперов в Красной армии была более развита, чем в вермахте. Советских снайперов было больше, действовали они гибче и изобретательнее, чем немецкие. Многим известен снайпер Василий Зайцев, уничтоживший в Сталинграде более двухсот немецких солдат и офицеров, включая одиннадцать снайперов.
С определенного момента в войсках Германии, воюющих в городе, стал происходить психологический надлом — они все больше теряли веру в победу. Советские же солдаты, напротив, все больше эту веру обретали. Они заметили, что немцы перестали бриться и следить за собой. Среди советских воинов это считалось постыдным, они, несмотря на тяжелые условия жизни, старались содержать себя в чистоте.
Даже в самые тяжелые дни боев за Сталинград советское командование готовилось к контрнаступлению. Его контуры стали видны еще в сентябре. Юго-Западный и Сталинградский фронты должны были нанести удары навстречу друг другу и, пройдя по сто километров каждый, встретиться в районе Калач-Советского. Там они собирались окружить всю сталинградскую группировку войск противника. Задача была нетривиальной, особенно для советских войск образца 1942 года. Однако тщательная проработка операции командованием и самоотверженные действия солдат сделали возможным успех этой операции.
Не имея достаточного количества войск для заполнения всего фронта, германское командование ставило на второстепенные участки отряды союзников — итальянские и румынские. Немцы с пренебрежением относились к их войскам и имели на это основания. Советское командование, получив от разведки данные о том, что румыны и итальянцы занимают определенные участки фронта, старалось сосредоточить удар именно на них, обоснованно считая их слабым звеном.
Советское наступление, получившее название операция «Уран», началось 19 ноября 1942 года с мощной и эффективной артподготовки: удар был хорошо спланирован и позволил войскам Юго-Западного фронта с ходу прорвать оборону противника. Именно поэтому день артиллерии и ракетных войск празднуется 19 ноября.
6-я румынская армия была фактически разгромлена в первый же день наступления, а контрудары немецких частей были отбиты. 20 ноября 1942 года в наступление перешел Сталинградский фронт, а уже 23 ноября войска двух фронтов встретились в районе хутора Советский, окружив огромную немецкую группировку из 330 тысяч человек. После войны некоторые советские полководцы признавались, что недооценивали численность войск противника, считая, что окружают группировку примерно в 100 тысяч человек. Они заявляли, что если бы тогда им было известно о численности немецких войск в Сталинграде, то, возможно, это помешало бы действовать так дерзко и стремительно.
Немецкое командование попыталось деблокировать окруженную группировку. Для этого была создана группа армий «Дон» под командованием Эриха фон Манштейна, которая должна была пробиться к Сталинграду. Однако эта попытка закончилась провалом: немецкие войска были остановлены, находящиеся же в городе части вермахта уже не имели возможности пробиваться им навстречу — они потеряли свою подвижность.
300 тысяч человек ежедневно нуждались в тысячах тонн продовольствия, горючего и боеприпасов, а окруженную группировку снабжать можно только по воздуху. Люфтваффе мобилизовало весь немалый флот своей транспортной авиации, однако даже он не был способен доставить адекватное количество провизии. В скором времени в обороняющихся немецких войсках начался голод, тем не менее они не решались капитулировать. 10 января 1943 года Красная армия начала операцию «Кольцо», направленную на ликвидацию окруженной группировки, и к концу месяца задача была выполнена.
31 января в плен взяли командующего 6-й немецкой армией Паулюса. Когда тот уже был в окружении, Гитлер присвоил ему высшее в немецкой армии звание фельдмаршала. Это был завуалированный приказ застрелиться, поскольку ни один германский фельдмаршал никогда не попадал в плен. Но Паулюс стал первым. В 1946 году он выступил свидетелем на Нюрнбергском процессе. Человек, напрямую причастный к подготовке плана нападения на СССР в 1941 году, подтвердил, что Германия не ожидала никаких агрессивных действий со стороны противника, и ее действия вовсе не были превентивным ударом, каким его пытались представить некоторые руководители Рейха.
Сталинградская битва стала переломным моментом войны. Немцы потерпели тяжелейшее поражение и не только потеряли свою крупнейшую армию, но и надломились психологически — дух победителей покинул их навсегда. Советская армия, напротив, обрела уверенность и навыки проведения успешных наступательных операций. Фронт неудержимо покатился на запад.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора