Марина Аброшина,
креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»
Одно из любимых новогодних занятий у многих россиян — пересматривать сказки и фильмы, которые, пускай даже всего на несколько часов, помогают вернуться в детство. Испокон веков народный фольклор был интересен не только детям, но и взрослым: сказка как накопленный опыт предков становится легендой, обрастает мудростью и является неким наставлением для каждого нового поколения. В конце концов, сказки — это феномен, в который зашиваются культурные коды разных народностей.
Пожалуй, величайшей сказкой, когда-либо выходившей на большой экран во времена СССР, можно назвать «Морозко»: в 1965 году она выиграла главный приз на Венецианском кинофестивале. По сюжету фильма злая мачеха нагружает робкую и трудолюбивую падчерицу Настеньку всевозможной работой и в итоге решает избавиться от нее, отправив одну в зимний лес. В то же время другого героя — Ивана, полюбившего Настеньку, — колдун обращает медведем за хвастовство. Но, как водится, добро побеждает зло, и на помощь персонажам приходит волшебник, дедушка Морозко. Картина снискала любовь миллионов зрителей, в частности, благодаря точному воссозданию быта русской деревни и мастерскому изображению характеров населяющих ее героев. А актер Александр Хвыля в образе деда Морозко буквально стал национальным Дедом Морозом — именно так теперь представляют сказочного персонажа и дети, и взрослые.
Еще одна сказка о мачехе, отправляющей падчерицу на неминуемую погибель, — мультфильм «Двенадцать месяцев» по сценарию Самуила Маршака. Получив указание собрать полную корзину подснежников, героиня отправляется в лес, где преодолевает сложные испытания, однако благодаря своим доброте и кротости обретает верных друзей. Эту картину с уверенностью можно назвать выдающейся из-за высокого по меркам тех времен качества анимации. Стоит помнить, что мультфильм вышел на экраны в 1956 году, когда советская анимация уже занимала важное место среди мировых лидеров.
Экранизация сказки «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена также занимает особое место в сердце российских зрителей. Фильм Геннадия Казанского повествует о маленькой девочке Герде, которая разыскивает своего друга Кая, украденного злой и могущественной, но невероятно красивой Снежной королевой. На пути к Каю Герда сталкивается с множеством препятствий, еще не подозревая, на какое волшебство способно ее доброе сердце. С этой историей о взрослении знакомится каждый ребенок, и неспроста — ведь сказка о «Снежной королеве», вероятно, лучше других рассказывает о преданности, отваге и непобедимой силе дружбы.
В 2021 году новой главой в прочтении сказочных историй стала картина «Последний богатырь» режиссера Дмитрия Дьяченко. Этот фильм не является экранизацией, хотя и соткан из многих рассказов. По его сюжету, юноша Иван случайным образом переносится из современной Москвы в фантастическую реальность, которую населяют герои различных русских сказок. Вскоре Иван узнает о том, что в этой вселенной ведется ожесточенная борьба между светлыми и темными силами и что ему в этой борьбе уготовлена особая роль. Необходимо отметить, что картина стала прорывной с точки зрения качества спецэффектов в России. В результате она получила положительный отклик, ввиду чего зрители смогут насладиться ее продолжением в двух частях.
***
Сказки учат и наставляют, иногда предостерегают, знакомят нас с чужими культурами — именно в этом и заключается их волшебство. Но самое главное — они являются символом вечности и дарят возможность изучить свои корни, напоминая о ценностях наших предков.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора