Алексей Богданов, военный историк, окончил Саратовский государственный университет по специализации «Военная история»
В феврале 1943 года военное руководство СССР пребывало в приподнятом настроении: только что удалось одержать небывалую победу под Сталинградом — германская группировка численностью 300 тысяч человек была окружена и уничтожена. Советская сторона владела инициативой, разворачивалось наступление на Ростов-на-Дону и Донбасс.
На Кавказе тоже готовилось наступление — планировалось отсечь и окружить кавказскую группировку противника. Операция состояла из двух частей: «Горы» (наступление Закавказского фронта Тюленева на Краснодар и далее на Новороссийск с севера) и «Море» (наступление Черноморской группы генерала Петрова на Новороссийск с юго-востока). Действия сухопутных войск должны были поддержать морские и воздушные десанты.
Наступление Закавказского фронта шло успешно. 12 февраля 1943 года советские войска взяли Краснодар, однако вскоре уперлись в мощную оборону немцев. Тем временем Черноморская группа осуществляла давно готовившуюся десантную операцию в районе Новороссийска. План предполагал высадку основных сил в районе Южной Озерейки и отвлекающей группы — в районе Станички.
С ноября 1942 года войска усиленно готовились к операции, отрабатывая высадку на необорудованный берег. К ней планировалось привлечь и специализированные средства, имевшиеся на Черноморском флоте. Необходимо сказать, что в деле проектирования и строительства надводного флота в первые десятилетия советская власть не сумела добиться серьезных успехов. Более того, после революции 1917 года произошел настоящий обвал, который к началу войны еще не смогли преодолеть. Потерянные в революционной смуте компетенции удалось восстановить только после Великой Отечественной.
Все крупные корабли, имевшиеся в советском флоте во время войны, были построены еще в Российской империи. Возьмем в качестве примера Черноморский флот: линкор «Парижская коммуна» до революции назывался «Севастополь», крейсер «Красный Крым» до революции был «Светланой», а «Червона Украина» — «Адмиралом Нахимовым». И речь шла не только о крупных кораблях, в составе флота было множество более мелких судов дореволюционной постройки. Некоторые из них специально проектировались для десанта и были привлечены к высадке войск под Новороссийском.
Речь идет о канонерских лодках типа «Эльпидифор» и десантных баржах типа «Болиндер». Эти специализированные корабли должны были сыграть важную роль в высадке. Например, баржа «Болиндер» могла перевозить и высаживать непосредственно на берег до десяти легких танков. В распоряжении Черноморского флота было три такие баржи. На них был погружен 563-й отдельный танковый батальон, имевший на вооружении американские легкие танки М-3 «Стюарт». Тридцать танков, пусть и легких, высаженных вместе с десантом, могли стать тем козырем, который позволил бы переломить обстановку в самые важные первые часы.
Начало операции было назначено на 4 февраля 1943 года. Высадку должны были предварять артиллерийская подготовка с кораблей черноморского флота и удар авиации, однако с самого начала все пошло не по плану. Погрузка десанта на корабли в Геленджике была произведена с опозданием на полтора часа. Артиллерийским кораблям было приказано отложить начало артподготовки. Авиация же никаких приказов не получила и произвела бомбовые удары и высадку парашютного десанта в соответствии с планом. Самолет-корректировщик, который должен был направлять огонь артиллерийских кораблей, так и не дождался начала артподготовки и, выработав горючее, был вынужден вернуться на базу. Из-за этого точность огня кораблей оказалась ниже ожидаемой. Помимо прочего, погода ухудшалась на глазах.
Когда высадка все же началась, оказалось, что батареи противника не подавлены, и высаживающихся встретил довольно плотный огонь. Одна из трех десантных барж не смогла начать выгрузку танков. Вторая осуществила ее штатно. Третью не сумели подвести к берегу достаточно близко, и танки пришлось выгружать прямо в воду. Часть танков была потеряна: из 30 машин принять участие в бою смогли только 16, из них 12 были полностью боеспособными и еще 4 использовались в качестве неподвижных огневых точек.
Вскоре из-за ухудшившейся погоды и сильного противодействия противника было принято решение прекратить высадку. Всего на берегу оказались около полутора тысяч человек из десяти тысяч планировавшихся. Три дня десант вел бой с противником, лишенный подкрепления и боеприпасов. Небольшой части солдат удалось пробиться к месту вспомогательного десанта в Станичке, но большинство высадившихся погибли или попали в плен.
Вспомогательный десант оказался гораздо более успешным, чем основной. Высадившийся в Станичке передовой отряд под командованием майора Цезаря Куникова сумел захватить и удерживать береговую полосу шириной в несколько километров. Командир погиб на третий день боев и был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Тем временем советское командование все же решило высадить основные силы десанта именно в Станичке. В течении пяти дней численность советских войск на плацдарме была доведена до 17 тысяч человек и продолжала наращиваться. Однако к этому времени плацдарм уже оказался плотно блокирован подходившими немецкими частями, и развить с него наступление на Новороссийск не представлялось возможным. Тем не менее плацдарм расценили как перспективный, и было принято решение его удерживать. Он вошел в историю как Малая земля.
В боевых действиях на Малой земле участвовал полковник Леонид Ильич Брежнев, ставший впоследствии генеральным секретарем ЦК КПСС. В бытность Леонида Ильича руководителем СССР боевые действия на Малой земле воспевались в книгах и песнях.
По итогам операции вице-адмирал Октябрьский был снят с поста командующего Черноморским флотом. Началась семимесячная оборона Малой земли, успех которой позволил использовать этот плацдарм для наступления на Новороссийск, закончившегося освобождением города 16 сентября 1943 года.
Продолжение последует
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора