Марина Аброшина,
креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»
Есть люди, которые могут найти общий язык с каждым. Этим удивительным талантом обладал и режиссер Эльдар Рязанов, чьи картины всегда были о людях: простых и сложных, грустных и радостных, трусливых и смелых. Его неиссякаемый интерес к человеческой природе поступков позволил создать целую нишу удивительных фильмов, на которых выросло несколько поколений. А диалоги из его кинолент уже давно разлетелись на цитаты и крылатые выражения, которые россияне каждый день используют в обиходе.
Эльдар Рязанов окончил ВГИК и в 1950 году дебютировал с документальной работой «Они учатся в Москве». Впоследствии на протяжении пяти лет он занимался только этим жанром, работая на Центральной студии документальных фильмов. Уже спустя пять лет, в 1955 году, талантливый режиссер устроился в киностудию «Мосфильм» и снял вместе с Сергеем Гуровым картину о студентах ремесленного училища, которые представляют творческие коллективы.
Позже он повторил собственный успех с фильмами «Девушка без адреса» в 1957 году и «Гусарская баллада» в 1962 году. Те, кто анализировал картины советского деятеля, замечали, что ему нравилось снимать о положении женщины в обществе и о смене ценностей. В его героинях часто просыпались индивидуализм и личные мечты, которые ранее порицались, так как в приоритет ставились желания коллективные.
Невозможно выбрать менее популярный или более популярный фильм Рязанова, но с уверенностью можно сказать, что нет людей, которые бы пропустили комедию «Берегись автомобиля». Народный фильм о советском Робин Гуде с блестящей актерской игрой Иннокентия Смоктуновского и Олега Ефремова стал «лицом» советского кинематографа того периода.
Рязанов продолжил исследовать ту самую природу поступков людей и в знаменитой работе «Старики-разбойники», которая показывает жизнь пожилых людей, находящихся на пороге пенсии и пытающихся вернуть собственную ценность, планируя ограбление. Режиссеру удалось поговорить об очень сложной проблеме со свойственным ему юмором — страшно осознавать, что ты больше не нужен, и страх этот толкает на радикальные поступки.
Жанр лирической комедии долго оставался одним из его любимых, и позже режиссер произвел на свет еще одну культовую картину под названием «Невероятные приключения итальянцев в России». Фильм этот имел ошеломительный успех, ведь политический занавес тогда стал постепенно приоткрываться, и советские люди начали все больше знакомиться с другими странами и культурами.
Но окончательно и бесповоротно завоевать любовь зрителя Рязанову удалось после выхода «Иронии судьбы, или С легким паром!». Пожалуй, нет больше в мире такого кино, которое вписалось в генетический и культурный код целого народа и превратилось в настоящую традицию. Фильм стал классическим «новогодним блюдом», которым наслаждаются российские зрители из года в год. Влияние и роль такой простой истории с неидеальными героями является ярким «рязановским» почерком.
В «Служебном романе» он вновь показывает «сложных» людей с жизненной историей, бытовыми проблемами, страхами. Но зритель подключается к ним, потому что в чем-то узнает и себя. В фильме также поднимается тема, которая ранее так явно не звучала с советских экранов: межличностные отношения на работе и последствия, к которым они могут привести.
Но, пожалуй, мой любимый фильм Рязанова — это «Гараж», в основу которого легла реальная история из жизни режиссера. Он присутствовал на собрании гаражно-строительного кооператива «Мосфильма», и его коллеги при обсуждении возникшей проблемы проявили себя неожиданным для него образом. Вдохновившись этим, он написал сценарий и создал свой «зоопарк», в котором люди в момент опасности превращаются в диких животных и начинают жить по диким законам. Таким образом автор пытался показать, что в любой ситуации, какой бы тяжелой она ни была, необходимо оставаться человеком.
Смелость Рязанова поражает — он честно и открыто говорил о том, в каком времени они жили, без прикрас обнажая советскую реальность перед зрителем. Но не стоит думать, что он высокомерен по отношению к своим героям, — напротив, он сочувствует им и принимает их. Доказательство этому то, что автор снимается в эпизоде фильма, как бы заявляя — «я бываю такой же, как и вы».
В 1982 году Рязанов плавно меняет стилистику повествования. «Вокзал для двоих» — уже не просто лирическая комедия: герои становятся серьезнее, и сквозь шутки все более явно проступают боль и личные неразрешимые проблемы. Трансформация настроения также заметна на примере работы «Жестокий романс» по произведению Александра Островского. Драма, без намека на лирическую комедию о ревности и преступлении, никого не оставляет равнодушным.
За всю свою жизнь режиссер снял больше трех десятков картин. Иногда говорят, что много — не значит качественно. Но эта формулировка не относится к Эльдару Рязанову. Большинство его фильмов продолжают завоевывать бесконечную зрительскую любовь и по сей день. Ему удалось рассказать нам о человеке — простом, неидеальном, но добром, который всегда стремится к своей драгоценной мечте.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора