На охоту в Якутии ходят и стар и млад. Вдали от городской суеты якутские мужчины всех профессий и возрастов ходят на утку и гуся и, что самое главное, могут расслабиться, почитать книгу, заняться нехитрым лесным бытом и отпустить проблемы, которые накопились за год. Берут на охоту и подростков — обычно это делают родственники или друзья родителей. Так в свое время произошло с Сахамином Трофимовым. «Лента.ру» публикует его снимки, на которых он запечатлел один из выездов охотников.
Это Хангаласский улус, местность Алас Канаев, куда Сахамин ездит на охоту с друзьями. Вдалеке летний домик в якутском стиле, куда приезжал в детстве его друг Влад, у семьи которого тут раньше была маленькая ферма. Сейчас Сахамин и Влад приезжают сюда на весеннюю и осеннюю утку и живут в этом домике.
Дяди Сахамина Трофимова Игнатий и Алексей ставят чучела на гусей. Игнатий и приучил Сахамина к охоте — с детства ходил с ним Сахамин со своим маленьким ружьем.
Дедушка Спиридон выходит на избушку — засидки и манки готовят днем, пока есть время и светло. Местность Бэрэ, где он охотится каждый год, болотистая и мелкая ближе к берегу. Вместо весел иногда используют палки для передвижения.
Количество спальных мест, удобство, место на озере — все очень важно, а еще важнее найти общий язык с новым человеком. Обычно берут на охоту родных, близких, тех, кому можно доверять.
На охоте и в целом на природе принято вести себя тихо. Как приезжаешь, должен накормить огонь, землю, попросить об удачной охоте, чтобы все прошло спокойно, без происшествий. Избегают произношение названий больших озер, опасных хищников. Хвастаться, шутить на эти темы не одобряется.
Охотники идут косить сено для того, чтобы использовать его как маскировку засидки. Иногда в мае в Якутии идет снег, и тогда птицы не летают на север — утку приходится ждать долго.
Михаил отдыхает в охотничьей избушке. На охоту ходят только мужчины. Считается, что, если женщина коснется ружья, ты не сможешь попасть из него в дичь. Всегда выезжает один и тот же состав, если хочешь привести друга, то нужно получить одобрение от старших.
Мичил сидит в своей засидке перед ночным дежурством. Он — работник банка. Его коллеги обычно летают в свой отпуск за границу, а он каждый год берет отпуск под сезон охоты на весенних уток.
Мичил добыл гуся. Здесь это считается редкой, крупной добычей.
Хотя гусь и считается редкой добычей, этих птиц в местности Сыкымда с каждым годом становится все больше. Говорят, что воды стало больше, и потому меняется их путь миграции.
Всем поровну. Утку обычно раздают родственникам или отправляют студентам в город. В этом году администрация села собирала в качестве гуманитарной помощи с каждого охотника по 1-2 утки. Раздавали старикам и многодетным.
Охота на весеннюю утку — традиционный отдых. В начале мая охотники выезжают на охотничье угодье, где нет электричества, связи и интернета.
Начинают готовиться еще с зимы, когда стоит дорога, вывозят все тяжелые вещи на тракторе, все приобретается и планируется заранее.
Весенняя охота длится около месяца. Но дни проходят быстро: ночью охотники сидят в засидке, в ожидании налета птиц, а днем спят и готовят еду.
Тихий час, кто-то спит, а кто-то читает книгу на свежем воздухе. Охота — отвлечение от бытовых и семейных проблем, единственное место, где можно оставаться самим собой, побыть в тишине, разгрузиться и подумать о жизни.
Юный охотник Женя вышел в первый раз на весеннюю утку вдали от деревни. В Якутии охоте обучают с детства. Можешь держать ружье и прицелиться — будешь ходить с отцом на утку или зайца. Для подростка ходить на охоту наравне со старшими — счастье. Вся добытая дичь делится поровну, даже если ты самый маленький и стрелял за весь сезон один раз.
Алкоголь, игра в карты, брань, громкий смех — все это неотъемлемая часть вечеров до выхода на ночное дежурство. Когда долго живешь в лесу, появляется ощущение спокойствия, вся повседневная суета забывается. Ежедневной заботой остается только приготовление пищи и растопка печи.
Якутские охотники очень уважительно относятся к каждой добытой дичи и никогда не хвастаются количеством. Есть понятие «в меру». Никогда не используют слово «убил». В приоритете всегда духовная составляющая: это отдых, общение, единение с природой, приобщение к национальной культуре.
Очень важно разделять и не путать два совершенно разные явления: спортивная охота, где трофей преподносится как главная составляющая, и охота — как отдых, традиция и ритуалы, где сама добыча отходит чуть ли не на последний план.