Госдума возвращается к работе над законопроектом, закрепляющим практику внесудебной блокировки сайтов, продающих биологически активные добавки (БАДы). Поправки, которые ряд экспертов считает спорными, планируется внести в законы «О качестве и безопасности пищевой продукции» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Авторы законопроекта настаивают, что недобросовестные продавцы реализуют через интернет контрафактную, фальсифицированную продукцию, незарегистрированную в России, а значит, опасную для здоровья россиян. В чем суть законопроекта и чем его принятие может обернуться не только для рядовых граждан, но и для отрасли в целом, в интервью «Ленте.ру» рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
В Госдуме предлагают вернуться к обсуждению законопроекта «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статью 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"». Документ уже рассматривался несколькими думскими комитетами летом 2021 года и после отрицательных заключений был отправлен на доработку. В чем суть законопроекта и насколько, на ваш взгляд, актуальна проблема с продажей БАДов в России?
Артем Соколов: Законопроект предлагает блокировать в российском сегменте интернета любую информацию, которая будет касаться возможности реализации БАДов без свидетельства о государственной регистрации. Эту регистрацию проводит Роспотребнадзор, куда производитель БАДа обращается с комплектом документов. Роспотребнадзор рассматривает информацию о проведенных испытаниях, оценивает состав добавки, чтобы в ней не было запрещенных веществ, и многие другие параметры. После этого он осуществляет государственную регистрацию БАДа, выдает свидетельство с номером и включает в реестр зарегистрированных биологически активных добавок. То есть предложения в интернете о продаже БАДов, не имеющих такого свидетельства, автоматически будут подпадать под блокировку, если законопроект будет принят. Таким образом, уже на следующий день после принятия этого законопроекта будут заблокированы все зарубежные интернет-магазины, потому что товары, размещенные на этих площадках, все не сертифицированы. При этом в соответствии со Всемирной почтовой конвенцией, БАДы, в отличие от лекарств, могут свободно перемещаться в посылках. А согласно п.5 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N294 БАДы совершенно легально пересекают границы стран, поскольку считаются товарами для личного пользования, и на них не распространяется законодательство о техническом регулировании. Это как если бы мы находились за рубежом и купили себе что-то там в местном магазине, а потом привезли с собой. Поэтому, на наш взгляд, внесудебное ограничение доступа к информации о БАДах представляется необоснованным.
Инициатива авторов законопроекта предполагает усиление надзора в сфере дистанционной торговли биологически активными добавками к пище. То есть граждане останутся в выигрыше, если утверждается, что БАДы опасны для применения и требуют контроля столь же серьезного, что и лекарственные препараты?
Казалось бы, это хорошая идея — защитить людей от БАДов, которые не проходили государственную регистрацию. И, на первый взгляд, законопроект позволит оградить от недобросовестных производителей БАДов широкую клиентскую аудиторию. Но в реальности все немного по-другому. Законопроект стал следствием конкуренции российских компаний, производящих БАДы, и зарубежных площадок, которые вследствие специфики российского и наднационального законодательства чувствуют себя лучше с точки зрения налогообложения. В России есть крупнейший производитель Эвалар, который производит БАДы и регистрирует их. У Эвалара широкий ассортимент отечественной продукции, при этом БАДы, например, на IHearb со схожими свойствами стоят дешевле, потому что подпадают под порог беспошлинного ввоза, а также не подлежат обложению НДС. Кроме того, у IHerb большой клиентский трафик — ежемесячно сайт посещает 36 миллионов человек. Основная часть — 24 процента — этой аудитории из России. Именно в этом конфликте интересов я вижу источник возникновения опасного для всего рынка интернет-торговли и нашего общества в целом прецедента по внесудебной блокировке товаров, не ограниченных в обороте. Если мы все-таки идем по этому пути, то требуется проведение серьезной и глубокой оценки ее общественной опасности.
Принятие данного законопроекта сделает невозможной работу в России многих иностранных интернет-площадок, реализующих БАДы, например, того же IHerb?
БАДы, которые размещаются на иностранных маркетплейсах, не имеют свидетельства о государственной регистрации в Роспотребнадзоре. Просто потому, что произведены они в зарубежных странах, с учетом их внутреннего законодательства. Доставляются БАДы в посылках, и, как я говорил ранее, для такого рода доставок у нас применяются нормы наднационального евразийского права. У нас нет требования получать сертификат на товар или свидетельство о государственной регистрации для каждой посылки.
Сейчас государство прорабатывает различные механизмы, которые, с одной стороны, могли бы позволить защитить клиентов с точки зрения контрафактной некачественной продукции, а с другой, не обременяли бы трансграничную интернет-торговлю невыполнимой нагрузкой. Если я заказываю LEGO из Дании, то я понимаю, что и там живут такие же дети, как и в России, и вряд ли LEGO из Дании может быть опасным для наших детей. В этой стране продукт прошел внутренние технические процедуры, подтвердил свое соответствие высоким европейским стандартам, только после этого его отправили в массовое производство, упаковали и выслали покупателю.
Когда речь идет об огромной партии, то это, конечно, вопрос другого рода, но если мы говорим о посылке для частного покупателя, который берет на себя определенные риски, тут должен быть другой подход. Ни в одной стране мира не потребуют зарегистрировать или сертифицировать БАДы перед покупкой.
Изменения в законе, предусматривающие внесудебную блокировку сайтов, следует рассматривать шире, не только в контексте IHerb?
Как я уже говорил, на следующий день после вступления в силу этого закона в России будет заблокирован весь IHerb. А потом вопросы возникнут и к остальным площадкам, потому что неуемное желание победить своих конкурентов такими способами приводит именно к подобным последствиям.
Приведу недавнюю ситуацию в пример: Роскомнадзор заблокировал сайт интернет-магазина Etsy, крупнейшую площадку по продаже изделий ручной работы. Причем блокировка была произведена по решению суда, где было предписано заблокировать только страницы сайтов. Современные технологии шифрования страниц, которые используются для построения и создания новых сайтов, их архитектуры, не позволяют найти такую конкретную страничку и заблокировать именно ее. Эти технологии специально используются, чтобы избежать компрометации пользовательских данных, чтобы мошенники не подменили платежную форму, чтобы не было фишинга и так далее. Все современные ресурсы активно внедряют эту технологию в первую очередь для безопасности пользователей. Как оказалось, у Etsy были как раз современные методы шифрования страниц, поэтому Роскомнадзор заблокировал весь ресурс с тысячами добросовестных поставщиков.
Если будет принят этот закон, то после IHerb начнут искать спорные БАДы на огромном количестве страниц отечественных ресурсов, а завтра другой производитель предложит инициировать схожий закон по другим категориям, доказывая общественную опасность еды, одежды, обуви и так далее — так мы выключим весь интернет. Если государство будет выключать сайты как лампочки, мы потеряем интернет-торговлю. Именно поэтому существует механизм именно судебной блокировки по товарам, не ограниченным в обороте, чтобы через спор определить, есть ли нарушение, и дать возможность исправиться.
Есть другая точка зрения, которая предполагает, что БАДы следует рассматривать как медицинские препараты.
Тут нужно знать, что отечественных производителей БАДов многократно штрафовали (и РПН, и ФАС России) за то, что они позиционировали БАДы как лекарственное средство или средство, обладающее лечебными свойствами. То же самое происходит и с этим законопроектом. Необходимость его принятия аргументируют общественной опасностью, при этом БАД не является категорией, ограниченной в обороте, не подлежит лицензированию, — определение очень общее. И это в первую очередь пищевой продукт. БАДы регулируются обычным пищевым законодательством.
Что, на ваш взгляд, помогло бы сохранить российский рынок для международных маркетплейсов? Как создать условия, чтобы национальные производители БАДов конкурировали с иностранными компаниями за счет прозрачных механизмов торговли?
Сейчас деятельность IHerb не противоречит российскому законодательству. Россияне действительно предпочитают покупать БАДы на данном сайте по многим причинам, в том числе потому, что там дешевле — действует порог беспошлинного ввоза в ЕАЭС, который составляет 200 евро, а это почти 18 тысяч рублей. При этом БАДы, которые продаются внутри страны или импортируются классическим способом, облагаются НДС в 20 процентов. Я думаю, что вопросы конкуренции стоит решать другим способом.
Перекос по налогам надо ликвидировать налоговыми решениями, а не блокировкой контента. Правильный путь в том, чтобы предложить зарубежным компаниям платить налоги. В противном случае потребители могут оказаться без доступа к широкому ассортименту товаров со всего мира — он будет просто выключен без суда и следствия.