Немногие знают, но огромную роль в развитии Австралии сыграли «афганцы». Трудом этих людей были проложены телеграфные линии и построены железные дороги, но их самих часто презирали, преследовали и пытались изгнать. Сегодня из столицы штата Южная Австралия Аделаиды в город Алис-Спрингс в самом сердце континента, идет поезд под названием The Ghan — это одно из немногих напоминаний о трудолюбивых погонщиках верблюдов, которые несли цивилизацию в дикие пустоши, но так и остались изгоями на земле, ставшей для многих из них родной. «Лента.ру» рассказывает историю «афганцев» Австралии, далеко не все из которых были настоящими афганцами.
Австралийский аутбэк — одна из самых неприветливых для человека территорий на планете. Внутреннюю часть южного континента занимают бескрайние пустыни и степи, населенные кенгуру, страусами эму, собаками динго… и верблюдами. «Какими еще верблюдами?» — спросит человек, твердо помнящий из школьной программы, что верблюды живут на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и в Северной Африке. Вопрос вполне справедливый.
Экспедиция Берка и Уиллса 1860-1861 годов закончилась плохо. Своей цели — пересечь Австралию с юга на север — она достигла, но на обратном пути все, кроме Джона Кинга, погибли от голода. Умирающего исследователя нашли и выходили аборигены. В списке участников экспедиции Кинг значился как погонщик верблюдов. Что случилось с 20 животными, вышедшими из Мельбурна 20 августа 1860 года, не сообщается.
Именно эта трагическая экспедиция положила начало широкому использованию одногорбых верблюдов в Австралии, что в свою очередь привело к появлению новой этнической группы южного континента — «афганцев».
Одногорбый верблюд Гарри был не только первым представителем своего вида, которого упомянули не только в официальном документе, но и в личном, но и вообще первым верблюдом в Австралии. 23 сентября 1846 года Джон Хоррокс умер от полученных ран. После несчастного случая животное застрелили.
Самое первое упоминание о верблюдах в контексте Австралии относится еще к февралю 1837 года. Тогда губернатор Нового Южного Уэльса Ричард Борк получил от подчиненных предложение привести на континент верблюдов. Идея обсуждалась долго и вызвала в обществе нешуточные дебаты.
Например, в 1839 году разгорелась открытая полемика между столичными газетами The Sydney Morning Herald и The Monitor. Первая выступала за ввоз верблюдов, указывая на перспективу экономических выгод. Вторая откровенно высмеивала идею, называя ее абсурдной и считая, что выходцы с Ближнего Востока и из Азии, которых придется привезти с верблюдами, станут угрозой для английского сообщества.
В итоге партия одногорбых верблюдов все-таки отправилась в Аделаиду с острова Тенерифе. Пережило путешествие и сошло на берег 12 октября 1840 года только одно животное. Это и был так глупо погибший Гарри.
С одной стороны, заселив плодородные побережья Австралии, колонисты не особенно задумывались об освоении безжизненных пустошей центральной части континента — поход в пустыню всегда был лотереей, что собственным примером доказали многие пропавшие там исследователи и путешественники. С другой стороны, связь между городами, находившимися на разных побережьях, осуществлялась только морским путем, а судам приходилось преодолевать тысячи километров, огибая континент.
В том самом 1846 году, когда погиб первый австралийский верблюд Гарри, к северу от Аделаиды, в районе горы Ремакбл были обнаружены залежи меди и галенита. С этого момента считавшаяся ранее бесплодной и бесполезной пустошь заинтересовала правительство и коммерсантов — ведь, может быть, в этой выжженной солнцем земле залегает не только медь, но и золото? Было принято решение развивать регион и двигаться дальше на север, вглубь пустыни.
Лошади, которыми австралийцы пользовались при освоении «зеленых» частей континента, для пустынь и степей не годились. Они великолепно чувствовали себя на прибрежных территориях, и Австралия очень быстро стала одним из крупных экспортеров этих непарнокопытных. Но вот на пустошах от лошадей было немного толку — они точно, как люди, страдали от нестерпимой жары и погибали в дальних походах.
И здесь верблюды, которых уже стали потихоньку привозить на континент, пригодились как никогда. Адаптация к местному климату и пище этим животным не потребовалась, и они быстро стали важнейшими помощниками людей в деле освоения Аутбэка.
Начиная с 1860-х годов одногорбые верблюды дромедары участвовали в научных экспедициях, перевозили грузы, почту и стройматериалы. Они использовались и при прокладке важнейших коммуникационных линий Австралии — наземной трансконтинентальной телеграфной линии, соединившей города Дарвин и Аделаиду на противоположных концах континента, и железных дорог. Без верблюдов и их погонщиков эти грандиозные проекты были бы просто неосуществимы или потребовали бы куда больших затрат.
Если с животными все более-менее понятно, то люди, прибывавшие вместе с ними в основном из Центральной Азии, на протяжении десятилетий оставались безвестным, безымянным приложением к верблюдам. Обычно их нанимали из народов, населяющих современные территории Афганистана, Пакистана и Индии.
Пуштуны, белуджи и синдхи приезжали в Австралию с верблюдами десятками, а ближе к концу века — сотнями. С погонщиками заключался трехлетний контракт, но они не получали никакого миграционного статуса в Новом Свете и после выполнения своих обязательств выдворялись обратно. Фактически, они ничем не отличались от животных, за которыми ухаживали, — были частью сделки.
Тем не менее услуги погонщиков верблюдов, похоже, действительно неплохо оплачивались. По крайней мере, на Востоке уже со второй половины XIX века распространились слухи, что поездка по контракту в Австралию может принести целое состояние, и многие отправлялись туда, несмотря на опасности и изоляцию, которые их ожидали.
Впрочем, были места, где «афганцы» и белые австралийцы вполне неплохо уживались. Город Марри в 600 километрах к северу от Аделаиды стал одной из важнейших точек региона и столицей погонщиков Австралии. Он стоит на перекрестке нескольких торговых путей и долгие годы служил перевалочной базой, где караваны отдыхали и пополняли запасы.
Именно здесь в 1880-х годах погонщики построили первую мечеть, и именно с этим местом связано имя одного из самых известных «афганцев» Австралии — Дервиша Бийджи Джакхрани Балоша.
Дервиш прибыл в Австралию в 1890 году из Индии. Ему было уже около 30 лет. Он успел послужить в британской армии и, как и многие его соплеменники, погнался за «австралийской мечтой».
На конец XIX-начало XX веков пришелся пик верблюжьих перевозок, и Бийджа был одним из тех, кто решил после службы попытать счастья в Новом Свете. Благо английский он выучил неплохо, да и вообще был вполне цивилизованным человеком.
Марри к тому времени представлял из себя интересный пример интернационального общежития. Город был разделен надвое железнодорожным полотном. На одной его стороне жили «афганцы», на другой — белые австралийцы, а чуть дальше в сторону пустыни располагался поселок осевших рядом с цивилизацией аборигенов. В конце XIX века Марри называли «Маленькой Азией» или «Маленьким Афганистаном».
Дервиш Бийджа прибыл в Марри сразу же после приезда в Австралию и занялся работой с верблюдами. Рассказывают, что здесь в 1891 году у него родился сын от женщины-аборигенки, которого назвали Беном Мюрреем, правда, никаких иных подробностей об этом союзе нет.
В 1896 году Дервиш стал участником печально знаменитой экспедиции Калверта по изучению Большой Песчаной пустыни. Все с самого начала пошло наперекосяк. Запасов воды оказалось недостаточно, намеченные места водопоев пересохли, а верблюды умудрились наесться каких-то ядовитых колючек и заболели.
Вскоре двое исследователей отделились от основной группы, намереваясь пойти до точки следующей стоянки другим маршрутом, и пропали. Их мумифицированные тела Бийджа нашел только в следующем году. Этот эпизод описан в стихотворении Стюарта Дугласа под названием «Афганец».
В 1902 году Бийджа вернулся в Марри, где стал работать погонщиком на более спокойных маршрутах. Через семь лет он женился на вдове Амелии Джейн Шон, и у них родился сын Абдул Джубар, которого местные звали просто Джеком. Когда в 1920-1930-х годах необходимость в верблюжьих караванах отпала, Дервиш занялся выращиванием фиников.
Бийджа прожил почти 100 лет и умер в 1957 году, успев стать одним из лидеров сообщества Марри, которого признавали как «афганцы», так и белые австралийцы. Многочисленные истории о приключениях Дервиша стали частью местного фольклора, а в 1954 году о нем сняли документальный фильм «The Back of Beyond».
Большинство погонщиков возвращались на родину, но люди вроде Дервиша Бийджи уже не представляли своей жизни вне Австралии. Они нашли здесь любовь и создали семьи. Однако если судьба Дервиша сложилась достаточно удачно, и он даже стал местной знаменитостью, то многие другие австралийские «афганцы», решившие остаться, сталкивались с нападками белых расистов.
В конце XIX века развернулась целая кампания против «азиатских погонщиков». Утверждалось, что белые могут управляться с верблюдами не хуже «афганцев», а приток мигрантов из Азии угрожает целостности английского населения Австралии.
Одним из самых известных примеров дискриминации, стала история Джека Акбара и девушки-аборигенки по имени Лалли из городка Маунт-Морган в штате Западная Австралия. Они встретились и полюбили друг друга в 1920-х годах, однако на пути чувства встали австралийские законы, которые запрещали «азиатам» вступать в брак с представителями других рас.
Как рассказывала Лалли, даже старейшины ее племени разрешили свадьбу с чужаком, что само по себе было огромной редкостью, но вот местные полицейские чиновники блюли расистский закон до конца. Тогда молодые решили убежать в Аделаиду, почти за тысячу километров от дома, где их брак все-таки зарегистрировали официально.
Однако вскоре из Западной Австралии пришла ориентировка на молодоженов, их арестовали и вернули в Маунт-Морган. После нескольких лет судебных разбирательств молодым людям разрешили остаться вместе, но изгнали их с территории штата навсегда.
К 1930-м годам, с развитием автомобильного и железнодорожного транспорта, надобность в караванах отпала. «Афганцы» со своими животными строили современную Австралию вместе в англичанами, оставаясь при этом изгоями в обществе. Со временем те немногие, кто остался на южном континенте, растворились среди местного населения.
В Марри, население которого сегодня составляет менее 200 человек, каждый год проводятся гонки на верблюдах в память о погонщиках, которым городок обязан своим существованием. Потомки Дервиша Бейджи, Джека Акбара и других знаменитых «афганцев» сегодня превратились в обыкновенных жителей Австралии, но они хранят память о том, кем были их предки.
А одногорбые верблюды дромедары, которые когда-то помогали нести цивилизацию в аутбэк, одичали и бродят по пустыне. Более чем миллионная популяция диких дромедаров Австралии — единственная в мире. Силуэты этих животных на фоне голубого австралийского неба — последнее напоминание о давно ушедшей эпохе освоения пустошей.