Алексей Богданов, военный историк, окончил Саратовский государственный университет по специализации «Военная история»
Упорная оборона советских войск под Смоленском вынудила немцев остановить наступление на Москву и перейти к обороне на центральном участке, перенеся свое внимание на более податливые фланги. Из-за этого немцы были вынуждены серьезно поменять план всей кампании, фактически отказавшись от плана «Барбаросса».
Угроза Москве на время миновала, однако остановка противника на центральном направлении имела некоторые неприятные последствия. Таковым, в частности, был поворот части войск девятой немецкой армии на север и удар в направлении Великих Лук. То есть советские войска, оборонявшие Ленинград от группы армий «Север», получили еще один удар по флангу от группы армий «Центр». Однако Красной армии удалось отбить этот удар, и он не привел к стратегическим последствиям.
Гораздо драматичнее складывалась ситуация на юге. Командование германских вооруженных сил в лице начальника генштаба сухопутных войск Гальдера, командирующего группой армий «Центр» фон Бока и командующего второй танковой группой Гудерана было единодушно уверено в необходимости рывка на Москву всеми силами группы армий «Центр». 18 августа 1941 года Гальдер лично представил фюреру план наступления на Москву, однако Гитлер его не поддержал.
Более того, спустя пару дней Гитлер буквально огорошил своего начальника генштаба, озвучив новый план действий. Значительные силы группы армий «Центр» во главе со второй танковой группой Гудериана должны были повернуть на юг, в направлении Киева, и совместно с войсками группы армий «Юг» окружить силы советского Юго-Западного фронта. Узнав об этом, Гудериан срочно вылетел в Берлин и, нарушив субординацию, добился личной встречи с Гитлером, на которой пытался убедить его отказаться от идеи поворота войск на юг. По его мнению, это ставило под вопрос захват Москвы — гораздо более важную цель, чем взятие Киева и окружение даже огромной группировки войск на юге. Однако фюрер остался непреклонен.
С начала войны Киев был основной стратегической целью движения германской группы армий «Юг». Главной ударной силой этой группы армий была первая танковая группа под командованием Клейста. Действия группы армий «Юг» летом 1941 года были гораздо менее успешными, чем группы армий «Север». Советские войска на Украине не попадали в крупные котлы, отступали в большем порядке и вообще не позволяли громить себя так, как это происходило в Белоруссии и Прибалтике.
Тем не менее в середине августа войскам группы армий «Юг» удалось выйти к Днепру. Приближалась битва за Киев, и она обещала быть очень упорной и кровавой для обеих сторон. Гитлер действительно придумал нестандартный ход для быстрого и эффективного решения киевской проблемы. Помимо удара первой танковой группы Клейста с запада, он планировал нанести удар на Киев с севера силами второй танковой группы Гудериана и тем самым не просто отбросить советские войска от Киева, но окружить и уничтожить основную массу войск советского Юго-Западного фронта. Начертание фронтов это позволяло: группа армий «Центр» продвинулась дальше на восток, чем группа армий «Юг», и нависала с севера над советским Юго-Западным фронтом.
Основной ударной силой немецкой армии в 1941 году были четыре танковые группы — ноу-хау германской армии: крупные и самодостаточные механизированные соединения, способные вспарывать оборону противника и совершать броски вглубь на сотни километров, окружая группировки противника, захватывая неподготовленные к обороне города, перерезая важнейшие коммуникации. Танковые группы были эдакими стальными наконечниками копья, за которыми следовало древко копья — основная масса пехотных дивизий вермахта.
То, что на Киев начала наступление еще одна танковая группа, да еще с фланга, в короткое время обрушило ситуацию на Юго-Западном фронте. Во-первых, советское командование попросту этого не ожидало: думали, что немцы продолжат наступление на Москву (как, собственно, и предлагали Гитлеру Гальдер и Гудериан). Во-вторых, одновременный удар двух танковых групп был слишком силен для армий советского Юго-Западного фронта.
Итогом стал Киевский котел — крупнейшее окружение в истории войн, одна из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. В окружение попало около 650 тысяч советских воинов, были полностью уничтожены четыре советские армии, фактически весь Юго-Западный фронт. Но еще одним итогом стало то, что Москва так и не была взята, несмотря на усилия немцев.
После завершения разгрома Киевского котла 30 сентября 1941 года началась операция «Тайфун» — решающее наступление на Москву. Оно осуществлялось силами целых трех танковых групп (из четырех имеющихся). Но это наступление окончилось провалом. Победа под Москвой стала первым стратегическим успехом Красной армии в Великой Отечественной войне. И многие историки сходятся во мнении, что поворот группы армий «Центр» на юг был главной стратегической ошибкой Гитлера в войне с Советским Союзом.
Так в чем же заключалась эта ошибка фюрера? Казалось, почти гениальный ход, позволивший достаточно быстро уничтожить огромную группировку советских войск. В действительности ошибка была именно в потере летнего времени — наиболее благоприятного для наступления. Был упущен целый месяц, и этого оказалось достаточно, чтобы Москва так и не была захвачена. Этот месяц пригодился СССР для формирования новых армий и дивизий, для подготовки к обороне. Добившись очень крупного оперативного успеха, Гитлер проиграл стратегически.
Делая вывод, можно с полной уверенностью говорить, что сражение под Смоленском в июле-августе 1941 года предопределило крах плана «Барбаросса» в его изначальном виде, вынудило верховное командование Германии полностью поменять свои намерения, что самым негативным образом сказалось на ходе всей кампании на востоке. Кроме того, упорные действия советской армии под Смоленском вынудили Японию, союзницу Германии, отказаться от планов вторжения на территорию СССР на Дальнем Востоке.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора