До старта зимней Олимпиады в Пекине остается меньше трех месяцев. Получить громкий скандал в преддверии Игр — настоящий кошмар Международного олимпийского комитета (МОК). Но этот скандал произошел: одна из лучших китайских теннисисток Пэн Шуай в соцсети Weibo обвинила бывшего вице-премьера страны Чжан Гаоли в принуждении к сексу, а затем исчезла. Исчезла не только Пэн Шуай, но и ее посты. А соцсеть заблокировала поиск по ее имени и даже по слову «теннис». Почти неделю от Шуай не было никаких известий, а мировая спортивная общественность высказывала все большую обеспокоенность ситуацией. Затем в государственных СМИ Китая появился целый ряд публикаций, из которых следовало, что с Шуай все в порядке. При этом сама теннисистка никак не комментировала происходящее, но в итоге все же нашлась. Почему МОК так долго молчал и как на ситуацию с теннисисткой отреагировали ее коллеги — в материале «Ленты.ру».
Пэн Шуай — представительница самого яркого поколения китайских теннисисток. Она выиграла два титула в одиночном разряде, дойдя до полуфинала US Open-2014, и 23 титула в парном, взяв Уимблдон в 2013-м и «Ролан Гаррос» в 2014-м. Шуай была первой ракеткой мира в парном разряде и заработала почти 10 миллионов долларов призовых за карьеру.
В начале ноября Шуай опубликовала в главной китайской социальной сети Weibo пост, из которого следовало, что она долгое время состояла в связи с бывшим вице-премьером страны Чжаном Гаоли. Их роман начался больше 10 лет назад и прервался в 2012 году, когда Гаоли получил назначение в постоянный комитет Политбюро. В 2017-м чиновник решил вернуться к Шуай. По ее словам, бывший любовник вместе с женой пригласили ее домой, после чего тот склонил теннисистку к сексу. Их связь возобновилась.
«В тот день я не давала своего согласия. Я продолжала плакать. Мы сходили на ужин, но я все равно не хотела секса. Я была взволнована и одновременно в ужасе», — написала 35-летняя спортсменка.
Роман Шуай и Гаоли стал достоянием общественности в результате ссоры. «30 октября мы сильно поругались. Ты сказал, что 2 ноября мы увидимся у тебя дома и спокойно поговорим. Но в полдень позвонил и сказал, что занят, все отрицал и нашел повод перенести разговор. После этого ты снова исчез», — продолжила теннисистка.
Это первый случай в истории, когда китайский политик такого уровня (Чжан Гаоли — ближайший соратник председателя КНР Си Цзиньпина) обвиняется в сексуальном преступлении. Ранее если подобное и случалось, то с участием звезд шоу-бизнеса. Так, летом 2021-го одна из пользовательниц Weibo обвинила певца Криса Ву в изнасиловании. Никаких блокировок или ограничений в этом случае не последовало. А вот пост Пэн Шуай просуществовал на ее странице меньше 30 минут. Но и за это время многие из полумиллиона подписчиков теннисистки успели вчитаться в его содержание, наделать скриншотов и поделиться историей с друзьями и знакомыми.
Соцсеть действовала решительно: все скриншоты поста спортсменки и обсуждения случившегося были удалены, поиск по имени Пэн Шуай заблокирован. На всякий случай заблокировали даже поиск по слову «теннис». При этом страница спортсменки осталась доступна, но все комментарии на ней оказались закрыты.
После публикации поста в Weibo Пэн Шуай не выходила ни с кем на связь. Как ни странно, первыми тревогу забили не теннисные организации, а сами спортсмены. В Twitter высказались французы Ализе Корне и Николя Маю. Только после этого Женская теннисная ассоциация (WTA) хоть как-то отреагировала на происходящее. В заявлении от имени главы организации Стива Саймона выражалась поддержка Пэн Шуай и надежда на «полное, независимое и честное расследование обвинений, свободное от цензуры».
Дальше Twitter накрыла лавина сообщений с хэштегом #WhereIsPengShuai (#ГдеПэнШуай). На ситуацию с исчезновением китайской теннисистки обратили внимание звезды первой величины.
«Я глубоко потрясена и шокирована последними новостями о Пэн Шуай. Надеюсь, она в безопасности и найдется в самое ближайшее время. Произошедшее должно быть расследовано, а мы не можем молчать. Шлю свою поддержку ей и ее семье в этот невероятно сложный период», — написала Серена Уильямс.
