Моя страна
00:02, 1 декабря 2021

«Наши гусли есть даже у Metallica» Как крохотная российская деревня стала мировым центром производства гуслей

Алсу Гузаирова
Петр Каменченко (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Фото: Петр Каменченко

Под Тверью есть уникальное производство — мануфактура по серийному изготовлению гуслей. Местные мастера, которые трудятся на ней, выпускают около 2,5 тысячи инструментов в год. Гусли этой мастерской есть в коллекциях многих известных российских музыкантов — от фольклориста Егора Стрельникова до Константина Кинчева и Шнура. Заказы на инструменты приходят из Финляндии, Германии, Австралии и даже с Мадагаскара. «Лента.ру» побывала в деревне Пушкино Тверской области, познакомилась с процессом изготовления былинных народных инструментов и поговорила с основателем мастерской Сергеем Горчаковым.

«22 января 2018-го отец разбудил меня среди ночи: "Мастерская горит!" Я выскочил из дома, вижу — внутри уже все полыхает, не зайти. Мы попытались что-то тушить, потом стали спасать инструменты. Вывалили их прямо на снег, на покрывало. На следующий день начали расчищать территорию, дожигать... Пришли мастера, стоят. И я стою. И думаю: "Блин, зима. У мужиков семьи — надо кормить. А мы остались с нулем". Все сгорело — станки, шаблоны, заготовки, разработки…» — так рассказывает о самом черном дне своей жизни Сергей Горчаков, создатель мануфактуры «Мир гуслей».

«Мы же хотим, чтобы гусли мог приобрести каждый»

Село Пушкино — в тридцати пяти километрах от Твери. На первый взгляд, обычная тверская деревня: посеревшие от времени дома с резными наличниками, цепочкой поставленные вдоль асфальтовой дороги; сияющий лазурью храм с самой высокой, как говорят, в области колокольней; почта, автобусная остановка, магазин. Вдали — поля, перелески и поблескивающие лужами грунтовки, убегающие за горизонт. И вдруг за поворотом дороги — печь из красного кирпича прямо на улице, вместо ворот. За печью — двор с двумя постройками, стены которых расписаны травами, цветами, музыкантами и танцующими девушками. Во дворе — сарайчики, поленница, разваленный земляной погреб, мотоцикл… На задах — стройплощадка с залитой плитой круглого, метров двадцать в диаметре, фундамента.

Это и есть мануфактура «Мир гуслей». Сегодня это единственное массовое производство гуслей, причем не только в России, но и в мире.

Гусли — старинный русский музыкальный инструмент — представляют собой резонаторный корпус с натянутыми на нем струнами. Ближайшие его родственники — арфа, кифара, цитра, лира. На протяжении многих веков гусли были одним из самых любимых и распространенных на Руси инструментов. Под них плясали, пели частушки, сказывали нараспев сказки и былины о подвигах богатырей, змеях о трех головах и битве на Калиновом мосту. До революции гусли изготавливали кустарным способом, а в 1926 году в Ленинграде была открыта фабрика по производству музыкальных инструментов им. А.В. Луначарского, которая специализировалась на щипковых инструментах, в том числе и на гуслях. В 2005 году фабрику закрыли, и гусли практически исчезли из продажи.

«Сейчас есть примерно сотня мастеров, которые делают гусли на заказ, по два-три экземпляра в месяц, в расчете на знатоков, — рассказывает Сергей. — Мы же хотим, чтобы гусли мог приобрести каждый, чтобы они снова стали доступным музыкальным инструментом».

Идея создать серийное производство гуслей появилась у Сергея лет десять назад. Тогда ему было двадцать пять, он жил в Санкт-Петербурге и зарабатывал тем, что ремонтировал и продавал подержанные автомобили, а в свободное время интересовался историей и культурой Древней Руси. Вырезал из дерева чаши, братины, ковши, изучал историю своего рода и однажды понял, что хочет вернуться к истокам. Переехал в деревню Пушкино под Тверью, в дом, в котором еще до войны жила его прабабушка. Вместе с отцом, плотником по специальности, они начали небольшой бизнес — мастерили на продажу ульи для пчел.

Первые гусли Сергей сделал по случаю — в подарок на день рождения старшей сестре. Нашел в интернете рисунок и смастерил. Инструмент получился неказистым, и позже Сергей разобрал его и сжег. Но мысль делать недорогие гусли осталась. Тогда Сергей купил простую циркулярку и в сарайчике площадью два на два метра оборудовал мастерскую. В помощники взял Виктора, парня четырнадцати лет из местной школы. Виктор приходил после уроков и получал 50 рублей в час, а Сергей учил его всему, что знал сам, и аккуратно записывал отработанные часы.

«Мы начали с самых простых девятиструнных гуслей, — рассказывает Сергей. — Летом 2012 года приехали с ними на фестиваль реконструкторов "Воиново поле". И там у нас купили первый экземпляр за 2000 рублей. Этот день мы считаем днем рождения нашей мануфактуры».

О недорогих, но качественных гуслях быстро узнали фольклористы. Инструменты стали раскупать — себе, детям, в подарок. Дела Сергея пошли в гору: он расширил производство, купил новые станки, обучил несколько мастеров, вместо сарая построил двухэтажную мастерскую. И тут случился пожар...

«Мы думали, может, кто-то окурок в стружку бросил или растворитель пролил. Но МЧС установило: поджог. Хотя врагов у нас вроде не было…» — в голосе Сергея звучит растерянность.

Сразу после пожара сестры Сергея написали в соцсетях грустный пост, что все сгорело и тверских гуслей больше нет. И люди откликнулись — стали переводить деньги (только за первую ночь было пожертвовано 500 тысяч рублей), покупать оставшиеся инструменты, приезжать помогать отстраивать мастерскую заново, несмотря на тридцатиградусные морозы. Тогда Сергей поставил вагончики и возобновил производство гуслей.

Сегодня на мануфактуре работает 10 мастеров. В год здесь выпускают 2,5 тысячи инструментов, годовой оборот предприятия составляет 20 миллионов рублей.

«Главная их проблема — выпивка. Но на этот счет у нас строго»

Вместе с Сергеем мы заходим в мастерскую. Теперь в ней три этажа. На первом — столярный цех, на втором — лакокрасочный цех и склад, на третьем на гусли натягивают струны, тут же устроена небольшая студия. Гудит станок, пахнет стружкой и лаком. Но поскольку сегодня суббота, то в цехе только два мастера, Николай Кудрявцев и Андрей Юрченко, который сделал больше всего гуслей в мире — 2000 штук. Николай шкурит корпус гуслей перед покраской, Андрей натягивает на готовый инструмент струны.

«Я сам из Пушкино, занимался сваркой. Много где работал: и на себя, и на заводе, и Олимпиаду в Сочи строил, — рассказывает Андрей, ловко откусывая кусачками струну и крепя ее к колкам. — Серегу знаю с детства. Он предложил попробовать делать гусли. Я попробовал — получилось. Наработал скорость, качество. Сейчас делаю восемь моделей, большими партиями, по одиннадцать-пятнадцать инструментов за раз».

Николай — из соседней деревни. Он бывший столяр, делал на заказ окна, двери, лестницы, строил дачи и дома. Как-то раз зимой, когда сидел без работы, заехал к знакомому на мануфактуру. И увлекся. Теперь отвечает за большие модели — шлемовидные и 17-струнные.

Удерживаются немногие. Зато те, кто удержался, работой очень довольны. Мастера зарабатывают по 70-80 тысяч рублей в месяц, при том что средняя зарплата в Тверской области год назад составляла 18,5 тысячи рублей.

Процесс изготовления рядовых гуслей недолог и несложен. Для каждой модели есть шаблон. По шаблону мастер выпиливает доску и выбирает в ней полость. Затем приклеивает деку, крепя ее изнутри на деревянные распорки, после чего инструмент шлифуют, покрывают морилкой и лаком. В самом конце устанавливают шпеньки, колки и натягивают струны. Для корпуса гуслей Сергей берет кавказскую ольху, реже клен. Дека всегда еловая, ее заказывают на производстве в Краснодаре. Лучшие струны — германские, для пианино. Изготовление стандартного инструмента занимает полтора дня.

«Вроде был уверен в себе, а тут на тебе — коза вылезла»

Главная трудность и тайна — гусли должны зазвучать.

«В самом начале, когда я сделал первые образцы инструментов, они вроде звучали, но как только запустил их в поток — замолкли. Я так и не понял, почему. Может, воском сильно натирал или ошибался в размерах — какой толщины должны быть стенки корпуса, какой дека. Полгода я был в поисках звука. Но с опытом это пришло», — рассказывает Сергей.

«А у меня почти целый год был возврат, — продолжает Николай. —Шлемовидные гусли рвало, деки лопались. Однажды лопнули у девушки прямо в руках на концерте в Испании. Такой был удар по самолюбию! Я вроде был уверен в себе, а тут на тебе — коза вылезла. Но мы с мастерами сели, подумали: как ведет себя материал, какие силы действуют при натяжении струн, куда идет напряжение? Это же физика, сопромат. Так что теперь, когда новые модели разрабатываем, никаких проблем. Запас такой можем дать!»

Кстати, перед запуском в производство мастера обязательно показывают образцы профессиональным музыкантам-гуслярам. Так, самые первые модели Сергея проходили пробу у эксперта Ильи Ахромеева, а 17-струнный «Сирин» первым опробовал музыкант Егор Стрельников.

