На Netflix вышла «Армия воров» — приквел появившейся в начале года и запустившей новую экшен-вселенную «Армии мертвецов» Зака Снайдера. «Лента.ру» рассказывает, почему этой истории мюнхенского медвежатника с непроизносимой фамилией удается сбить чрезмерный пафос оригинальной снайдеровской зомби-оперы.
Жил да был на свете великий сейфодел Ганс Вагнер. Трагическая гибель родных привела его к расцвету карьеры — созданию четырех сейфов, названных в честь опер из цикла «Кольцо нибелунгов» гениального гансовского однофамильца Рихарда. «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и, наконец, венец творения — «Гибель богов». Завершив труд всей жизни, Вагнер заперся в последнем из сделанных железных ящиков и тихонько там скончался. «Гибель богов» сбросили в реку вместе с телом, поскольку достать его оттуда не представлялось возможным. Остальная троица поступила на службу в европейские банки и стала наваждением для медвежатников всего мира…
Этой в меру занимательной историей пытается увлечь аудиторию YouTube юный и несуразный клерк Себастьян Шленхт-Венерт (Маттиас Швайгхефер). Он, возможно, единственный человек на свете, который может выговорить собственную фамилию, да и на прочих жизненных фронтах дела обстоят не очень. У роликов по истории медвежатничества по одному просмотру, друзей нет, про личную жизнь разговор лучше даже не начинать. И вот в одночасье все меняется. Себастьян получает приглашение на подпольные соревнования взломщиков, одерживает там победу и — получает предложение, от которого невозможно отказаться. Таинственная Гвендолин (Натали Эммануэль), призывно улыбаясь, приглашает молодого человека присоединиться к ее банде грабителей экстра-класса. Целью авантюристов являются те самые три вагнеровских сейфа — просто потому, что цель красивее перед надвигающимся концом света выбрать просто невозможно. Слова об апокалипсисе, разумеется, не фигура речи: по телевизору вовсю трубят, что в Неваде разбушевалась эпидемия зомби-вируса, которая вот-вот поглотит и весь остальной мир.
Про последствия этой самой эпидемии в мае рассказал фильм Зака Снайдера «Армия мертвецов». Одновременно с премьерой было заявлено, что картина даст начало новой киновселенной, развитие которой, впрочем, будет происходить нелинейно. Мультсериал в аниме-стилистике, который расскажет предысторию героя Дейва Батисты, находится в разработке, а пока Netflix предлагает зрителям приквел. Его сюжет рассказывает, как Себастьян превратился в Людвига Дитера — одного из самых симпатичных персонажей громогласного снайдеровского зомби-блокбастера. Постановку фильма доверили исполнителю главной роли Маттиасу Швайгхеферу, который является автором нескольких локальных немецких хитов, а широкому зрителю знаком, например, по роли в «Операции "Валькирия"» Брайана Сингера.
Снайдер, видимо, сам понимает, что свойственный его фильмам оперный (с уклоном в опереточный) накал необходимо дозировать. Дважды за год такие удары по зрителю, истощенному пандемическим бытом, наносить не стоит — в конце концов, это непродуктивно хотя бы из экономических соображений. Так что первое ответвление его вселенной посвящено становлению персонажа «Армии мертвецов», который наименее всего из команды, собранной для самоубийственной экспедиции в Лас-Вегас, походил на супергероя.
В «Армии воров» ходячие мертвецы присутствуют только в новостных сводках и снах-флэшфорвардах. Основное же действие сосредоточено даже не на самих налетах, а на собственно вскрытиях сейфов. Себастьян, которого в фильме открыто атрибутируют словом «задрот», всю жизнь мечтал о больших свершениях, так что практиковался не только в ловкости рук, но и в изучении эпических вагнеровских опер. Перед взломом каждого из трех сейфов Себастьян включает соответствующую музыку и вкратце пересказывает сюжет. Очевидно, что по идее Снайдера оперная тетралогия должна рифмоваться с основным сюжетом, придавая ему глубину и размах.
Эта нагрузка в «Армии воров», к счастью, присутствует исключительно в качестве наследственного атавизма. Швайгхефер, получив карт-бланш от патрона, сделал аккуратный и ироничный приключенческий фильм, какие в нулевые выпускала компания Люка Бессона Europa Corp. Пролог картины сделан в готично-пряничной эстетике, которая отчасти напоминает фильмы Уэса Андерсона и сразу настраивает на ироничный лад. Карикатурные соревнования по взломам финишируют знакомством с будущими подельниками, где все тоже как на подбор. Один (Стюарт Мартин) называет себя Брэдом Кейджем, поскольку все детство провел за просмотром «Воздушной тюрьмы». Другая (Руби О. Фи) — хакерша, выкравшая в свое время пиратку вторых «Пиратов Карибского моря» с диснеевских серверов и видящая в Себастьяне родственную задротскую душу. Водителем здесь служит чернокожий Рольф (Гуз Кхан), который будто специально пытается походить на всех героев «Форсажа» сразу. Наконец, биография роковой атаманши Гвендолин настолько переполнена штампами, что тоже не позволяет относиться к ней всерьез. Герои и сами в курсе игры, в которую играют, — поэтому постоянно сравнивают себя с персонажами «того самого шпионского боевика».
Легкомысленность позволяет Швайгхеферу не рвать жилы, изгаляясь в изобретательности погонь и перестрелок, однако пара ударных эпизодов здесь все же есть. Впрочем, главная функция «Армии» — напомнить, что зрительское экшен-кино все еще способно быть обаятельным и не ставить перед собой иных целей, кроме возможности приятно убить вечер. Что же касается задач в контексте построения киновселенной, то тут тоже все в порядке: в финале Себастьян все-таки превратится в Дитера, заставив две «Армии» объединиться. И вполне возможно, что для героя Швайгхефера это не конец истории — в недавнем интервью Зак Снайдер обмолвился, что хочет вернуть его к жизни в сиквеле, получившем название «Планета мертвецов».
Фильм «Армия воров» (Army of Thieves) выходит на Netflix 29 октября