Проект «Культура для школьников», успешно запущенный Министерством культуры РФ в 2019 году в одиннадцати областях страны, в настоящее время расширил свою географию до 85 российских регионов. Его цели — культурное просвещение и мотивация школьников к освоению ценностей отечественной культуры, повышение культурного уровня подрастающего поколения и привлечение детей и молодежи к изучению художественной культуры и искусства. А с конца прошлого года в рамках проекта заработала уникальная система наставников — деятели искусства, спорта и науки, которые внесли вклад в развитие региона, стали кураторами «Культуры для школьников» и поддерживают лучшие местные инициативы проекта. Корреспондент «Ленты.ру» пообщался с одним из них — скрипачом, лауреатом международных конкурсов, представителем знаменитой музыкальной династии Петром Лундстремом, федеральным наставником Забайкальского края проекта «Культура для школьников». О важности личного примера, роли родителей в профильном образовании, легком успехе и счастливых людях — на «Ленте.ру».
Личным примером
«Я очень рад, что сейчас существует такой проект, как "Культура для школьников", федеральными наставниками которого является семья Лундстремов», — рассказал «Ленте.ру» Петр Лундстрем. По его словам, это дает возможность всем детям нашей страны познакомиться с классической музыкой, литературой, предметами искусства, встретиться с известными артистами, писателями, музыкантами, открыть для себя много нового.
По мнению Петра Лундстрема, наличие наставника для становления культурной личности очень важно. Он уверен, что единственное, что по-настоящему работает — это личный пример, и это касается не только культуры и искусства.
«Мне очень повезло, я вырос в многодетной семье, где родители очень любили (и любят!) друг друга, и именно это, мне кажется, самое главное, что повлияло на мое становление как человека, — рассказал Петр Лундстрем. — А кроме любви друг к другу и к своим детям, родители любили свое дело — музыку. И для меня, честно говоря, даже не стоял вопрос, кем стать — я сразу захотел быть скрипачом, как мой отец».
По его мнению, для того, чтобы ребенок чем-то заинтересовался, он должен с этим сначала соприкоснуться, поэтому тут велика роль родителей. «Окончить детскую музыкальную школу полезно любому человеку, неважно, будет ли он в будущем заниматься музыкой или нет. Занятия музыкой развивает мелкую моторику, интеллект, живость мышления», — уверен Петр Лундстрем. При этом подчеркивает, что важно не допускать случаев, когда ребенка настолько сильно заставляют, что у него появляется отвращение к музыке.
Музыкант считает, что любому ребенку с детства стоит попытаться привить любовь к чтению. Именно через книгу, по его словам, «в первую очередь ребенок соприкасается со всем огромным наследием культуры и искусства именно через нее может заинтересоваться чем-то близким именно ему лично».
По мнению Петра Лундстрема, большим музыкантом можно стать, даже если ты начал заниматься музыкой не в самом раннем возрасте. Он вспомнил Олега Лундстрема, который любил рассказывать, что узнал, где находится нота до, только в 12 лет. Но это не помешало ему стать потрясающим музыкантом, композитором и великим джазменом.
«Ничего невозможного нет, но, безусловно, музыка, как и балет или фигурное катание, — это специфические профессии, которые требуют множества лет обучения с самого детства, — считает Петр Лундстрем. — Ребенок более восприимчив, это касается и мышечной памяти, и самой способности впитывать суть».
«Проявление смыслов»
По словам Петра Лундстрема, художники в широком понимании этого слова — счастливые люди. «У нас есть возможность практически каждый день соприкасаться с "миром горним", с чем-то невидимым, но реально существующим, и, более того, выступать проводником этого мира к другим людям, которые приходят на концерты, выставки, читают стихи», — считает музыкант. Он воспринимает это как огромную привилегию и большую ответственность.
Кроме активной концертной деятельности Петр Лундстрем занимается еще управленческой и организаторской, и ему очень интересна общественная. «Хочется иметь возможность возвышать свой голос в защиту слабых и несправедливо обиженных. Хочется влиять на то общество, в котором мы живем», — сообщил музыкант.
Отвечая на вопрос о современной музыкальной индустрии, Петр вспомнил ответ своего деда, Олега Лундстрема, которого как-то в интервью спросили о его отношении к шоу-бизнесу: «Шоу-бизнес, наверное, имеет право на существование, но я не могу понять одного — какое отношение это имеет к музыке?»
Рассуждая о легком успехе, музыкант отметил, что если цель — добиться «успеха», выражаемого в неких «просмотрах» или деньгах, наверное, теперь это возможно. Но, по его мнению, «если же мы хотим совершенствоваться, если мы хотим соприкоснуться с иным миром, если понимаем, что "искусство, как и всякое ремесло, есть проявление смыслов", — то, конечно, профессиональное образование совершенно необходимо».
Отвечая на вопрос, что бы он хотел услышать от наставника проекта, если бы был школьником, федеральный наставник Забайкальского края проекта «Культура для школьников» еще раз подчеркнул, что нет ничего важнее личного примера. По его словам, он хотел бы, чтобы наставник выступил для него «тем самым проводником к другому миру, чтобы он не рассказал, а показал мне, что это правда, это настоящее и что смысл жизни — есть».
Стоит отметить, что Забайкальский край для знаменитой музыкальной династии не чужой — здесь родился выдающийся джазмен Олег Лундстрем, дедушка Петра.