Из жизни
00:02, 22 декабря 2021

«Стыдно за Родину не было» История россиянина, который уехал в Америку за мечтой, вернулся спустя 25 лет и не пожалел

Подготовил Олег Парамонов
Фото: из личного архива Владимира Томшина

Владимир Томшин четверть века прожил в США и Канаде ради близости к легендам тяжелого рока. Сложно ли было на такое решиться, авантюра это или полезный опыт, и почему спустя 25 лет музыкант принял решение вернуться в Россию? В рамках цикла материалов о россиянах за границей «Лента.ру» публикует рассказ Владимира о жизни в Северной Америке.

В погоне за мечтой

В начале 90-х я был увлечен тяжелым роком. Играл на гитаре в нескольких группах, которые придерживались этого стиля. На тот момент нашими кумирами были Metallica, Megadeth, Pantera, Slayer. А их родина, как известно, Северная Америка. Поэтому у меня возникло стремление поехать туда, чтобы реализовать свои музыкальные способности и умения. Сказано — сделано. Долго ждать не пришлось, визу в США я получил без особого труда.

Оставив все, я рванул через Атлантику, как мне казалось, на разведку. Думал, что посмотрю, поиграю и вернусь. Однако судьба распорядилась иначе. После шести месяцев жизни в США я узнал, что моя группа распалась, а девушка не дождалась. А вот в Америке мне очень понравилось, и я решил остаться.

Неидеальная Америка

Америку нам всегда рисовали сказочной страной с небоскребами, красивыми мотоциклами и машинами, ровными дорогами и денежными купюрами — всемогущими долларами. Я был готов удивляться и погружаться в незнакомый образ жизни. Шаг за шагом познавал новый для меня континент, людей, их стиль жизни. Отчасти даже пытался подражать им.

Некоторые стереотипы оказались правдой. Улыбчивые люди, полки, полные красивых вещей, супермаркеты, похожие на музеи, добродушные полицейские, машина или две в каждой семье, дома с бассейнами, наличие оружия у населения — вот она красивая жизнь и успех. Для человека, приехавшего из России 90-х, это было похоже на сказку.

Чтобы держаться на поверхности, надо работать денно и нощно. Большинство моих знакомых имели по две, а то и по три работы. Тебе некогда наслаждаться жизнью, ты постоянно работаешь (не считая 14 дней годового отпуска), потому что надо платить по счетам.

Главным для меня как музыканта было то, что я приехал в Америку играть музыку. Но внезапно понял, что мне некогда этим заниматься, ведь надо беспрестанно работать. Музыка может тебя содержать только в том случае, если ты уже достаточно известен, а это достигается годами. Плюс колоссальная конкуренция. Ведь в каждом доме помимо оружия и машин есть еще и гитара. Музыкантов разного уровня в Америке больше, чем можно себе представить.

Новый поворот

Недолго пожив в США, я уехал в Канаду. Почему? Да потому что в США считается, что в Канаде жизнь легче. Социальное обеспечение в этой стране действительно лучше, есть почти бесплатная медицина. Но реальность, как обычно, заметно отличалась от мифа.

Первое время, до получения вида на жительство, было нелегко. На высокооплачиваемую работу рассчитывать не стоило. Преодолевать языковой барьер приходилось при каждом разговоре. Спасало то, что Монреаль, где я жил, находится во франкоязычной провинции Квебек. Там английский — второй язык по значимости, и местные жители знают его похуже, чем в других провинциях. Это дало время подтянуть языковые навыки.

Монреаль — не исключение, хотя есть и районы, где совершенно не имеет значения, какого цвета у тебя кожа или какого ты вероисповедания. Большинство граждан ведут себя достаточно мирно. Открытую агрессию я встречал всего пару раз за 16 лет жизни — и то не от местных.

Ностальгия все же не миф

Я много слышал и читал о ностальгии, но не думал, что испытаю это сам. В свободное время я стал больше общаться с нашими иммигрантами. Местные жители — отличные ребята, но друзьями стать не получилось.

Есть мнение, что стать «своим» в другой стране можно, только если попал туда до 20 лет и учился в местной школе и университете. Тогда есть шанс впитать менталитет и завести друзей. А я приехал туда в 23 года и переучиваться не стал. Зачем, если у меня за плечами Уральский государственный технический университет? Я до сих пор считаю, что советское образование было лучшим в мире.

Познакомился с местными музыкантами и вспомнил, что приехал сюда играть музыку. А на нее времени не хватает, потому что жизнь превратилась в рутину.

А какие-то вещи стали даже раздражать, например, вечный ремонт дорог. Из-за него Монреаль с каждым годом стал все больше походить на полосу препятствий. Невольно начинаешь проводить параллели между нашими мирами и культурами. Со временем стало намного приятнее выражать свои мысли на великом и могучем русском языке, чем пытаться объяснять что-то на английском или французском.

Хлеб и зрелища

В обычных маркетах еда безвкусная. Я ее называю «пластиковой», настоящий вкус почти отсутствует. Молоко пить невозможно, зелень напоминает обычную траву, мясо хоть и свежее, но неестественно пресное, хлеб похож на вату. Перед возвращением в Россию, несколько лет я старался покупать продукты в русских, китайских и арабских магазинах, а также у местных фермеров на единственном на полуторамиллионный город рынке.

В русских магазинах можно купить такие деликатесы, как соленые огурчики и селедку, пельмени и хлеб домашней выпечки, побаловать себя салатом оливье или селедкой под шубой. А еще приобрести красную икру. Рыбу ловят в местных реках, но канадцы не понимают вкус икры. Сетевые маркеты ее не закупают, ведь она не пользуется широким спросом.

Рестораны не блещут разнообразием меню. Основное блюдо — стейк с овощами или итальянской пастой. Очень редко в заведениях можно встретить супы. Три-четыре салата — уже богатый выбор. Исключения составляют русские рестораны. Там выбор в два раза больше по определению. Естественно, есть и традиционные блюда, такие как борщ, рассольник, пельмени или курица с грибами. Хотя, вернувшись в Москву, я понял, что еда — не такой уж крутой показатель.

Развлечения в Канаде разные — на любой вкус. Одна поездка на Ниагарский водопад дорогого стоит. Это увлекательное и незабываемое путешествие. Кроме посещения смотровой площадки есть возможность подойти на корабле к падающей воде и оказаться в пелене брызг. Еще можно подняться на воздушном шаре или облететь водопад на вертолете, а также посмотреть на это чудо природы изнутри, из-за стены.

Есть яхт-клубы, лыжные спуски, оздоровительные комплексы с саунами и бассейнами и много чего еще. Мы частенько снимали шале в лесу у одного из озер, коих в Стране кленового листа великое множество. Там мы вспоминали свое пионерское прошлое, жгли костры, пели песни под гитару, ходили на каноэ, рыбачили.

Летом проводится множество фестивалей. Для представителей ЛГБТ есть целый квартал.

Метро и автобусы ходят исправно, как часы. Правда, порой их работники бастуют. Я был удивлен, узнав о специальных ночных маршрутах. Весьма удобно, если возвращаешься домой поздно и без машины, потому что такси — очень дорогой транспорт. Только посадка в машину стоит 3,5 доллара, а минимальная поездка (два километра) обойдется в 20 баксов.

Что касается жилья, то в Канаде вы либо покупаете недвижимость в ипотеку, либо снимаете. Второе — достаточно удобно, все условия прописываются в договоре и четко соблюдаются арендодателем. Покупать жилье в большом городе нерентабельно. Особенно, если живешь один или не любишь сидеть на одном месте. Так, мне удалось пожить и в пентхаусе, и в доме на берегу озера. За квартиру обычно платят отдельно от коммунальных услуг, а за электричество выставляется специальный счет. Сумма зависит от отопления и подачи горячей воды.

Несоизмеримо дорогая и ненадежная мобильная связь. Только выехал за пределы города — сразу все звонки, в том числе и входящие, оплачиваются по повышенному тарифу. Несмотря на высокие зарплаты, практически все стоит гораздо дороже относительно российских цен. Я пришел к выводу, что у нас цены вполне соответствуют качеству, что не всегда можно сказать о Канаде.

Мне приходилось обращаться к канадской медицине несколько раз, в том числе к дантистам (это отдельная статья расходов). В Канаде медицина существует на налоги граждан. Меня обслужили вполне достойно, я не жалуюсь. Хотя от друзей слышал неприятные истории про долгое ожидание помощи и не лучшее лечение. Фармацевтический бизнес очень развит: людей пичкают всеми возможными и невозможными лекарствами. Сначала выписывают таблетки от болезни (они тоже недешевые), а потом — лекарства от побочных эффектов, вызванных первыми. Многие так и живут.

Общение с местными

Местные жители — вполне нормальные люди, со своими плюсами и минусами. Никто не относился ко мне отрицательно или враждебно. Могу сказать, что в Канаде более мирное население, чем в США. У тех — извечный расовый вопрос всегда стоял ребром. Ко мне тоже относились с подозрением, пока не узнавали, что я русский. Тогда напряжение спадало само собой. В Квебеке франкофоны более терпимы к иммигрантам, чем к англоговорящим канадцам.

Естественно, было много вопросов о нашей стране. Удивление вызывало то, что в России не везде холодно, а погода в Москве очень схожа с монреальской. Встречались и те, кто уже ездил в нашу страну туристом и достаточно лестно о ней высказывался. По крайней мере, стыдно за Родину не было.

Все эти мифы были развенчаны после общения с нашими ребятами и со мной лично. Кроме последнего — тут не поспоришь. Наши девушки были и остаются на пьедестале красоты.

Трудно сказать, какие мои стереотипы о канадцах были разрушены. Я прожил там достаточно долго. Часть канадского менталитета укоренилась и во мне. Уже здесь, в России, мои друзья и знакомые отмечали разницу в мышлении и поведении. Некоторые даже акцент улавливают, хотя это уже происходит реже, чем раньше. Иногда бывает трудно подобрать русские слова, в то время как их английские аналоги вертятся на языке.

Новые цели и планы

В ближайших планах — записать четвертый студийный альбом «Томшин Бэнд» и акустический сборник, снять еще один клип и проехать по всей России с гастрольным туром. Творческих идей очень много. Главная цель на новом витке жизненной спирали — донести до слушателя мои песни. Я ведь и в Канаду поехал благодаря любви к музыке. А на Родину вернулся, когда понял, что мой слушатель именно здесь.

Канада — замечательная страна, но я артист, которому нужна своя публика. Большинство моих песен на русском языке. Важно, когда в зале дословно понимают то, что ты хочешь рассказать (в моем случае — спеть). На английском песни тоже есть, но он для меня не так органичен.

Хотелось бы также съездить в Северную Америку с гастролями, показать, насколько изменилось и «выросло» мое творчество. Конечно, видео с выступлений доступны в интернете, но живой концерт — это особая энергетика.

В любом случае я благодарен судьбе за возможность получить бесценный опыт долгосрочного проживания в Канаде. Но рад и тому, что осознание настоящего предназначения вернуло меня на Родину.

< Назад в рубрику