Алена Богомолова, исследователь арктической природы и народов Севера, популяризатор северного образа жизни, ландшафтный дизайнер
Пожалуй, самым любопытным образом Мурманска в искусстве можно назвать эпизод из фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона»: герои Брэда Питта и Тильды Суинтон гуляют по заснеженным улицам города, который отдаленно напоминает дореволюционный Петербург. Увы, этот вымышленный облик северного города-порта далек от реального.
Мурманск — очень молодой город, который строился в основном в поздний советский период. Здесь любопытным образом смешиваются архитектурные стили от неоклассицизма до авангарда. Несмотря на максимальную утилитарность и аскетичность его оформления, за вековую историю Мурманск собрал на своих улицах работы талантливых архитекторов, скульпторов и художников, творения которых остались не только в столице Заполярья, но и во многих других городах России и зарубежья.
Романов-на-Мурмане изначально задумывали как прорывной проект, северное «окно в Европу» со всеми благами цивилизации. Первая планировка города была представлена инженером Борисом Сабаниным: в его версии улицы были названы именами членов царской семьи, но этим идеям не суждено было воплотиться в жизнь.
Поначалу, в 1920-е годы, застройка города была хаотичной и состояла в основном из временных деревянных сооружений. Но очень скоро страну захватила индустриализация, предполагающая, в частности, возведение так называемых социалистических городов, и каменному строительству стало уделяться гораздо больше внимания. Мурманск задумывался как идеальный социалистический город для настоящих тружеников, которые игнорируют суровые условия окружающей среды, — именно для них начали активно строиться дома, которые быстро заселялись новыми жителями.
Первый этап развития архитектуры можно отнести к концу 1920-х — первой половине 1930-х годов, периоду конструктивизма. Однако это течение здесь не получило большого распространения и представлено лишь единичными постройками, большая часть которых к настоящему времени утрачены или сильно реконструированы.
Второй этап развития мурманской архитектуры, связанный с переходным стилем от конструктивизма к монументальной архитектуре (постконструктивизму), относится ко второй половине 1930-х годов. В архитектуре города, как и СССР в целом, начался путь освоения классического наследия, однако все еще оставалось сильным влияние композиционных приемов и эстетики конструктивизма.
Каменные здания второй половины 1930-х годов стали объектами, обогатившими пространственную структуру центрального проспекта Ленина, и, несмотря на ограниченность средств капитального строительства, архитекторам удалось задать масштаб и монументальный облик застройки проспекта. Остальной город все еще формировался как малоэтажная деревянная застройка с редкими включениями каменных зданий.
В военное время Мурманск стал объектом жесточайших бомбардировок. Уже в 1942 году большинство городских построек — и деревянных, и каменных — были разрушены до руин. Восстановление города началось сразу после войны, ведь нужно было не только заново воссоздать утраченное, но и продолжить грандиозные планы по строительству столицы Заполярья.
В первое послевоенное десятилетие в Мурманске развернулись масштабные восстановительные работы. В проекте генерального плана 1946 года архитектурному облику Мурманска уделялось особое внимание. Основой решения было использование отличительного архитектурного декора и смелого введения цвета. Такой подход был обусловлен спецификой заполярного региона: суровостью климатических условий и скудностью местных пейзажей.
Город удалось восстановить в рекордные сроки — менее чем за десять лет. Отчасти такие темпы были достигнуты за счет строительства объектов по лучшим типовым проектам советских архитекторов, что было выгодно и по экономическим соображениям. Регулярная застройка Мурманска к концу этого периода постепенно обогатилась образцами неоклассической архитектуры. Однако в итоге единственный элемент концепции генерального плана, которое архитекторы взяли на вооружение, — активное цветовое решение фасадов.
Проектирование Мурманска в то время велось в сотрудничестве с ленинградскими архитектурными организациями, поэтому в пространственно-планировочной структуре Мурманска и Ленинграда 1930-1950-х годов имеется некоторое сходство. Однако в сравнении с Ленинградом архитектурное решение мурманских объектов выглядит более сдержанным и лаконичным.
Быстро восстановленному после войны Мурманску требовалось активное развитие и освоение новых территорий. Численность населения резко увеличилась, и с 60-х годов понадобились новые градостроительные концепции. В течение последующих 30 лет город вырос не только на плоскости, но и ввысь: многоэтажные дома разместились в жилых районах на сопках. В начале 80-х было построено самое высокое здание за полярным кругом — 19-этажная гостиница «Арктика» в духе модного тогда функционализма, аналогов которой на таких широтах не было нигде в мире.
«Мурманск — это благодатный для архитекторов город. Прихотливый рисунок сопок придает ему неповторимый колорит», — считал архитектор М.В. Чернов, который работал в Мурманске. Однако в этом же состояла и главная сложность проектирования. Из-за неровного рельефа практически невозможна свободная планировка домов, поэтому в отдаленных от центра районах можно встретить в основном замкнутые контуры многоэтажек, что дает дополнительный ветрозащитный эффект. Кстати, именно в Мурманске расположено самое длинное здание в России — полтора километра крупнопанельных домов, соединенных вставками и составляющими целый микрорайон.
Активная панельная застройка прекратилась лишь в 1990-х, по большей части из-за оттока людей. Но город стал приводить в порядок уже имеющиеся территории, реставрировать архитектурные памятники и исторические фасады — зачастую, к сожалению, в качестве стройматериалов использовались пластик и дешевая облицовка.
Сегодня идея обновления облика города активно развивается, ведь с точки зрения урбанистики Мурманск, построенный в экстремальных климатических условиях, — уникальный город-проект, с которого началось приарктическое градостроение. История развития города не обошлась без ошибок — например, одним из главных недочетов в его проектировании считается закрытость от залива, который как раз формирует облик и характер местности. В настоящее время ведется активная работа над разработкой нового городского дизайн-кода, задача которого — сохранить историческую идентичность и привести облик города к единообразию, сделав его привлекательным для местных жителей и туристов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора