В уходящем году из-за пандемии практически прекратились все международные концертные и театральные гастроли. Но «РОСКОНЦЕРТУ» при этом удалось провести большое количество важных зарубежных гастрольных мероприятий. О международных проектах Минкультуры России, успешно реализованных компанией в 2021 году, — в материале «Ленты.ру».
В рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана Минкультуры России «РОСКОНЦЕРТ» организовал «Большие гастроли» театров по зарубежному направлению. Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, в этом году российские театры выступили с гастролями в Южной Осетии, Белоруссии, Казахстане и Молдавии.
В конце мая Российский академический молодежный театр показал свои спектакли «Чехов-GALA» и «Денискины рассказы» в Цхинвали, а в сентябре белорусские поклонники балета смогли посмотреть на сцене Брестского академического театра драмы «Дон Кихота» и «Даму с камелиями» российского Театра классического балета под руководством Касаткиной и Василева. В начале ноября лучшими спектаклями легендарного Государственного центрального театра кукол имени Образцова в течение шести дней наслаждались зрители города Алма-Аты, три спектакля театра «Балтийский дом» успешно прошли в Кишиневе.
«Мы еще раз убедились, насколько важны для русскоязычных зрителей ближнего зарубежья такие встречи, — считает художественный руководитель Российского академического молодежного театра, народный артист РСФСР Алексей Бородин. — Надеемся, что это направление деятельности Всероссийского гастрольно-концертного плана Минкультуры России будет усиливаться от года к году. Впервые за долгие годы в Южную Осетию приехала не просто гастрольная группа, а полномасштабные спектакли нашего театра с полноценным декорационным оформлением. Это было бы невозможно без участия государства, которое в лице "РОСКОНЦЕРТА" не только профинансировало эту поездку, но и оказало значительную организационную помощь».
В рамках зарубежного направления «РОСКОНЦЕРТ» организовал также несколько гастрольных выступлений зарубежных театров в российских городах. Так, например, в конце октября зрители Великого Новгорода с нетерпением ожидали гастролей Тбилисского русского драматического театра имени Грибоедова; липецкая публика порадовалась выступлению Юго-Осетинского государственного драматического театра имени Хетагурова. А в начале ноября театралы Санкт-Петербурга посмотрели три спектакля Кишиневского русского драматического театра имени Чехова, редкого гостя российской культурной столицы.
«РОСКОНЦЕРТ» также традиционно выступил организатором обменных культурных мероприятий между странами. В этом году — это республики Абхазия и Южная Осетия, Монголия, Южная Корея, Исламская Республика Иран, Арабская Республика Египет.
В рамках программ культурного обмена в конце мая в Сухумской филармонии с огромным успехом прошли гастроли Государственного академического ансамбля народного танца имени Моисеева, а в июне в Каирской опере с триумфальным успехом выступил российский ансамбль «Березка». Хочется отметить концерт ансамбля танца «Алан» и танцевальной группы Кубанского казачьего хора в Монголии, который в прямом эфире из Центрального дворца культуры Улан-Батора с удовольствием посмотрело большое количество монгольских телезрителей.
Стоит напомнить и о недавно прошедшей в Малом театре яркой официальной церемонии закрытия Года взаимных обменов, приуроченного к 30-летнему юбилею установления дипломатических отношений России с Республикой Корея, в которой участвовали творческие коллективы двух стран.
Зрители международной концертной программы высоко оценили оригинальные выступления артистов Национального центра Гугак, известного ансамбля традиционных ударных инструментов Республики Корея, а также великолепное музыкально-световое танцевальное шоу — медиаперформанс S.D.G.
По-настоящему взволновали и тронули публику прославленные российские коллективы — Государственный академический хореографический ансамбль «Березка», праздничный хор Данилова монастыря, ансамбль «Колокола России» и Государственный академический русский народный хор имени Пятницкого. А в конце российской программы все ее участники под шквал аплодисментов исполнили ставшую символом России русскую народную песню «Калинка».
Дагестанским зрителям, судя по публикациям в СМИ и комментариям в соцсетях, тоже повезло с обменными культурными мероприятиями. На IX Международном фестивале фольклора и традиционной культуры «Горцы» в Махачкале и Дербенте выступил известный ансамбль традиционной иранской музыки «Аин». А на сцене Государственного республиканского русского драматического театра имени Горького в Махачкале состоялось яркое и запоминающееся выступление Государственного ансамбля песни и танца Республики Южная Осетия «Симд» имени Галаева.
В начале лета «РОСКОНЦЕРТ» провел традиционные Дни культуры России в Таджикистане. За семь дней таджикские зрители смогли по достоинству оценить концерты Московского государственного академического театра танца «Гжель» в Душанбе, на сцене ведущего музыкального театра страны — Таджикского государственного академического театра оперы и балета имени Айни, и в Дангаре Хатлонской области, во Дворце культуры.
Пользовалась популярностью и организованная Вологодским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником выставка «Вологодское кружево» в Национальном музее Таджикистана. Также в рамках Дней культуры прошли мастер-классы педагога по режиссуре и мастерству актера Российского института театрального искусства, руководителя актерско-режиссерской мастерской заочного отделения режиссерского факультета ГИТИСа Владимира Байчера.
«РОСКОНЦЕРТ» принял участие и в проведении Года истории России и Греции. В сентябре на сцене древнего театра Иродио с программой «Большой вальс» выступил легендарный Государственный академический Большой симфонический оркестр имени Чайковского, исполнивший знаменитые вальсы Глинки, Чайковского, Глазунова, Свиридова, Хачатуряна, Шостаковича, Штрауса и Бернстайна. Мероприятие прошло при поддержке Минкультуры России и посольства Греции в России.
А рамках культурных мероприятий перекрестного Года музеев Россия — Италия в Милане, в концертном зале Auditorium di Milano Fondazione Cariplo с большим успехом прошел концерт известных российских артистов, лауреатов XVI Международного конкурса имени Чайковского. Слушатели высоко оценили виртуозную игру пианиста Алексея Мельникова, скрипача Сергея Догадина, виолончелиста Александра Рамма, а также прекрасное меццо-сопрано Марии Бараковой.
В этом году «РОСКОНЦЕРТ» организовывал выступление народной артистки России Хиблы Герзмава для международной аудитории. В рамках культурной программы VI Восточного экономического форума во Владивостоке она выступила с симфоническим оркестром Приморской сцены Мариинского театра, дирижировал концертом Валентин Урюпин.
«РОСКОНЦЕРТ» также организовал гала-представление с участием национальных коллективов на фестивале культур в Душанбе во время заседания Совета Глав государств — членов Шанхайской организации «РОСКОНЦЕРТ».
Премьеры спектаклей студентов и выпускников ГИТИСа с удовольствием посмотрели казахские зрители в Театре имени Горького в Нур-Султане (постановка «Кин IV») и в Жамбылском областном театре в Таразе (спектакль «Шутники»). Директор Театра драмы имени Горького Айболат Жаудыр выразил надежду, что «продолжение данного проекта послужит популяризации театрального искусства в республике, а молодые специалисты из ГИТИСа, воспитанные на лучших традициях русской театральной школы, станут примером для наших соотечественников».
Кроме того, таджикская публика получила возможность увидеть спектакль «Пир во время чумы» в Республиканском русском театре драмы и комедии имени Пушкина (Бустон); узбекскому зрителю в Государственном академическом русском драматическом театре (Ташкент) был представлен спектакль «Медведь с предложением», а в Киргизии в Государственном национальном русском театре драмы имени Айтматова (Бишкек) показали спектакль «Ревизор».
«Проект, позволивший творческим командам выпускников ГИТИСа поставить свои спектакли в русских театрах зарубежья, можно назвать настоящим чудом, которое случилось благодаря не только финансовой, но и творческой поддержке, благодаря неравнодушному участию в этой истории руководства и сотрудников "РОСКОНЦЕРТА", — считает ректор Российского института театрального искусства Григорий Заславский. — В год, когда во многих странах театры были закрыты, а открывались часто ненадолго и при наполовину или даже на четверть заполненных залах, удалось выпустить две премьеры в Казахстане, одну премьеру в Таджикистане, одну в Узбекистане и одну в Киргизии. Наши выпускники столкнулись в некоторых случаях с условиями непростыми, но, мне кажется, и студенты, и все причастные к этому проекту поняли, как важна эта работа для наших соотечественников за пределами России, для русской культуры в широком смысле и для театра — в узком».
«Я уверен, полученный нашими выпускниками опыт даже важнее, чем конкретные спектакли, ими поставленные, хотя каждой премьере я искренне желаю долгой жизни и полных залов, — продолжает Григорий Заславский. — Те спектакли, которые мне посчастливилось увидеть лично, вызвали гордость за нашу гитисовскую школу. На мой взгляд, на протяжении долгих лет мы с некоторым равнодушием относились к тому, как живут русские театры на постсоветском пространстве. А в это время ветшали здания, безнадежно устаревали свет и звук, вся театральная машинерия, беднее и беднее становилась труппа, часто не имеющая возможности пополнять свои ряды молодыми профессионалами… Одна, даже несколько премьер не в силах переломить ситуацию, но каждая такая командировка внушала театрам надежду на то, что ситуация меняется к лучшему, а нынешние премьеры станут лишь началом растущего внимания к русским театрам со стороны России, и начало этому положил нынешний проект "РОСКОНЦЕРТА", в котором ГИТИСу посчастливилось принять участие».
В Минске «РОСКОНЦЕРТ» организовал два специальных мероприятия. 12 июня состоялся День многонациональной России, который прошел при участии солистов Государственного академический русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной, под руководством лауреата всероссийских и международных конкурсов Дмитрия Дмитриенко и солиста Владимира Дунаева (балалайка). В концерте также выступил вокальный квартет «Девчата».
7 октября на сцене Большого театра Республики Беларусь солисты театра «Геликон-опера» впервые в истории совместно с хором и оркестром Большого театра Республики Беларусь исполнили знаменитый «Реквием» Джузеппе Верди, основная идея которого — «Дух повержен, но не сломлен». Исполнение посвятили открытию в Национальном историческом музее Беларуси выставки «Нюрнбергский набат. Без срока давности».
Несмотря на все пандемийные ограничения этого года, «РОСКОНЦЕРТУ» при поддержке Минкультуры России удается активно участвовать в самых разных международных событиях. Это проведение обменных культурных мероприятий, дней культуры и перекрестных годов, укрепляющих отношения между странами. Это и организация в странах ближнего зарубежья больших гастролей театров, а также крупнейших концертов, в том числе в рамках международных форумов и встреч. Безусловно, все это является реальным вкладом в создание положительного имиджа России за ее пределами.
«Наша страна имеет прекрасную базу двустороннего культурного сотрудничества и опыт успешной реализации совместных проектов со многими странами, — подчеркивает заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова. — На ежегодной основе проводится большое количество обменных гастрольных мероприятий театральных и музыкальных коллективов, реализуются выставочные проекты, развивается повсеместное сотрудничество в сфере культуры. Нам удалось провести события Года истории России и Греции, перекрестного Года музеев России и Италии, Года гуманитарного сотрудничества России и Египта, обменные культурные мероприятия между Россией и Южной Кореей в Москве, Россией и Монголией в Улан-Баторе, Россией и Ираном в Республике Дагестан, Дни российской культуры в Казахстане, Таджикистане, Абхазии и Южной Осетии, а также реализовать гастроли в рамках зарубежного направления Всероссийского гастрольно-концертного плана».
«Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, мы ищем возможность проводить запланированные мероприятия, используя новые формы взаимодействия со зрителями. Одно из таких событий — концерт к 20-летию подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в мае этого года. Мероприятие прошло в Национальном Большом театре Китая и Большом театре России в уникальном формате телемоста, — продолжает Алла Манилова. — Все эти события имеют огромное значение и призваны содействовать установлению и углублению связей с нашими зарубежными партнерами. Безусловно, мы надеемся на скорейшую стабилизацию эпидемиологической обстановки во всем мире для продолжения реализации наших многочисленных планов. Уверена, нас ждет еще много смелых и интересных проектов».