Сегодня на мануфактуре «Мир гуслей» производится более 30 моделей инструментов. Самые популярные — шестиструнные и девятиструнные «Авдоши», выполненные по образцу исторического инструмента, найденного в XX веке в одноименном селе Псковской области. Но есть и эксклюзивные модели. Например, шестиструнный «Бахарь» — лировидные гусли, созданные на основе археологических образцов инструментов XI-XIII веков, найденных в Новгороде. Или карельские кантеле, изготовленные по старинным традиционным финским технологиям из ценных пород дерева — клена, бука, красного дерева. Шлемовидный «Кит», у которого 22 струны и переключатель полутонов. Прямо сейчас Сергей воссоздает псалтерий — средневековый европейский инструмент, под который христиане когда-то пели псалмы и в честь которого стали называть одну из книг Ветхого Завета — Псалтырь.

Но мало сделать гусли, надо еще научить людей на них играть. В мастерской сыграть на гуслях попробовала наша дочь Катя, которая знает гитару. Вот как она описывает свой опыт: «Сначала было тяжело, как будто я разучилась плавать. Вроде держу инструмент— струнный, привычный, а когда пытаюсь что-то сыграть — ничего выходит. На гитаре нужно дергать за те струны, которые зажаты, а тут все наоборот. Левая рука глушит лишние струны, а правая играет перебор или бой. Аккорды получаются из открытых нот».

«Наши гусли есть даже у Metallica»

Про Smoke on the water — чистая правда. На гуслях действительно можно сыграть не только народные наигрыши или древние былины, но и классику рока, например. На YouTube-канале «Мир гуслей» выложено множество записей, как звучат Beatles, AC\DC или Nirvana, сыгранные на этом инструменте. А в 2019 году мануфактура приняла участие в фестивале «Нашествие» под девизом «Русский рок на русских гуслях». Три дня фестиваля музыкант Евгений Летошников исполнял хиты Цоя, «Гражданской обороны», «Наутилуса», «Ленинграда» и прочих, да так, что даже охрип. Публика была в восторге, а некоторые русские рокеры сами обзавелись гуслями, среди них — Шнур и Константин Кинчев. Но самое неожиданное — гусли Сергея Горчакова оказались в коллекции музыкантов Metallica.

«Пару лет назад мануфактура получила заказ на шлемовидные гусли с росписью, — рассказывает Сергей. — Кто точно заказчик, мы не знали, но инструмент выполнили. А в сентябре 2019 года увидели в новостях, как фанаты дарят наши гусли Джеймсу Хэтфилду, Кирку Ли Хаммету и Ларсу Ульриху

«А в погребе, где хранилась картошка, будет музей русской нечисти»

Впрочем, Сергей не ограничивается исключительно производством. В его планах — превратить мануфактуру в культурный и туристический центр. Печь в воротах — первый к этому шаг.

«Рядом с печкой мы поставим здание ресепшен, — поясняет Сергей. — Мы зовем его Ерихон, так как оно по форме будет напоминать древнерусский шлем. Здесь будут продаваться билеты, сувениры и, конечно же, гусли».

Кроме того, во дворе у Сергея есть небольшой магазинчик, где можно приобрести одежду в русском стиле, которую шьют его сестры. По соседству — земляной погреб, где когда-то хранилась картошка и который теперь Сергей хочет переделать в музей русской нечисти — леших и домовых. Но главные работы он развернул на участке позади двора, который в шутку зовет Северными землями.

«Здесь мы поставим круглый дом с купольной крышей. Сделан он будет по новой технологии — из блоков прессованного сена. Это недорого и экологично. В нем будем проводить фестивали, мастер-классы, устроим кухню и мастерскую, чтобы люди могли поработать с деревом и сделать простые гусли. Рядом построим баню с настоящей глинобитной печью, в которой можно будет мыться, как встарь. И посадим яблоневый сад. А еще мы сейчас покупаем в деревне дом, в котором сделаем хостел примерно на 40 человек».

Другое направление — запуск онлайн-школы игры на гуслях. Ее цель — дать людям возможность в период пандемии не выходя из дома научиться играть или петь. Гусли для этого самый подходящий инструмент — простые мелодии может освоить каждый, уверен Сергей.

…Не секрет, что на протяжении веков к гуслям и гуслярам относились по-разному. В одни времена их считали вещим голосом богов. И даже библейского царя Давида изображали на иконах с гуслями на коленях. В другие — например, при царе Алексее Михайловиче — гусляров приравнивали к скоморохам и гоняли, а инструменты сжигали на кострах. Даже сейчас, услышав о Сергее, некоторые люди вспоминают, что у него есть прозвище Яр-тур, и спрашивают, не язычник ли он.

«Мы светские, но с уважением относимся ко всем традициям, — отвечает Сергей. — К нам на подворье приезжают и кришнаиты, и солнцепоклонники, и священнослужители. А на берегу нашей речки Шоши мы проводим народные праздники — от Рождества до Масленицы и Ивана Купалы. Через музыку, историю, культуру мы стараемся объединить самых разных людей. И гусли, по-моему, отлично для этого подходят, потому что ложатся напрямки в душу каждого русского человека».

< Назад в рубрику