В защиту Пэн Шуай выступили Новак Джокович, Рафаэль Надаль, Роджер Федерер, Наоми Осака, Энди Маррей, Станислас Вавринка и многие другие. Бывшая американская теннисистка Джейми Хэмптон также выразила поддержку китайской спортсменке, но в одном из твитов задала вполне резонный вопрос: «Честно говоря, я вообще не понимаю, о чем она думала, когда писала пост такого содержания, находясь в это время в стране?»
Доля истины в словах американки есть. Ведь в Китае исчезали и более известные люди, так или иначе вступавшие в конфликт с действующей властью. В 2018-м кинозвезда Фань Бинбин пропала почти на целый год после обвинений в неуплате налогов, а когда нашлась, говорила, что ей стыдно, и благодарила «великую политику Коммунистической партии, без которой не было бы Фань Бинбин». В 2020-м миллиардер Джек Ма выступил с критикой китайской банковской системы, и в следующие три месяца никто не знал, где он находится.
Спустя несколько дней после первого заявления, глава WTA высказался снова. На этот раз Саймон выступил более смело, пригрозив разорвать с Китаем рабочие отношения в случае, если не будет проведено расследование. Смелость заключается в том, что китайский рынок — один из самых перспективных, количество турниров WTA, которые проводятся в стране, увеличивается, а местные партнеры сулят организации миллиардные инвестиции.
Китайская сторона впервые отреагировала на происходящее только 18 ноября. В англоязычном Twitter-аккаунте государственного телеканала CGTN был опубликован скриншот электронного письма, которое Пэн Шуай якобы адресовала Саймону. В нем спортсменка пишет, что отказывается от высказанных ранее обвинений, и утверждает, что находится в безопасности.
Похоже, в подлинность письма не поверил вообще никто. Начинается оно словами «Всем привет, это Пэн Шуай», а заканчивается так: «Надеюсь, китайский теннис будет становиться лучше и лучше». В WTA обратили внимание на слишком официальную манеру написания, а западные издания указали, что о письме спортсменки вообще не упомянули китайские СМИ, в то время как внутри страны тоже немало людей, пристально следящих за развитием событий. Также на скриншоте почему-то виден курсор (создается впечатление, что текст только что набрали), но это сущая мелочь по сравнению со странным содержанием послания.
«Письмо» было адресовано Саймону, так что главе WTA пришлось отвечать. «После этого заявления мы еще больше беспокоимся о безопасности Пэн Шуай. Трудно поверить, что она на самом деле написала это письмо, как и в слова, которые ей приписывают», — отметил он, добавив, что организация не отказывается от своих намерений прекратить вести бизнес с Китаем.
Несмотря на такую реакцию, китайская сторона продолжила гнуть свою линию. Вслед за письмом появились фотографии Пэн Шуай в WeChat (предварительно анонсированные журналистом все того же канала CGTN Шэнь Шивеем), затем видео из ресторана, на котором теннисистка ужинает с друзьями и тренером (правда, непонятно, когда именно оно было снято). Ну и в довершение — новость, что Шуай посетила юниорский турнир в Пекине, провела мастер-класс и раздала автографы детям. Опять же, установить, когда это было, и находилась ли там спортсменка по доброй воле, не представляется возможным.
21 ноября Пэн Шуай все же нашлась. Президент МОК Томас Бах созвонился с ней по видеосвязи. В разговоре также приняли участие председатель комиссии спортсменов Эмма Терхо и член МОК из Китая Ли Линвэй. Из заявления на сайте комитета следует, что общение длилось полчаса, в ходе него Пэн Шуай рассказала, что находится в безопасности у себя дома в Пекине, поблагодарила всех за беспокойство и призвала уважать ее личные границы.
Остается только догадываться, почему МОК так долго искал номер телефона китайской теннисистки. Ведь изначальной реакцией организации на исчезновение спортсменки, трижды участвовавшей в Олимпийских играх, было следующее заявление: «Опыт показывает, что тихая дипломатия — лучшая возможность решать вопросы подобного рода».
К старту Олимпиады в Токио олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее» впервые был изменен. В него добавили слово «вместе». Похоже, к Играм в Пекине его снова можно скорректировать. Как насчет «Быстрее, выше, сильнее, тише»?