Верхневолжье славится своей тихой, пастельной красотой. Медленные спокойные реки с глубокими омутами, в которых таятся столетние сомы и серебрится под луной коварная русалка, широкие поля, чистые березовые рощи, грибные и ягодные леса, заповедные болота с лукавыми кикиморами, а среди этого сказочного приволья — сонные городки и живописные деревни с садами, огородами и древними каменными церквями. В 2021 году тверское село Берново, расположенное на полпути между старинными Торжком и Старицей, было избрано в числе самых красивых деревень России. Село, бесспорно, красивое, с богатой историей, но на столь почетный выбор в первую очередь повлияли великолепный парк и старинная усадьба, где вот уже полвека открыт музей Александра Сергеевича Пушкина. О родном селе «Ленте.ру» рассказала заведующая музеем, поэт Валентина Громова.
Отправляясь по многочисленным туристическим маршрутам Тверской губернии, любители путешествий часто не представляют, что в 120 верстах от губернской столицы, между Торжком и Старицей, их поджидает сюрприз — старинная дворянская усадьба, принадлежавшая помещикам Вульфам. И тут мы убеждаемся, что тысячу раз прав был гвардии капитан-поручик и тайный советник Иван Петрович Вульф, когда на исходе XVIII столетия велел поставить в селе Берново каменный господский дом. Место для него было выбрано отменное: на горке, с видом на окрестные леса, храм Успения и речку Тьму.
Целая история России трех минувших столетий как будто намертво въелась в его метровые каменные стены. Здесь рассказывают гостям о славном предке шведе Гарольде Вульфе, что приехал на Русь в царствование Федора Алексеевича, был наречен Гаврилой и дослужился до полковника. Добрым словом поминают матушку Екатерину I, своим милостивым указом за раны и за понесенные в службе многие труды даровавшая Петру Гавриловичу Вульфу, отцу хозяина дома, тверские земли, которые в стародавние времена принадлежали боярам Берновым и где спрятал свои сокровища старицкий князь Андрей Храбрый, опасаясь венчанного гнева Ивана Грозного.
С Берновской усадьбой связаны имена Александра и Никиты Муравьевых, будущих декабристов, красавицы Анны Керн, оставившей воспоминания о чудесном доме и милом дедушке Иване Петровиче, о семейном клане Вульфов и о своей дружбе с кузинами, о радужных днях детства, самых счастливых в ее долгой и полной превратностей удивительной жизни.
В имении Вульфов частым гостем был Михаил Никитич Муравьев, известный общественный деятель, попечитель Московского университета, наставник и друг Александра I. В мае 1891 года эти места подарили вдохновение Исааку Левитану, который написал здесь картину «У омута». В 1966 году Берново посетили художница Варвара Дмитриевна Бубнова и ее сестра Анна Дмитриевна Оно, урожденная Вульф. А в 2007 году в усадьбу нанесла визит Йоко Оно, вдова Джона Леннона. которую во время своего 36-летнего пребывания в Японии воспитывали тетушка Варвара и тетушка Анна. Именно они учили ее музыке и рисованию, давали первые уроки русского языка и много рассказывали о милой их сердцу далекой берновской усадьбе.
И лежало бы Берново в руинах, как тысячи усадеб на Руси. И потому, разумеется, самые сокровенные истории дома связаны с именем Александра Пушкина, который так любил заезжать сюда и где ему так легко писалось.
Александр Сергеевич Пушкин навестит Старицкий уезд пять раз в период с 1828 по 1833 год. Всего сто дней поэт проведет в наших краях.
Две творческие осени, которые связаны с Малинниками, Павловским, — они станут бесценными для поэта и его почитателей. Здесь он находит общество старых друзей, возможность отдохнуть от столичной суеты и вдохновенно работать в спокойные осенние месяцы. Здесь были написаны знаменитые «Анчар», «Цветок», «Зимнее утро», «Роман в письмах», поставлена точка в седьмой главе романа «Евгений Онегин». «Довольно, с плеч долой обуза, я классицизму отдал честь. Хоть поздно, а вступление есть», — скажет Пушкин.
В «Романе в письмах», датированном 1829 годом, Пушкин напишет: «Здесь более занимаются словесностью, чем в Петербурге. Здесь получают журналы, принимают живое участие в их перебранке, сердятся за любимого писателя, если он раскритикован… Теперь я понимаю, за что Вяземский и Пушкин так любят уездных барышень. Они их истинная публика».
Давно уже нет деревянного дома в Малинниках, что отошел к сыну Ивана Петровича Николаю и где так любил гостить Александр Пушкин. Нет дома и Павла Вульфа в Павловском, где было написано немало пушкинских стихов, в их числе шедевр мировой поэзии «Зимнее утро». Не сохранились усадьбы братьев Федора и Петра Вульфа в Нивах и Соколове. А барский особняк в Бернове — родовое гнездо, стоит, словно забытый временем.
На сегодняшний день усадьба представляет собой уникальный памятник усадебной культуры, представляющий собой архитектурный ансамбль с обширным парком, который по возрасту превосходит сам особняк. Симметрично расположенные аллеи, круглый пруд в центре, живописные холмы с удивительными названиями «Парнас» и «Зверинец».
На территории усадьбы расположен деревянный дом помещиков Юргеневых, который был перенесен в Берново в советскую эпоху из села Подсосенье. Этот дом принадлежал Лидии Мизиновой, которая, по мнению некоторых литературоведов, стала прототипом Нины Заречной в пьесе Антона Павловича Чехова «Чайка».
Успенская церковь расположена через дорогу от усадебного комплекса, на берегу реки Тьмы. Начало строительства храма — 1687 год.
6 июня 1971 года в Бернове был открыт музей Александра Сергеевича Пушкина. С 1976 года экспозиция размещается в мемориальном особняке. Экспозиция знакомит гостей с творчеством Пушкина в Старицком уезде, с его окружением, воссоздает атмосферу провинциального дворянства первой трети XIX века. В залах представлены мемориальные экспонаты из усадеб Вульфа, где гостил поэт, — подлинные вещи пушкинской эпохи.
Усадебный парк сохранил структуру старого парка XVIII века: парадный, французский — регулярный, со строгой симметрией липовых аллей, и английский — пейзажный, с историческими холмами Парнас и Зверинец, с зеленым театром. Реальный дом, подлинные экспонаты, парк — все это создает атмосферу провинциальной России пушкинской эпохи.
В экспозиции музея раскрывается тема дворянских гнезд России XIX века: Муравьевых, Бакуниных, Полторацких, Вревских, состоявших в родстве с Вульфами.
Вместе с открытием музея в Бернове пришел Пушкинский праздник поэзии. И уже 50 лет тысячи поклонников великого поэта каждый год в первое воскресенье лета стремятся сюда, чтобы насладиться неповторимой атмосферой праздника, пушкинской стихотворной строкой, красотой тверской природы. Праздник давно вышел за пределы Тверской области, выплеснулся за пределы великой России, прирастая ежегодно известными именами и юными дарованиями. Это каждый праздник — ежегодный поклон поэту, своеобразная школа мастерства для пишущих людей.
Так напишет тверской поэт Василий Рысенков и, наверное, будет абсолютно прав.
А музей предлагает посетителям разноплановые экскурсии: по старинному особняку, по усадебному парку, экскурсии с фрагментами театрализации. Но время не стоит на месте, оно стремится вперед и ставит перед музеем новые задачи. В нынешнем году мы делаем перемещение акцента с уже освоенных продукции и услуг на продукцию, ориентированную на новые потребности посетителей, на новые формы деятельности в сфере музейного рынка. Музей — это тоже, увы, рынок.
В 2018-2020 годах в рамках проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России» при финансировании Всемирного банка развития мы реализовали проект «Какая радость, будет бал!» и оборудовали интерактивное пространство для проведения анимационных туристических программ. Это дало возможность создать хорошие условия для реализации новых идей, новых проектов.
Сейчас анимационно-туристическая программа «Какая радость, будет бал!» бьет все рекорды. Мы открываем бальный сезон в сентябре и завершаем его в середине июня, для того чтобы с сентября снова вступить в этот танцевальный хоровод.
Также в музее проходят музыкально-литературные вечера, разработан целый цикл интерактивных программ по изучению дворянской усадьбы начала XIX века: «О чем молчат старые липы», «Там на неведомых дорожках», «Почтенный замок был построен, как замки строиться должны», «Тайна волшебного клубочка». Все эти программы позволяют от обыкновенного литературного вещания перейти к реальному образу усадьбы, не просто музей Пушкина, а музей-усадьба, где бывал великий поэт. И это смена декораций, она совершенно оправдана.
Но не только музейными и развлекательными программами характеризуется наша работа. В нынешнем году разработан проект реэкспозиции отдельных залов, подготовлена родословная помещиков Вульфов — замечательная родословная, которая будет представлена посетителям. И, соответственно, на ее основе — новая концепция экскурсий по дворянскому быту. Мы приобрели оборудование для видеосъемки и стараемся реализовать новую идею — создать цикл виртуальных экскурсий по Пушкинскому кольцу Верхневолжья.
Если бы не Пушкин, кто бы знал? Забытая усадьба, куда нет дороги, куда не проехать — это Нивы, Соколово, Павловское. А виртуальные посетители могли бы все это увидеть, могли бы все прочесть.
В планах также виртуальные занятия и мастер-классы для детей «Нянюшкины сказки». Мы расскажем о дуэльных пистолетах, о том, кто же говорит в часах «тик-так», отправимся в путешествие от рубеля до утюга, побываем в гостях у богини Агни. Все это будет рассчитано на широкую аудиторию и приведет, я полагаю, юных зрителей в абсолютный восторг.
Мы очень много работаем над благоустройством своего парка. Установили беседки, создали партерную зону отдыха, организовали фотозону с кованными качелями и декоративной каретой-беседкой. Все это очень важно, все это очень привлекает туристов. Главное, наш парк очень ухоженный, и приятно порой слышать слова восхищения. А когда люди сравнивают нас с парковыми комплексами музея-заповедника «Михайловское» или с парком музея А.С. Пушкина в Больших Вяземах, и сравнение бывает в нашу пользу, — это очень лестно.
Очень много сотрудники музея занимаются научной работой. Мы каждый год в последний вторник октября проводим Пушкинские чтения. И всегда рады видеть на этих чтениях любителей поэзии, любителей истории, и по итогам этих Пушкинских чтений мы каждый год издаем научный сборник, который является очень редкой книгой, ценной книгой, потому что тираж ее невелик, а исследования порой очень необычные и очень интересные.
Музей живет, музей развивается. К нам приходят молодые специалисты, у них множество новых идей, проектов. Они креативные, ищущие. Они очень любят свою работу и делают ее с удовольствием. Это значит, у музея есть будущее. И все у нас еще впереди!
Приезжайте к нам в Берново! Мы вас ждем, вы не пожалеете!