Центр политической информации представил доклад «Закон "о приземлении" IТ-компаний и правовые условия деятельности на международных рынках». Проект призван обязать мировых гигантов соблюдать отечественные законы, а также защитить персональные данные и интересы граждан. Эксперты высказали свое мнение о докладе, а также напомнили о том, что нормативное регулирование IT-корпораций — общемировая тенденция.
Авторы доклада напомнили, что, согласно данным международных исследований, общее количество интернет-пользователей сегодня превышает 4,88 миллиарда человек (61,8 процента от всего населения Земли). Из них активными пользователями соцсетей являются 4,55 миллиарда человек. При этом основная часть ИТ-продуктов, используемых интернет-пользователями, разработана крупнейшими ИТ-гигантами, именуемыми «Большой пятеркой», или Big Tech: Google, Amazon, Meta, Apple и Microsoft. При этом в 2020 году капитализация крупнейших ИТ-компаний мира превысила ВВП большинства стран G20.
Аналитики отметили, что компании зачастую уклонялись от соблюдения норм антимонопольного и налогового законодательства, обеспечения конфиденциальности пользователей и модерации контента. При этом до сих пор не выработан единый подход к регулированию ИТ-отрасли, заключили эксперты.
«Долгое время деятельность ИТ-компаний находилась вне государственного регулирования, и они могли свободно подходить к регулированию, модерации в своих социальных сетях и так далее. Конечно, национальные органы выписывали штрафы за нарушения, которые были несоизмеримы с теми прибылями, которые они генерировали. Как показывает практика последних лет, саморегулирование ИТ-отрасли неэффективно», — отметил ведущий аналитик Центра политической информации, автор доклада Дмитрий Машьянов.
Специалисты также напомнили, что в последние годы правительства ряда стран, в частности России, предпринимают усилия по регламентированию деятельности ИТ-компаний. Примечательно, что об ужесточении надзора за ИТ-гигантами объявили даже США, которые традиционно более лояльно относились к деятельности этих корпораций, отметили эксперты.
Только за последний год 48 государств приняли новые законы, регулирующие деятельность ИТ-компаний, отмечается в докладе. Среди них Франция, Великобритания, США, Япония, Индия и другие.
«Некоторые из этих стран приняли законопроекты идентичные российскому закону «о приземлении» IT-компаний. Например, аналогичные нормы действуют во Франции, Турции, Австралии. Уполномоченные представители IT-компаний должны вскоре также появиться в Евросоюзе», — напомнил Дмитрий Машьянов.
Одной из первых стран, обратившихся к подобной практике регулирования интернет-сферы, стала Германия. В июне 2017 года был принят закон «О защите прав пользователей в социальных сетях», вступивший в силу с января 2018 года. Любая социальная сеть с не менее чем 2 миллионами пользователей в Германии обязана в течение 24 часов с момента получения жалобы обеспечить удаление или блокировку явно противоправного контента по 21 разделу уголовного кодекса: от оскорбления представителей власти до призывов к насилию.
Штраф за неисполнение этих предписаний может достигать 50 миллионов евро. Кроме того, онлайн-платформа, получающая более 100 жалоб на незаконный контент в течение календарного года, обязана публиковать каждые 6 месяцев отчет о принятых мерах по ограничению незаконного контента.
В мае 2021 года правительство Великобритании опубликовало проект закона «О безопасности в интернете», в котором была предусмотрена самостоятельная модерация контента владельцами интернет-ресурсов. Контроль над его соблюдением планируется передать агентству по коммуникациям, которое будет наделено правом блокировать доступ к сайтам с незаконным контентом и штрафовать компании, которые не защищают пользователей от вредоносного контента, на сумму до 10 процентов от оборота или 18 миллионов фунтов стерлингов. В настоящий момент законопроект находится на обсуждении в парламенте Великобритании.
В июле 2021 года власти Австралии приняли закон «О безопасности в интернете», где установлены требования к удалению отдельных видов противоправного контента и противодействию правонарушениям в интернете, а также расширены полномочия комиссионера по онлайн-безопасности, который может направить предписание провайдерам об ограничении доступа к незаконному контенту в течение 24 часов.
«Россия является сегодня одним из крупнейших рынков для ИТ-гигантов по числу пользователей онлайн-платформ. Google и YouTube пользуются ежемесячно более 80 миллионов россиян. Instagram — чуть менее 60 миллионов. Очевидно, что ИТ-компании получают большие доходы от деятельности в России. Мы проанализировали финансовые показатели некоторых компаний: например, выручка Google за 2020 год составила 85,5 миллиарда рублей. Те же показатели по Facebook, по разным оценкам, могут быть от 8 до 40 миллиардов рублей», — отметил Дмитрий Машьянов.
Официальные представительства компаний, которые уже действуют в России, фактически регулируют только вопросы рекламы и маркетинга, подчеркивают эксперты. Как отметил Машьянов, согласно закону «о приземлении» эти представительства не являются полноправными дочерними предприятиями.
«Как и во всем мире, в России в последние два года происходят процессы регулирования деятельности ИТ-компаний. Одна из мер — это закон “о приземлении”. Его основной целью является обеспечение механизма взаимодействия ИТ-компаний с российскими пользователями и органами власти для урегулирования тех спорных вопросов, которые возникают в результате их деятельности. Для этого иностранные лица, которые осуществляют деятельность в интернете, обязаны разместить на своем ресурсе форму обратной связи для пользователей, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора, а также до 1 января 2022 года открыть филиал, представительство или отдельное юрлицо на территории России», — сказал Машьянов.
При этом в случае неповиновения к ним могут применить разные меры: от «мягкой» — это маркировка сайта-нарушителя — до частичного или полного ограничения доступа к ресурсу.
Роскомнадзор уже подготовил перечень компаний, подпадающих под закон «о приземлении». При этом Машьянов отметил, что на первых порах ведомство будет применять максимально мягкие меры и стараться договариваться с корпорациями.
В докладе упоминается, что идея о введении специального «цифрового налога» для иностранных ИТ-компаний в России обсуждалась еще весной 2021 года. На встрече президента России Владимира Путина и премьер-министра Михаила Мишустина в июне 2021 года, глава государства попросил проработать вариант с применением корпоративного налога в 15 процентов для ИТ-компаний, разрабатываемого Организацией экономического сотрудничества и развития.
Пока не сделан выбор в пользу какого-либо из вариантов налогообложения для иностранных ИТ-компаний. Однако по оценкам агентства PwC, внедрение собственного налога в размере трех процентов от выручки иностранных ИТ-компаний может принести бюджету России от 53 до 103 миллионов долларов ежегодно.
В то же время с 2017 года в России действует так называемый налог на Google: то есть все иностранные компании, торгующие на территории страны электронным контентом через онлайн-сервисы, обязаны уплачивать НДС в размере 20 процентов.
В октябре комитет Госдумы по информационной политике подготовил законопроект о регулировании рекомендательных алгоритмов, согласно которому их будут подвергать общественному контролю. Также должно появиться предупреждение пользователей об их использовании и возможность отключения. В ноябре 2021 года стало известно о возможном введении платежа за трафик от иностранных стриминговых сервисов в пользу российских операторов связи.
Принятие закона «о приземлении» ИТ-компаний и внедрение их налогообложения — это уже сложившаяся мировая практика, позволяющая выстроить полноценный диалог с ИТ-компаниями с учетом интересов граждан и государства, подчеркнули авторы доклада.
Наличие постоянно действующего представительства компании на территории России облегчит взаимодействие с органами власти и пользователями. В то же время само принятие закона «о приземлении» ИТ-компаний и других законов, регулирующих их деятельность, не обязательно должно привести к снижению числа нарушений со стороны этих компаний, отмечается в докладе.
Катализатором изменений в регулировании интернет-сферы в России стала пандемия COVID-19, отмечается в докладе. Онлайн-сервисы стали еще более популярны и востребованны. В то же время владельцы данных сервисов оказались не в состоянии обеспечить должный уровень защиты пользователей от незаконного и фейкового контента, агрессии и киберпреступности, а также безопасности персональных данных, подчеркнули аналитики.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин отметил, что государства ощутили опасность от вседозволенности и пытаются регулировать эту ситуацию.
«Рынок — это не вседозволенность, наши иностранные коллеги должны это понимать. В данном случае саморегулирование не сработало не только в России, но и в разных странах. То, что значительная часть государств ввела правила для IT-компаний — это правильно. И Россия здесь не выбивается из международного ряда. Налоговая вольница также должна быть пресечена», — подчеркнул он.
Алексей Мухин назвал «приземление» хорошим термином.
«Ты должен уважать правила и им следовать. Пользователи на территории России должны иметь возможность судиться, отстаивать свои права. У нас не самые драконовские меры в данном направлении, и я думаю, что у нас все получится», — подчеркнул он.
При этом эксперт напомнил, что Россия — часть глобального рынка, и призвал понимать, что компании никуда не уйдут.
Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов назвал доклад добротным и отметил, что он станет хорошим подспорьем для экспертов и журналистов. С этим мнением согласен политолог Сергей Судаков.
«Такие доклады очень нужны. Технология подмены понятий не нова, и ей пользуются разные люди и государства, и сообщества государств. Чем занимаются ИТ-гиганты: это сбор метаданных и перепродажа этих данных тем, кто их готов купить: транснациональным корпорациям, специальным службам. Метаданные — это даже не только личные данные пользователей. Что вы думаете, какие ваши предпочтения, что вы предпочитаете есть, сколько и за какие услуги вы готовы заплатить», — предостерег Мартынов.
При этом он напомнил, что у государств есть обязанность по защите прав граждан, когда возникают вопросы: кто гарантирует ваши права и кто будет защищать ваши права там, где вы пересекли границу.