Марина Аброшина,
креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»
Мне всегда интересно узнавать, с чего начиналось то или иное явление. Как зарождалось искусство? Когда появился театр? Кто изобрел кино? Если говорить о последнем, то процесс его создания, безусловно, можно назвать инновационным, захватывающим и сложным. В современной быстроразвивающейся индустрии мы часто забываем о тех, кто стоял у истоков, и о том, как тяжело было самым первым режиссерам, монтажерам и операторам.
Однако это несомненно важная часть истории, и знать ее необходимо, чтобы понимать, как люди пришли к тому, что зритель видит сегодня на экранах. Особенно интересно вспомнить, кто виноват в появлении кино в России, что видели первые отечественные зрители и какие темы привлекали внимание первых российских киноделов.
А было вот как. Первый публичный показ в России состоялся в 1896 году в летнем театре петербургского сада «Аквариум». Тогда аудитория увидела на большом экране документальный немой короткометражный фильм братьев Люмьер «Выход рабочих с завода братьев Люмьер» и «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Сад, в котором проходил показ, теперь стал местом практически священным, а сегодня локация известна благодаря расположению на ее территории киностудии «Ленфильм». В Москве же премьеру показали на следующий день в саду «Эрмитаж».
Стоит отметить, что первые картины были немыми и зачастую не имели знакомой современному зрителю нарративной структуры. В России же первые фильмы появились не одновременно с люмьеровскими, а чуть позже. Сперва российские предприниматели озадачились потребностью в локации: где показывать кино. Таким образом, строительство и оснащение кинотеатров стало первостепенной задачей.
Если верить хроникам, то одно из первых небольших помещений было организовано в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте. Ранее кинотеатры назывались электротеатрами или иллюзионами. Их репертуар включал французские, итальянские и британские картины. Чтобы привозить фильмы из других стран, появилась необходимость в прокатных компаниях. Позднее они становились производственными и начинали снимать кино.
Один из ярких представителей первооткрывателей индустрии в России — Александр Дранков. Он увлекался фотографией и был достаточно известен в профессиональных кругах, считался одним из главных фотографов царской семьи. Также Дранков владел крупной сетью фотоателье, работал фотокорректором для лондонской газеты Times и нескольких парижских изданий.
В 1907 году энтузиаст решил погрузиться в развитие кинопромышленности и открыл компанию «А. Дранков и Ко», а затем приступил к съемкам хроникального кино. Одной из самых известных его работ в документальном жанре стала кинохроника, снятая в Ясной Поляне в 1908 году, запечатлевшая Льва Николаевича Толстого и его близких. Появление первого художественного фильма тоже произошло благодаря Александру Дранкову: это была работа «Понизовая вольница. Стенька Разин».
Картина является экранизацией пьесы Василия Гончарова, которая, в свою очередь, была написана по мотивам известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Сам фильм представляет собой последовательную смену фрагментов, передающих сюжет произведения. Выполнен он общими планами с превалирующим количеством массовых сцен. С этого момента началось плавное развитие отечественной киноиндустрии: все больше отечественных фильмов стало выходить на экраны.
Здесь уместно вспомнить еще одного пионера отрасли — Александра Ханжонкова, который до 1907 года занимался исключительно закупкой иностранного кино, а потом решил снимать сам. Один из его знаковых фильмов — «Оборона Севастополя», реализованный в 1911 году, — стал абсолютным фаворитом в прокате. Картина рассказывала о событиях, связанных с защитой Севастополя в период Крымской войны. Несмотря на то что он лишен классической драматургической конструкции, сцены снимались двумя камерами с использованием панорам. В съемках принимали участие военные русской армии и даже ветераны сражения за Севастополь. Общая длительность картины составила 1 час 40 минут, что сделало ее первой мировой и российской полнометражной работой.
Позднее фильмы его коллег по цеху, такие как «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири» (1910 год) и «Евгений Онегин» (1911 год) Василия Гончарова, а также экранизация сказки «Царевна-лягушка» (1911 год) породили понимание, что авторам интересен не только документальный жанр, но и адаптация народных, фольклорных текстов и историй, понятных и знакомых каждому российскому зрителю. Так начала развиваться новая ветвь отечественной киноэпохи.
Говорят, что история кино чем-то похожа на шляпу Гермионы — можно копаться в ней часами, днями и неделями, но так и не достигнуть самого дна. Сложно себе представить, какое количество фильмов выпускается каждый год не только в России, но и во всем мире. Даже если тратить все свое время на просмотр кино, не хватит жизни, чтобы охватить все работы. Однако мне верится, что героев и первооткрывателей важно помнить и узнавать. Поэтому не пройтись по первым историческим картинам — то же самое, что не прочитать ни одной книги из школьной литературной программы. Без этой базы невозможно составить общую картину происходящего в современном мире.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора