Марина Аброшина,
креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»
Мы все воспитаны на сказках и анимации. Первое кино, которое в детстве показывают каждому ребенку, — мультипликационное. Оно бывает совершенно обо всем: о дружбе, волшебстве, любви, приключениях, испытаниях и надежде. Ни для кого не секрет, что российская индустрия может похвастаться уникальным и очень богатым прошлым, связанным с детской анимацией, за создание которой с достоинством отвечала студия «Союзмультфильм». Так почему же была так популярна отечественная анимация, на которой выросли многие поколения, какие этапы ей пришлось пройти и что с ней стало сейчас?
Официально компания появилась в 1936 году, когда небольшие анимационные студии Москвы объединили усилия для чего-то стоящего. Первое название «Союздетмультфильм» лишилось части «дет» уже через год, а дебютные проекты выглядели как короткие зарисовки, которые стремились к стилистике «Диснея». Например, создатели пытались пробовать новую технологию с использованием целлулоидных пленок, которые сильно удешевляли производство и положительно влияли на скорость работы. Успех не заставил себя ждать.
Позднее, в 1953 году, студия начинает заниматься производством кукольной мультипликации. Самый известный, пожалуй, кукольный мультфильм, получивший всемирную славу, — «Крокодил Гена», выпущенный в 1969 году. Серия проекта насчитывала еще три мультфильма: «Чебурашка», «Шапокляк», и «Чебурашка идет в школу». Стоит сказать, что трогательная вселенная о «неизведанном загадочном звере» неожиданно стала важной сказкой о том, что у каждого человека есть свои особенности и они по-своему прекрасны.
1957 год становится прорывным для детской анимации с выпуском проекта «Снежная королева». Главным «промоутером» картины, как ни странно, стал действующий на тот момент папа римский, который призвал смотреть советскую анимацию из-за тем и ценностных ориентиров. В начале 1970-х студия повторяет успех выпуском мюзикла «Бременские музыканты». В его создании участвовали великие актеры и музыканты, а за написание музыки отвечал Геннадий Гладков: выпущенная параллельно грампластинка с песнями из мультфильма была продана 28 миллионам слушателей. История о свободе, вдохновении и дружбе стала завуалированным высказыванием о переменах, в которых так нуждалось российское общество того времени. И хотя основной аудиторией мультфильма были дети, он напомнил о важных вещах и взрослым.
В тот же год «Союзмультфильм» выпустил первый цикл «Ну, погоди!» о вечном конфликте Волка и Зайца. Между делом авторам удалось отразить весь быт того периода с его культурными особенностями. Русский ответ американскому «Тому и Джерри» стал национальным достоянием, и его популярность сохраняется по сей день: уже в 2021 году студия выпустила новую, усовершенствованную версию проекта. Удалось ли создателям отразить в работе новые смыслы? И поймает ли Волк Зайца на этот раз? Совсем скоро мы об этом узнаем.
Позже другим важным культурным явлением становятся истории из «Простоквашино» по мотивам повести Эдуарда Успенского. И здесь снова авторы напоминают обществу о важнейших ценностях, которые очень легко забываются из-за суеты и эфемерных целей, навязанных отовсюду. Подобные картины были актуальны не только в СССР, они остаются современными навсегда.
После выпуска еще нескольких анимационных проектов студия подходит к непростым 1990-м, в которых проживает застой. Такая ситуация охватила всю креативную индустрию в тот период: из-за прекращения финансирования деятелям искусства было сложно творить. А главное — авторы стояли перед этапом переосмысления и пытались понять, что им делать завтра и о чем теперь снимать.
К счастью, преодолев кризис, «Союзмультфильм» восстал из пепла в 2017-м и начал постепенно восстанавливать производство, обновляя команду и технические мощности. Самая большая сложность заключается в нахождении баланса — как создать новое, не потеряв уважение к старому? Студия успешно справляется с этим: выходят проекты «Зебра в клеточку», «Оранжевая корова», «Енотки» — поднимаются новые злободневные проблемы, но о традиционных ценностях никто не забывает. Многие мультики получили свое обновление — «Простоквашино», «Ну, погоди», «Чебурашка» и другие.
Я верю, что культура — это генетический код. Мы «впитываем» то, как говорят у нас дома; слушаем, чем интересуются наши друзья; запоминаем то, что показывают по телевизору. Рассуждая о детской анимации, которую производил «Союзмультфильм», стоит сказать, что какие-то вещи уже буквально у нас «в крови». Мы говорим фразами из «Малыша и Карлсона», вспоминаем о доме, когда за рубежом случайно видим изображение «Чебурашки», и улыбаемся, когда включаем своим маленьким детям «Котенка по имени Гав». Без этого русский человек не был бы таким, каким мы его знаем. Без этого не было бы нас.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора