Спорт
00:01, 5 декабря 2021

«Сердце проваливается от страха» Сложнейшие элементы и постоянный риск: как гимнастика стала самым опасным видом спорта?

Ангелина Никитина (Старший редактор отдела «Спорт»)
Ангелина Мельникова
Фото: Cheng Min / Xinhua / globallookpress.com

Женская спортивная гимнастика в 1950-е и сегодня — это два разных вида спорта. Элементы, которые позволяли выигрывать Олимпийские игры 70 лет назад, теперь являются базой для девочек дошкольного возраста. В каждом поколении спортсменок находились те, кто толкал спорт вперед, решался на новые, опасные элементы, рисковал здоровьем ради достижений. Смелость спортсменок пугала и восхищала весь мир. Причем больше всего бунтарок воспитала именно советская школа. Что же на самом деле способствовало столь бурному развитию гимнастики и какую роль в этом сыграл СССР, «Лента.ру» разбиралась вместе с чемпионкой Европы 2014 года Марией Харенковой и олимпийской чемпионкой 1956 и 1960 годов Лидией Ивановой.

Такая разная гимнастика

Это — запись победного выступления польской гимнастки Хелены Ракочи на чемпионате мира в Базеле в 1950 году. Всего на том турнире она завоевала четыре золотые награды, выиграв во всех видах программы, кроме брусьев. На этом снаряде Ракочи стала третьей. Спустя четыре года на первенстве мира в Риме полька взяла бронзу в абсолютном первенстве. Кроме того, спортсменка дважды участвовала в Олимпиаде (1952 и 1956). Высшими ее достижениями на Играх являются третье место в групповых упражнениях с предметом (ныне как вид программы не существует) и пятое место на брусьях.

А это — вольные упражнения лидера сборной России, олимпийской чемпионки Токио-2020 Ангелины Мельниковой. Золото спортсменка завоевала в составе команды, а в личном многоборье взяла бронзу. Кроме того, на прошедшем спустя несколько месяцев после Игр первенстве мира Мельникова стала абсолютной чемпионкой.

Между съемками этих видео прошел 71 год. Удивительно, насколько отличается трудность программ лучших спортсменок мира разных времен. За несколько десятилетий женская спортивная гимнастика изменилась до неузнаваемости. Элементы, чистое исполнение которых гарантировало победу в середине прошлого века, сегодня кажутся просто детским лепетом. Риск же, которым сопровождаются выступления современных спортсменок, не назовешь иначе как запредельным. Снаряды тоже стали другими. Но что толкало и толкает этот вид спорта вперед? Как девушки приходят к тому, чтобы пробовать новое, сложное, опасное? И какой будет гимнастика будущего?

Яркий дебют

Спортивная гимнастика вошла в программу Олимпийских игр в 1896 году. Сначала проводились соревнования только среди мужчин, а женские дисциплины добавились в 1928-м. Правда, потом их убрали на восемь лет, но с 1936-го по сегодняшний день гимнастки Игр больше не пропускали. До 1952-го женщины принимали участие только в командном первенстве, потом стали разыгрывать медали в отдельных видах и личном многоборье. Мировыми лидерами были сборные Германии, Венгрии, Чехословакии.

Женщины состязались на брусьях и бревне, в вольных упражнениях и опорном прыжке. Правда, некоторые снаряды отличались от тех, что мы привыкли видеть. Так, для опорного прыжка использовался не стол, а конь, который ставили боком к спортсменкам. Жерди брусьев располагались сильно ближе, чем сейчас. Кроме того, в 1952-м и 1956-м в программе Олимпиады были групповые соревнования с предметом

Советские гимнастки впервые выступили на международном уровне в 1952 году, на Олимпиаде в Хельсинки. Прежде сборная СССР не принимала участия в Играх и на чемпионаты мира не ездила. Соперницы не представляли, что такое гимнастика в Советском Союзе, и оказалось, что к конкуренции они не были готовы.

В Финляндии женская советская команда в составе Медеи Джугели, Екатерины Калинчук, Марии Гороховской, Нины Бочаровой, Галины Минаичевой, Галины Урбанович, Пелагеи Даниловой и Галины Шамрай выиграла командное первенство. Кроме того, Гороховская победила в личном многоборье, Калинчук — в опорном прыжке, Бочарова — на бревне. То есть гимнастки из СССР завоевали четыре золота из семи возможных. С этого момента и началась эпоха доминирования советской гимнастики на мировой арене.

Мария Гороховская до сих пор остается обладательницей наибольшего количества медалей, завоеванных женщиной на одних Олимпийских играх. В ее активе семь наград. Кроме того, она самая взрослая из всех абсолютных олимпийских чемпионок по спортивной гимнастике. На момент выступления ей было 30 лет

Советские гимнастки — лучшие в мире

Отечественные спортсменки удерживали лидерство в командном многоборье четыре десятка лет — с 1952-го по 1992 год (после распада СССР на Игры в Барселону поехала Объединенная команда стран СНГ). И лишь трижды за это время золото в личном первенстве досталось не советской гимнастке. Едва ли не единственными, кто мог по-настоящему соперничать с девушками из СССР, были Вера Чаславска из Чехословакии, которая выступала в 1960-е, и румынка Надя Команечи, участвовавшая в соревнованиях в 1970-е. При этом собрать целую боеспособную команду другим странам раз за разом не удавалось.

Причина в том, что гимнастика менялась постоянно, и двигал ее вперед, как правило, именно СССР. Советский подход даже на заре гимнастики предусматривал поиск вариантов усложнения. Подтверждает это тот факт, что значительная часть авторских элементов, впервые исполненных в те годы, закреплена за спортсменками из Союза. Всеобщая доступность спорта в стране и мощная тренерская школа способствовали появлению здоровой конкуренции и длинной скамейки запасных в сборной. «Советская гимнастика была законодательницей мод. Мы направляли весь мир, поэтому всегда немного опережали соперников», — подтвердила в беседе с «Лентой.ру» Лидия Иванова, двукратная олимпийская чемпионка в команде.

Самой титулованной женщиной в истории спорта по сей день является советская гимнастка Лариса Латынина. Золотое время для нее началось в 1954 году. Всего более чем за 10-летнюю международную карьеру спортсменка девять раз выиграла Олимпийские игры, столько же раз — чемпионат мира, семь раз победила на первенстве Европы. А единственным, пожалуй, серьезным поражением для нее стало серебро абсолютного первенства на Олимпиаде в Токио в 1964-м.

При этом от ее выступления на Играх-1956 в Мельбурне впечатление у современного болельщика наверняка останется двоякое. Ведь будущая олимпийская чемпионка в опорном прыжке исполняет всего-то обычный переворот, просто с заскоком на коня.

Для сравнения, в 2021 году четырехкратной олимпийской чемпионке, американке Симоне Байлз, первой из женщин покорился уникальный прыжок с двумя сальто назад (правда, на международных соревнованиях она его пока не исполняла, зато сделала удачную попытку на тренировке перед Олимпиадой в Токио).

Чемпионка Европы 2014 года в упражнениях на бревне Мария Харенкова по просьбе «Ленты.ру» посмотрела выступления Хелены Ракочи и Ларисы Латыниной. «Немного странно это видеть. Потому что такие программы сейчас выполняют дети в шесть или семь лет. У меня с точки зрения базовой сложности самыми трудными элементами были два бланжа (сальто назад — прим. «Ленты.ру») на вольных упражнениях», — объяснила спортсменка.

«Тогда и нам казалось, что мы делаем невозможное»

«Если говорить о том, какая гимнастика была в мое время и какая она сейчас, то разница, разумеется, колоссальная. Но это правильно, естественно. Сила спорта в том, что он никогда не стоит на месте, — заметила Лидия Иванова. — Некоторые из элементов, которые делали еще мы, остались и сейчас, но их можно отнести лишь к самым базовым. Например, из прыжков у нас был только обыкновенный переворот, который теперь уже ничего не стоит. Я владела переворотом вперед, переворотом вбок. Сейчас, может, наши элементы кажутся несложными, но для нас они были важны».

И в это охотно верится, если учитывать условия, в которых тренировались и выступали спортсменки в 1950-е и 1960-е. Кроме того, что с того времени ощутимо изменились снаряды — стали более функциональными, очень большую роль сыграло переоборудование зала.

«Сегодня в распоряжении спортсменок есть поролоновая яма для тренировок. Гимнастки выполняют множество элементов с разворотами, и когда в воздухе нужно проделать такой каскад, спасает эта яма. В наше время такого и близко не было. Что говорить, не было даже настила специального для вольных упражнений. Просто тоненький ковер лежал на обыкновенном бетонном полу. Сейчас же настил называют пирогом, он амортизирует при выполнении элементов», — рассказала Лидия Иванова. То есть вместе с усложнением в гимнастике стали работать над обеспечением безопасности спортсменов. Одно без другого невозможно.

Важно и то, что спорт стал более профессиональным, занятиям стали уделять гораздо больше времени. «Тренировки у нас занимали около четырех часов в день. Двух тренировок в день не было, а сейчас уже есть и по три: до завтрака, основная нагрузочная, затем еще одна. И так каждый день. Но ведь и я, оборачиваясь назад, думаю: "Как и мы все выдерживали?"» — рассказала бывшая гимнастка.

Революция

Хотя советские спортсменки с самого начала выделялись на фоне большинства соперниц, по пути усложнения они шли все же постепенно, без рывков. Настоящая же революция случилась в начале 1970-х, она связана с именем Ольги Корбут. На Олимпийских играх-1972 в Мюнхене она соревновалась с соотечественницей Людмилой Турищевой — представительницей старой гимнастической школы. Корбут же брала атлетизмом и невероятным акробатическим мастерством. Элементы, которые демонстрировала гимнастка, прежде мир не видел. Хотя из-за ошибки Корбут осталась вне тройки призеров в абсолютном первенстве (Турищева увезла золото), сердца болельщиков были покорены.

Именно тогда в гимнастике начала постепенно меняться мода на фактуру спортсменок: женственность уступила место сухости и атлетичности

Сегодня Корбут принято вспоминать в первую очередь в связи с элементом на брусьях, так называемой петлей Корбут. Гимнастка вставала на верхнюю перекладину и делала сальто назад, цепляясь руками за ту же часть снаряда (на видео с 0:09 по 0:11). Позднее петлю Корбут запретили. Не столько из-за опасности — в попытке сохранить целостность, непрерывность программ.

При этом новое привнесла Корбут не только в упражнения на брусьях — гимнастка впервые исполнила сальто на бревне. Лидия Иванова вспоминала: «Я в это время была тренером молодежной сборной и параллельно — судьей. На Олимпиаде в Мюнхене все руководство Международного олимпийского комитета было очень удивлено, хотело запретить делать этот элемент. Но она выполняла его так легко и искусно! И хотя все остальные страны пытались от нас не отставать, они еще долго не вставляли сальто в свои программы». Сейчас оно считается относительно легким трюком.

По словам Лидии Ивановой, ключевую роль в прогрессе гимнастики сыграла смелость отечественных тренеров: Ренальда Кныша, Владислава Ростоцкого и других

«Хочу встать, а не могу»

Следующая важная веха в эволюции спортивной гимнастики связана с именем Елены Мухиной, которая выступала в конце 1970-х. Она три раза выиграла чемпионат мира и четыре — Европы.

Так, Мухина усовершенствовала петлю Корбут (добавила к ней винт) и так же на брусьях впервые сделала соскок из оборота назад в упоре на нижней жерди, лет с живота и сальто назад в группировке (на видео с 0:13 по 0:16 и 0:25 по 0:27 соответственно). Кроме того, ее имя носит элемент из вольных — двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360 градусов.

Мухина должна была участвовать в Олимпиаде-1980, но во время подготовки получила тяжелейшую травму позвоночника. Спортсменка упала на тренировке во время исполнения на вольных упражнениях мужского сальто Томаса (назван в честь американца, трехкратного чемпиона мира Курта Томаса) — полтора сальто с поворотом на 540 градусов и приземлением головой вниз в кувырок. Она перенесла несколько операций, но до конца жизни осталась прикована к инвалидному креслу.

«Я разбежалась, оттолкнулась, а дальше, как во сне: вижу, к ковру, на котором я разминалась, бегут люди. Оказывается, это они ко мне все бегут. Хочу встать, а встать не могу, хотя голова ясная. Хочу рукой пошевелить — не могу. И тут откуда-то мысль: наверное, это катастрофа», — вспоминала гимнастка после.

Смелость Мухиной отметил Международный олимпийский комитет. В 1982 году президент организации Хуан Антонио Самаранч вручил ей олимпийский орден

Сейчас любые элементы, приземление в которых происходит не на ноги, а в кувырок, запрещены.

Мощное наследие

Вместе с Мухиной чемпионат мира-1978 в команде выиграла Наталья Шапошникова. Она тоже вошла в историю — как первая гимнастка, исполнившая на брусьях перелет с нижней жерди на верхнюю. Элемент получил имя гимнастки и на сегодня остается одним из самых сложных в этом виде программы. Самым успешным стартом в карьере Шапошниковой стала Олимпиада в Москве, где спортсменка победила в составе команды и в опорном прыжке, а также взяла две бронзовые награды — на бревне и в вольных упражнениях.

Мария Харенкова назвала «Шапошникову с поворотом» одним из элементов, с которым ей было тяжелее всего справляться

Еще один элемент, прочно закрепившийся в современной гимнастике, — прыжок Юрченко. Именно он, только сильно усложненный в исполнении Симоны Байлз, упоминался выше в сравнении с победным прыжком Ларисы Латыниной. Назван он в честь Натальи Юрченко — трехкратной чемпионки мира 1983 года.

Этот тип прыжков отличался от известных прежде всего тем, что начинался с рондата (бокового переворота с поворотом с промежуточной опорой на руки) перед наскоком на мостик. Уже на снаряде исполнялся фляк (переворот назад, осуществляемый с толчка с ног), а в полете — сальто. За этот элемент Юрченко не раз получала наивысшую по старой шкале оценку — 10 баллов. Правда, Олимпийских игр в карьере Натальи не случилось: она готовилась к соревнованиям 1984 года, но СССР бойкотировал турнир.

Модификацию прыжка Юрченко называют «Аманар» в честь румынки Симоны Аманар, которая в конце 1990-х смогла исполнить 2,5 винта вместо двух

На Юрченко список отчаянно смелых советских спортсменок, конечно, не заканчивается. Однозначно стоит упоминания пятикратная олимпийская чемпионка Нелли Ким, которая выступала в 1970-е. Она первой сделала двойное сальто в вольных упражнениях и опорный прыжок Цукахара (заход — рондат, далее сальто назад) с поворотом на 360 градусов. А в конце 1980-х на весь мир гремело имя двукратной победительницы Игр Елены Шушуновой, которая придумала собственный элемент на вольных упражнениях — шушку (прыжок вверх с перемахом ног и приземлением в упор лежа).

Последними звездами мировой гимнастики советской закалки стали Светлана Хоркина, чемпионка Игр 1996 и 2000 годов, Елена Замолодчикова, которая на Олимпиаде-2000 выиграла два золота, и Елена Продунова — серебряный призер тех же Игр. В активе Замолодчиковой первый в истории прыжок Цукахара с поворотом на 720 градусов и уникальный наскок на бревно. Хоркина привнесла в гимнастику сразу семь новых элементов: три на брусьях и по два в опорном прыжке и на бревне. Продунова же придумала по одному элементу для опорного прыжка, вольных и бревна.

Наиболее известная и титулованная отечественная гимнастка следующего поколения — Алия Мустафина, двукратная олимпийская чемпионка на брусьях. Золотые награды она завоевала в Лондоне в 2012 году и в Рио-де-Жанейро в 2016-м. Она также три раза выигрывала чемпионат мира, в том числе в личном многоборье. Ей принадлежат два новых элемента: три поворота с ногой в вертикальном шпагате на вольных и соскок на брусьях — два сальто назад в группировке с поворотом на 540 градусов.

И хотя доминирование отечественных спортсменок на мировой арене фактически закончилось с распадом Советского Союза (на первые роли вышли США, Румыния, Китай), постепенно позиции удается вернуть. На Играх в Токио Ангелина Мельникова, Лилия Ахаимова, Владислава Уразова и Виктория Листунова выиграли для страны первую с 1992 года золотую медаль в команде.

«У брусьев сердце проваливалось в преисподнюю страха»

Вообще, чтобы наглядно и максимально просто показать прогресс в спортивной гимнастике, нужно даже не видео подобрать, а нарисовать кривую страха.

Так, Лидия Иванова, чья карьера пришлась на 1950-е и 1960-е, рассказала: «Конечно, мы делали не такие сложные элементы, шла какая-то постепенность обучения. Ты делаешь какой-то элемент на брусьях и постоянно его оттачиваешь и совершенствуешь. Поэтому чувство страха в нас не воспитывалось. Была какая-то гарантия безопасности от правильного исполнения того или иного элемента. Мы не боялись до такой степени, как нынешние гимнастки».

Но уже выступавшая в 1970-е Ольга Корбут свои чувства во время исполнения отдельных элементов описывала так: «Петли я всегда боялась. Да, да, да! Даже освоив ее до автоматизма, я всегда, до самого последнего дня в спорте, подходила к брусьям, и сердце мое проваливалось в преисподнюю страха. Ватные ноги, головокружение, тошнотворная слабость», — писала она в автобиографии.

А олимпийская чемпионка-2020 Ангелина Мельникова в интервью «Ленте.ру» и вовсе признавалась: «На тренировках страшно каждый день. Во-первых, мы исполняем очень сложные элементы, а во-вторых, гимнастика — настолько травмоопасный вид спорта, что мы просто не знаем, когда что-то случится. Страшно постоянно!»

Что дальше?

«Если говорить о том, чем наша гимнастика похожа на нынешнюю, то это, конечно, эмоции, — заметила Лидия Иванова. — Исполнительское мастерство гимнасток складывается из правильного овладения техникой элемента и артистичности, благодаря которой зритель не замечает напряжения. Это такая мобилизация всех сил, преодоление себя».

Также, по ее словам, нужно обратить внимание на хореографию, которая лежала в основе классической гимнастики и остается в выступлениях многих сильнейших спортсменок сейчас. «Сегодня хореография уже менее актуальна в силу сложности упражнений, времени на нее не хватает. Но те, у кого видна хореографическая подготовка на вольных упражнениях, от этого только выигрывают», — подчеркнула двукратная олимпийская чемпионка.

То есть спортивная гимнастика за 70 лет прошла путь от смеси балета с физкультурой до одного из самых опасных видов спорта, сохранив изначальную эстетику. И конца этому пути не видно. «Сложно найти величину, которая бы измерила, как перевоплотилась и усложнилась гимнастика. Что будет дальше, уму непостижимо. Самое ценное, что мы наблюдаем прогресс в элементах, но борьба за качество остается прежней», — добавила Лидия Иванова.

Гимнастика действительно продолжает развиваться, и это заметно даже неподготовленному человеку. Например, сегодня одной из самых прогрессивных гимнасток с точки зрения акробатики, самого зрелищного компонента, является не раз упомянутая прежде Симона Байлз. Американка уже показала миру четыре авторских элемента. Возможно, на Олимпиаде в Токио она планировала удивить еще чем-нибудь, однако с большинства соревнований ей пришлось сняться из-за психологических проблем. Тем не менее о завершении карьеры Байлз пока не думает.

«Она всегда сначала говорит: "Окей, но нет. Я сделаю это, но не думаю, что у меня получится исполнить это на старте". А потом по чуть-чуть она понимает, что вообще-то способна сделать это. И когда начинает верить в себя, то ничто не может ее остановить», — рассказывала о спортсменке ее тренер Сесиль Ланди.

При этом далеко не все авторские элементы, которые появились в тот или иной период истории, остаются востребованными. «Правила в гимнастике меняются каждые четыре года, поэтому меняются и элементы», — пояснила Мария Харенкова. Именно это мотивирует гимнасток толкать спорт вперед.

Получается, что вся история гимнастики, по сути, об одном: предела человеческих возможностей не существует.

< Назад в рубрику