Иван Судаков, актер, режиссер, эссеист, продюсер. Работал куратором в Международном фонде Станиславского, на театральном фестивале «Сезон Станиславского». Окончил ГИТИС. Автор двух сборников прозы и стихов, основатель собственного театра KTO studio
Одинокая, совсем нестарая женщина сидела в пустом зале театра-студии, которую она же сама недавно основала. Она вроде и счастлива, однако здесь, в Казахстане, вдали от родной Москвы, от своей работы она чувствовала себя не очень уютно. Но здесь ведь тоже есть дети. Значит, здесь есть смысл жить и работать. Звали эту уставшую тридцатилетнюю женщину Наталия Сац.
Сац родилась в Иркутске в 1903 году. Ее отец — известный в свое время композитор и музыкант Илья Сац — был дружен со многими актерами и музыкантами своего времени: Рахманиновым, Качаловым, Станиславским. Это он написал музыку к знаменитой «Синей птице». Многие поколения советских детей потом пели:
Мы длинной вереницей
Пойдем за синей птицей…
Эта уверенность, вера в свои силы в ней были до конца ее жизни, а прожила она до 1993 года, то есть буквально до конца советского строя. В 15-летнем возрасте она уже основала свой первый театр — Детский театр Моссовета. Этот театр не имел аналогов в мире и своей постоянной площадки, актеры просто ездили по окраинам и выступали для детей. Нет, не из-за бедности совершенно, просто в Москве были большие перебои с транспортом, и дети из малоимущих семей не могли добраться к центру не то что к семи вечера, а вообще в тот же день.
В 1920 году, когда Наталии Сац было 17 лет, ее театр стал называться «Московский театр для детей» и обрел постоянное место жительства по адресу Мамоновский переулок, 10. Сейчас там МТЮЗ (Московский театр юного зрителя), который недавно отметил юбилей. К ней стали обращаться с уважением — Наталия Ильинична, и в этом не было ни капли иронии. Люди видели в ней великого человека идеи. Она сама организовывала работу и сама ставила спектакли. Но ей было скучно даже в этих рамках.
В 1936 году театру дали новое здание — в самом центре Москвы, напротив Кремля и недалеко от Большого. Репортеры писали: «С новым театром, товарищи дети! Поспешим, товарищи, поспешим! Мартовский день идет к концу, надвигаются сумерки, скоро семь часов. Кондуктор, до Охотного десять копеек? Дайте скорее билет этому юному москвичу! Гражданин, посторонитесь, дайте пройти. Не ворчите, пожалуйста, — он ведь торопится в свой новый театр».
Для ее театра композитор Сергей Прокофьев написал «Петю и волка» — этот шедевр советской детской музыки. А Сац, в свою очередь, синтезировала мультипликацию с театром — да, тоже первая в мире. Кроме того, она поставила первый в Союзе спектакль про Буратино и золотой ключик. Сказка, сказка, сказка! Казалось, что вот она уже и поймала синюю птицу, вот… но реальность была другой.
Ее мужа Израиля Вейцера, наркома внутренней торговли СССР, арестовали, обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли. Под Москвой есть такое место — Бутовский полигон, там много кого расстреливали. Будет время — съездите, там теперь мемориальное кладбище и есть его фамилия.
Сац тоже арестовали, и она провела в лагерях пять лет, строила Угличское водохранилище. Но и здесь ее не оставила Мельпомена. Она основала хоровой кружок, а потом и театр, в котором показывали «Бесприданницу», этот вот сюжет про «не доставайся же ты никому». Главную роль играла женщина, осужденная за убийство мужа на пятнадцать лет.
Наталию Ильиничну выпустили в 1942 году. Но жить в Москве она права не имела, и ее отправили в Алма-Ату. Туда она приехала по-прежнему красивой и подтянутой. Она следила за собой все тюремные годы. Правда, она теперь была блондинкой — каштановые волосы поседели в первые же дни заключения.
В Казахстане Сац основала Алма-Атинский театр юного зрителя, который открылся в 1945 году первым в Алма-Ате спектаклем для детей «Красная Шапочка». Сац проработала в Казахстане 13 лет и все эти годы трудилась именно для детского зрителя, который совершенно не знал ни ее личной трагедии, ни голодных первых дней советской власти. Ребенок жил здесь и сейчас, и именно поэтому Сац работала и ставила для него вечные истории про Буратино, «Молодую гвардию» и двенадцатую ночь.
Она вернулась в Москву в разгар хрущевской оттепели. Сначала руководила Всесоюзным гастрольным театром, но в процессе у нее возникла идея новой реформы. В тот момент ей было 60 лет. И в этом возрасте Сац совместно с молодым гением музыкальной педагогики Дмитрием Кабалевским основала свой последний, пятый по счету театр — Музыкальный детский театр. И опять же — такого не было нигде в мире. И до сих пор он стоит! И до сих пор радует юного зрителя!
Сейчас около последнего основанного ею театра на станции метро «Университет» стоит памятник тонкой красавице-принцессе. На табличке написано, что посвящен он ей, Наталии Сац — женщине, всю жизнь шедшей за синей птицей радостных детских глаз.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора