Интернет и СМИ
00:02, 22 декабря 2021

«Сегодня лучший день в моей жизни!» Как жизнерадостные сотрудники ритуальных услуг подались в блогеры и покорили TikTok

Маргарита Щигарева

В TikTok — соцсети, прославившейся благодаря веселым танцам и незатейливым песням, — существует отдельный сегмент с роликами, посвященными смерти. Его называют «TikTok о смерти», или же «СмертьTok» (в оригинале — DeathTok). Блогеры откровенно говорят с подписчиками об особенностях ритуального дела, делятся тонкостями своей работы и рассказывают о необычных случаях в своей практике. Поднимая одну из самых табуированных в обществе тем, они получают сотни тысяч просмотров, каверзные вопросы от зрителей и ненависть более консервативных коллег. Зачем работники бюро ритуальных услуг стали блогерами и почему тысячи людей так хотят узнать, что делают с телом человека перед похоронами, — в материале «Ленты.ру».

«Каким будет цвет твоей последней помады?»

«Добро пожаловать в СмертьTok!» — приветствует зрителей блогерша Эйлин Холлис, а затем демонстрирует свой защитный костюм. Он нужен девушке для работы с покойниками: костюм помогает предотвратить заражение. Мрачная тема ролика резко контрастирует с поведением Холлис, которая весело танцует, показывая униформу.

Жизнерадостная девушка, на страницу которой подписались более 780 тысяч пользователей, работает в бюро ритуальных услуг в городе Сиракьюс штата Нью-Йорк. Почти каждый день она публикует в TikTok ролики о жизни похоронного бизнеса и показывает специальную косметику, предназначенную для макияжа мертвых людей. Например, средство для губ, которое состоит из воска, вазелина и обычной губной помады. «Да, мы можем использовать средства из вашей косметички», — шутит Холлис.

С таким же воодушевлением девушка рассказывает о том, что ей предстоит покрасить волосы покойницы в голубой цвет. «Сегодня, должно быть, лучший день в моей жизни! