Сотни тысяч людей следят в социальных сетях за жизнью 25-летней Ксении, которая в июне нынешнего года оставила свою городскую жизнь в Санкт-Петербурге и в одиночку отправилась путешествовать по России в доме на колесах. Девушка бросила вызов обществу и самостоятельно посетила самые отдаленные уголки страны, среди которых — берег Баренцева моря, необитаемый остров в Карелии, Чечня, Дагестан и подножие Эльбруса. «Лента.ру» узнала у россиянки, что она увидела на своем пути и как выживает в дикой природе в компании своего питомца Бастина.
Мне всегда хотелось жить так, как не живут другие, еще со школьных времен. Желание путешествовать теплилось в моей душе годами, я много лет мечтала о таком образе жизни. То есть не было какого-то триггерного события, которое повлияло на это решение.
В один момент я поняла, что сейчас моя жизнь полностью позволяет мне реализовать свои желания. У меня был постоянный источник дохода и удаленная работа, с которой я могу справляться в любой точке мира. Тогда же я получила водительские права, и никаких препятствий вовсе не осталось.
Больше двух лет я работаю на себя. Так получилось, что с третьего курса Университета культуры и искусства в Санкт-Петербурге меня исключили, и я стала фрилансером. Образование мне нигде не пригодилось, ни разу заказчики не спрашивали о моем дипломе.
Я занимаюсь моушн-дизайном, разрабатываю логотипы, визитки, рекламные креативы и другие подобные вещи. Мой второй источник дохода — это преподавание. Я обучаю своих студентов, которых уже более 500 человек, видеомонтажу и обработке. Блог — это, скорее, хобби, я не могу назвать его своей работой.
На самом деле блогером я стала намного раньше, чем начала путешествовать, больше двух лет назад. В то время у меня были большие проблемы с алкоголем, и блог я завела в качестве личного дневника. Мне хотелось делиться с людьми, особенно со знакомыми, тем, что я переживаю.
На тот момент я и не могла предположить, что мои соцсети обретут такой масштаб. Для меня это было что-то невероятное, поскольку я никогда не вела публичную жизнь. Несмотря на это, мне захотелось рассказать аудитории о том, как я борюсь со своей болезнью и ломками, в надежде помочь другим.
Перед тем как отправиться в путь, я занялась серьезной подготовкой, которая длилась полгода, и в марте выехала в первую тестовую поездку с автодомом — в Ленинградскую область. Я решила дождаться, когда сойдет первый снег, так как в декабре выезжать было нецелесообразно.
Все необходимые знания я черпала только из интернета: из YouTube-каналов и различных блогов, включая те, авторы которых занимаются продажей автодомов.
Мне очень помог консультант, у которого я приобрела свой караван. Он мне показывал все детали, а я снимала это на видео и записывала, чтобы ничего не забыть. Там же я приобрела все необходимое оборудование для путешествия. На самом деле можно купить дешевый автодом за 150 тысяч рублей и потратить еще несколько месяцев на его обустройство, но это не для меня.
У меня есть все, что нужно для комфортной жизни, даже немного больше. В моем прицепе есть холодильник, плита, вытяжка, духовка и гриль, а также туалет и полноценный душ. Ко всему прочему прицеп вмещает в себя множество шкафов и полок.
Конечно, существуют некоторые нюансы, а именно — пополнение запасов воды и электричество. Воду я добываю из водоемов и различных колонок, затем переливаю ее в бак с помощью канистры и ведер. Если честно, жить в автодоме — задача не из легких.
Электричеством меня обеспечивают солнечные панели, которые я купила на AliExpress, поскольку если приобрести их в специализированном магазине, то цена выйдет примерно в пять раз выше. Если нет солнца, например, ночью, я просто включаю генератор.
Мой рацион в пути ничем не отличается от питания в обычной жизни, поскольку в автодоме есть все приборы для готовки. Продукты я закупаю по необходимости, поскольку у меня есть холодильник и морозилка, где они долго хранятся. Чаще я останавливаюсь для того, чтобы купить еду своей собаке Басти, которой необходимо полноценное и сбалансированное питание в виде говядины, кролика, индейки, лосося.
Я стараюсь по максимуму закупать мясо, потому что в некоторых населенных пунктах нужных продуктов нет. Особенно часто, к сожалению, я сталкивалась с этим на севере России. Если мне удается заморозить много мяса, я особо не задерживаюсь, а вот на юге делаю остановки часто, потому что магазины там на каждом шагу, и я ни в чем себе не отказываю.
Помимо работы и езды от точки до точки у меня особо ни на что времени и нет. Например, если я нахожусь в пути, то дорога отнимает у меня все время. Когда я останавливаюсь в кемпинге, мне нужно работать, потому что во время движения проекты простаивают. Когда у меня есть свободное время, чаще всего я его вновь трачу на работу, веду блог, либо занимаюсь тренировками с Басти.
Мне так намного проще, поскольку не нужно волноваться и переживать о том, что я окажусь в ситуации, когда у меня закончится бензин или не будет магазинов поблизости.
К сожалению, дороги в России действительно ужасные. Если бы я не изучала маршруты других путешественников, то существовала бы большая вероятность того, что мне пришлось бы эвакуировать мой автодом.
Положительных моментов в моем путешествии было намного больше, чем негативных, — примерно 90 процентов. Больше всего мне запомнился даже не Эльбрус, величие которого завораживало так, что я сердце переставала чувствовать. Могу с уверенностью сказать, что больше других мест меня поразила Чечня.
Когда я ехала туда, то представляла в голове совсем другой менталитет и природные ландшафты. Мне всегда казалось, что республика выглядит так, как ее описывает телевидение, будто там только непреодолимая опасность и неадекватные люди. Реальность оказалась абсолютно другой.
На деле я столкнулась с невероятными людьми: добрыми, отзывчивыми и гостеприимными. Каждый из них меня пытался накормить или помочь, несколько раз переспрашивая. Я сейчас рассказываю об этом, и у меня улыбка расплывается по всему лицу.
В регионе завораживающая природа. Когда видишь все в реальности, кажется, что ты наблюдаешь за сошедшим с полотен Врубеля интерактивным шоу. Я не могла осознать, что природа может быть так красива, глаз не верил в происходящее.
Факт, который удивил не меньше, — в республике очень много домашнего скота. Все животные ухожены, находятся под присмотром и абсолютно не агрессивны — постоянно подходят за лаской.
Еще одним запоминающимся местом на моем пути было село Териберка, где Андрей Звягинцев снимал фильм «Левиафан». Это самый северный край нашей планеты, последний населенный человеком пункт, дальше — только Арктика. Даже если сравнить Териберку с Дагестаном, Чечней, высокими горами Кавказа, она остается в моем сердце навсегда — ничто с ней не сравнится.
Там меня больше всего поразили полярные дни. Я была в Териберке в августе, и на протяжении 24 часов солнце не садилось за горизонт. Ты выглядываешь в окно в полночь и видишь яркие лучи солнца — оно светит постоянно. Зимой, напротив, около 40 дней солнце вообще не выходит, и ты просто находишься в беспросветной тьме.
Еще в Териберке я впервые встретила медведя, который проходил мимо моего автодома, и я даже успела его снять. В этом месте России бесконечно прекрасная флора и фауна: огромные сопки и просто невероятные ландшафты. Именно там я видела поразительных рыб, косаток, там также водятся горбатые киты. В общем, жизнь на берегу Баренцева моря была для меня незабываемой.
В то же время самым неприятным местом для кемпинга я бы назвала карельскую Сегежу и все прилегающие к ней территории. Там находится множество колоний строгого режима, повсюду вывески, кричащие об этом, жуткое зрелище.
Я сразу заметила людей с автоматами, которые контролируют безопасность, и быстро выехала из этого города. Уже темнело, и деваться было некуда, поэтому я припарковалась в ближайшем кемпинге.
Всю ночь, что я провела в пригороде Сегежи, я не спала от страха, потому что все мои мысли были заняты тюрьмами. Вся местность покрыта грязью и мусором, пластиком, там все разрушено и загрязнено.
Другой сложной локацией для меня тоже был север, потому что там, во-первых, плохо ловит связь. Намного хуже, чем на юге. Во-вторых, там действительно очень плохое качество дорог — в лучшем случае это грунт.
Мне кажется, блог начал пользоваться популярностью, потому что людей привлекает мой необычный образ жизни. Многих пугают непривычные занятия. По этой причине, кстати, я постоянно сталкиваюсь с сексизмом — но преимущественно в социальных сетях. В реальной жизни не было ни одного случая, когда человек узнавал бы историю моей жизни и начинал негативно относиться ко мне или обесценивать меня как личность.
Чаще люди, узнающие о моих путешествиях с собакой, предлагают мне помощь, спрашивают, не страшно и не сложно ли мне, но не критикуют. В то же время в Instagram я регулярно становлюсь жертвой сексизма, причем не только со стороны мужчин, но и женщин.
Мизогинии очень много, особенно от женщин старше 30-40 лет, больше половины из них уверены, что я живу неправильно. Они рекомендуют мне выйти замуж, родить ребенка, иначе я состарюсь одна. Каждая женщина норовит дать мне такое предсказание — сначала мне было неприятно, но потом я перестала обращать на это внимание.
Еще мне неоднократно проступали угрозы от мужчин, но это были скорее диванные критики. «Если я увижу тебя, то проколю шины автодома», — вот такое писали. Я никак не реагировала на эти высказывания и не выставляла их никуда. Все эти угрозы ограничиваются только написанием сообщений в директ.
Я часто встречаю подписчиков, от них получаю самый большой объем поддержки и предложений о помощи. Да, сексизм существует, его нельзя отрицать, но на данный момент он мне никак не мешает. В будущем я бы хотела посвятить больше времени освещению этой проблемы. В путешествии я осознала, что наше общество не готово принимать сильных девушек.
Во время путешествия мое мнение по поводу России изменилось в лучшую сторону благодаря природе. Я никогда не ходила в «розовых очках», поэтому давно избавила себя от иллюзий и старалась не акцентировать внимание на негативных аспектах отдаленных мест, в которых я побывала.
Когда я ехала на север, то думала, что там сплошная тайга, даже не подозревая, какая невероятно красивая горная местность меня ожидает. Кстати, я доехала до тундры с ее сопками, медведями и китами, для меня это было просто «вау». В этом плане я еще больше восхитилась Россией.
Радуют, конечно, и жители нашей родины. Например, в местности, где максимально невозможно встретить людей, я находила тех, кто оказывался моими подписчиками. Так, я вела стрим на сопке в Териберке, и ко мне подошли две узнавшие меня девушки, чтобы сфотографироваться. Встречать свою аудиторию на любом краешке земли — это приятное и теплое воспоминание.
Многих удивляет, что я путешествую в одиночестве, но на самом деле я не принимала этого решения намеренно. Просто так вышло, что в тот момент со мной рядом не было человека, который разделял бы мои взгляды на жизнь и смог бы составить мне компанию. Мой компаньон — собака Бастин, которого я взяла в приюте.
Я собачница до мозга костей, с самого детства с ними живу, это наследственное. Я мечтала путешествовать со старой собакой — лайкой, но у него случился инсульт из-за 15-летнего возраста в октябре 2020 года. Он не смог его пережить. Для меня это была очень большая потеря, невыносимая, и чтобы с этим справиться, я начала заниматься волонтерством.
В то время я постоянно ездила в приют под Питером, где проводила очень много времени, так как ситуация с моей прошлой собакой просто выбила меня из подготовки к путешествию. И в какой-то из дней я увидела Бастина — он меня поразил. Я его забрала, ни о чем не думая. Я поняла, что это моя собака, и все.
Хотя с реальными угрозами для здоровья и жизни я не сталкивалась, собака все же является некоторым гарантом моей защищенности. Единственное, что подстерегало нас везде, — это клещи, от которых на 100 процентов не защищает ни одна обработка. Я настоятельно всем рекомендую делать прививки, чтобы постараться обезопасить себя от них.
Многие переживают, что дикие животные могут быть опасными, но я не могу согласиться с этим. Пожалуй, я видела всех: степных волков, медведей, лис, сов, белок, зайцев, кроликов, кабанов. В основном они обитают на севере, там же я три раза встретила медведя. Они просто подходили, пока я сидела в машине или караване, пугались и уходили мимо. Главное — не разбрасывать еду на месте остановки — это совет, который может спасти человеку жизнь.
Ближайшие годы я сто процентов буду путешествовать при условии, что все будет хорошо, ничего не сломается. Главное, чтобы мама с бабушкой и Бастин были здоровы.