Житель Салехарда Максим Крячко решился на необычный проект: он перевез из Заполярья в Крым настоящий ямальский чум — древнее жилище арктических кочевников. Десятки семиметровых шестов для чума, которые простояли в тундре 80 лет, по заказу Максима везли через всю Россию на фурах и поездах, после чего переправляли по водам Черного моря. Чум уже стал местной достопримечательностью, а его хозяин намерен открыть в нем музей северных народов, если сможет перезимовать в своем жилище на побережье и выдержать суровые морские ветра. Историю самого южного чума в мире Максим Крячко рассказал «Ленте.ру».
«Лента.ру»: как вы связаны с культурой северных народов?
Максим Крячко: Я провел всю жизнь на Ямале, 20 лет отработал журналистом на новостях. В рамках своего последнего телепроекта я кочевал с бригадой оленеводов целый месяц: мы перегоняли две тысячи оленей с юга на север. В то время быт северных народов как-то запал мне в душу, и это совпало с тем, что я решил на время покинуть Заполярье. Мой выбор в плане переезда пал на Крым — место, где я бывал только в детстве.
Где именно вы решили обосноваться в Крыму?
Я перебрался в район Судака — выбрал дикое место неподалеку от городского пляжа. Мне здесь понравилось. Может, я выбрал это место, а может, оно выбрало меня. Вообще, у него мистическая репутация: по преданиям древних греков, именно в районе нынешнего Судака находился вход в царство Аида, правителя подземного царства мертвых.
Тут известное место силы: люди едут сюда, чтобы зарядиться энергией или провести какие-обряды. Оно как будто притягивает людей — возможно, на каком-то энергетическом уровне оно притянуло и меня.
Почему вы решили установить там чум?
На побережье я перебрался в начале 2021 года и первые четыре месяца жил в палатке. Для меня это не было проблемой: я проработал за полярным кругом 20 лет, участвовал во многих экспедициях и привык к суровым условиям.
Но все же палатка для постоянной жизни плохо подходит, и тогда у меня родилась идея с чумом, древним жилищем арктических кочевников. Он большой, в нем можно полноценно жить в любом диком месте. И я решил установить его на черноморском побережье.
Как устроен северный чум?
Он состоит из каркаса и покрытия. Каркас устанавливается так: вначале ставятся три палки, связанные посредине, к которым крепятся остальные каркасные элементы. Сверху на них накидываются два водонепроницаемых брезентовых полотна, которые при помощи специальных веревок связываются друг с другом у горловины и по бокам.
Зимний вариант чума — самый дорогой. В нем верхним слоем, над брезентом и войлоком, идут два полотна из оленьих шкур. Причем олени, у которых берут эти шкуры, должны быть забиты в определенный период жизни, в определенном возрасте. Это важно для того, чтобы из шкуры не сыпался ворс. Вообще, оленьи шкуры очень ломкие, а их ворс похож на ворс белого медведя — каждый волосок имеет внутри воздушную полость, поэтому оленья шкура обеспечивает идеальную теплоизоляцию.
Какова история вашего чума, который вы установили на берегу Черного моря?
С ним вышла долгая история. Элементы каркаса я пытался найти в Крыму, думал использовать бамбук, березу и другие деревья, растущие вплоть до Екатеринбурга. Мне предлагали привезти березу, но минимальный объем древесины для заказа был слишком большим для моего проекта. И тут со мной связалась знакомая из Горнокнязевска, поселка под Салехардом.
Она, к слову, считается потомком хантыйского княжеского рода Тайшиных. Сам Горнокнязевск основали в XVII веке как резиденцию князя Тайшина, представителя царской власти среди местного населения. И этот каркас посреди тундры был частью очень древней истории.
Так благодаря ей у меня оказался 51 семиметровый шест из ямальской лиственницы, каждый толщиной с мужскую руку. Лиственница — это уникальный материал для чума: она очень легкая и одновременно крепкая, ее сложно сломать.
А полотна для вашего чума — они тоже с историей?
Да, эти пологи мастерица из Салехарда когда-то сшила на свадьбу своей дочери, так что чум, который я установил в Крыму, самый что ни на есть ямальский, настоящий и с легендарной историей. Впрочем, то, как я доставлял его в Крым, — это тоже история: ведь части чума надо было как-то везти из Заполярья через всю Россию.
А вот за перевозку семиметровых шестов из лиственницы взялась всего одна транспортная компания на всю страну. Везли их двумя партиями на фурах и по железной дороге, до Крыма они добрались за пару недель. Потом уже здесь, под Судаком, была вторая часть этой операции.
И вот мы вместе с моими помощниками надули большой желтый «банан» и на нем по частям везли эти огромные шесты из лиственницы к месту моей стоянки, а потом поднимали их в гору, причем без всяких ступенек. Это была очень тяжелая и финансово затратная история, но я с ней справился — и установил самый южный чум в мире.
Каков ваш дальнейший план? Вы собираетесь жить в чуме?
Пока моя главная задача — перезимовать в нем на берегу моря. Сложность в том, что в том месте, где я остановился, очень сильные ветра. Чтобы укрепить чум, я использовал нестандартный подход — обложил его снаружи теми шестами, которые не пошли в каркас.
Это вынужденная мера: ветер здесь буквально рвет полотна, и чум постоянно скрипит от его порывов. Второй момент — пока непонятно, как быть с отоплением. Разжигать костер тут не из чего, а печки пока нет. Возможно, обзаведусь газовой — еще не решил.
Как местные жители и туристы реагируют на ваш чум?
Они, конечно, в восторге — особенно дети. Фотографируются на фоне чума и внутри него, с интересом изучают варган (шаманский музыкальный инструмент) и бубен, надевают малицу — традиционную мужскую одежду народов Крайнего Севера.
Несмотря на то что сам я не коренной житель Заполярья, я хочу пробудить у людей интерес к этому региону через свой самый южный чум. Многие ведь даже не знают, что такое чум, — называют его вигвамом или юртой, хотя живут в одной стране с народами Заполярья. Во многом из-за этого я выступаю за популяризацию северной культуры.
Вы планируете открыть в вашем чуме полноценный музей?
Если мне удастся простоять на берегу Черного моря всю зиму, а мой проект окажется достаточно популярным в соцсетях, то к следующему летнему сезону я хочу открыть в своем чуме настоящий музей северных народов. Причем не ради заработка, а ради идеи.
Потому я и хочу раскрутить свой канал в соцсетях, набрать аудиторию. Может быть, со временем мне станут присылать какие-нибудь старые вещи, завалявшиеся на антресолях, — например, оставшиеся от дедушки кисы, традиционную обувь народов Крайнего Севера. Чем больше будет экспонатов в моем чуме — тем интереснее будет посетителям музея.
Почему ваш проект может стать привлекательным для туристов и жителей Крыма?
Для того чтобы добраться до Заполярья из Крыма своими силами и лично познакомиться с бытом народов Крайнего Севера, сегодня надо потратить тысяч 200 рублей. В эту стоимость входит перелет до Салехарда и обратно, а также путь в обе стороны до стойбища оленеводов в тундре.
Это сложный путь, который осилит далеко не каждый. Но есть и другой вариант знакомства с бытом северных народов — прийти в мой чум. Я надеюсь, что для многих это станет первым шагом к тому, чтобы отправиться в реальное путешествие в Заполярье. Возможно, в будущем этот регион станет популярным туристическим направлением в России.