Марина Аброшина,
креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»
Талантливый человек талантлив во всем, и советский актер Ролан Быков — настоящее тому подтверждение: не желая останавливаться на театральной игре, он проявил себя как успешный режиссер, сценарист, продюсер и педагог. Быков сыграл в десятках народных картин, не боясь пробовать себя в разных направлениях. Любимец публики и обладатель невероятного творческого потенциала, за свою непродолжительную жизнь он сыграл почти в 90 фильмах и смог отстоять будущее детского кино. Как благодаря Ролану Быкову поменялась российская киноиндустрия?
Жизнь известного актера всегда была наполнена бурными событиями. Будущий гений родился в 1929 году в Киеве и с детства испытывал большой интерес к кино. Еще совсем ребенком Быков покорял взрослых своей артистичностью и показывал представления едва ли не для каждого жителя большой коммунальной квартиры, состоящей из 43 комнат. Характер актера был непредсказуем, а судьба подкидывала ему новые испытания — в юношестве ему пришлось притворяться гадалкой для заработка, позже он попытался сбежать на фронт, а потом случайно угодил в Кащенко.
Однако все опасности и приключения не помешали ему стать тем, кто смог покорить сердце каждого советского зрителя. Закончив Щукинское театральное училище, сперва Быков отправился служить в театр, хотя всегда знал, что будет заниматься именно кино. Ведь в свою первую театральную школу еще в самом детстве он попал, потому что думал, что там бесплатно будут показывать фильмы.
Его первой серьезной работой стала роль Акакия Акакиевича Башмачкина в ленте «Шинель» по произведению Николая Гоголя. Ролан феерически отыграл образ «маленького человека», потерянного и запуганного, и сразу сразил советского зрителя. Успех не заставил себя долго ждать, и Быкову тут же начали предлагать роли в других крупных фильмах.
С каждой новой ролью актер менялся и открывался публике с новой стороны. Так, спустя несколько лет гений снялся в фильме «Звонят, откройте дверь» Александра Митты, а позже эта картина получила награду Папы римского Павла VI: он присудил ему почетную медаль и рекомендовал смотреть киноленту всем католикам. Почему? Не иначе как из-за восхваления светлых идеалов.
Ролана Быкова всегда отличала внимательность к деталям и искренняя требовательность к самому себе. В картине Андрея Тарковского «Андрей Рублев» он сыграл скомороха, роль которого самостоятельно продумывал до мелочей: от песен до рубашки. Проказничество и любовь к экспериментам были частыми спутниками актера с самого детства. Он не боялся показаться смешным, нелепым, странным. Такие фильмы как «Женитьба Бальзаминова», «Внимание, черепаха», «По семейным обстоятельствам» также дали ему раскрыться с комедийной стороны и дать волю воображению.
Но успеха в качестве актера ему было недостаточно — он хотел оказаться по ту сторону камеры и прочувствовать на себе все тяготы режиссерского опыта. Так, в фильме «Айболит-66», снятом по мотивам произведений Корнея Чуковского, Быков был не только режиссером, но также сыграл Бармалея — одного из главных персонажей. Его «Айболит», который, как изначально казалось, адресован детям, на самом деле по-своему откликался и у взрослых. Быков обращался к темам этики, поднимал вопросы добра и ценности дружбы.
Эти же темы прослеживаются в фильме «Чучело», где Ролан Быков выступил в качестве режиссера-постановщика. Для многих эта работа стала картиной-прозрением — Быков показал, что жестокость и агрессия могут существовать везде и всегда, за что позже сильно поплатился.
Но главной борьбой в жизни Быкова стала война с властью за сохранение детского кино. Когда ему удалось основать центр кино для детей и получить на это бюджет от государства, кто-то упрекнул его в том, что часть денег он заберет себе. Это так сильно задело деятеля, что впредь он запретил себе снимать, отдавая всю энергию новому проекту.
Многие считают, что именно благодаря Быкову сохранилось детское кино в России. Однако его успех не имеет ничего общего с везением. Дело в том, что он отдавался каждому делу целиком и без остатка, — будь то гадания по руке в подростковом возрасте в Йошкар-Оле или выступление перед преданной публикой на последнем году своей жизни. Эти же ценности через свои фильмы и преподавание гений вложил не в одно поколение своих учеников. И пускай сам себя Быков называл «актером от ума», в народе он запомнился как «актер от сердца».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора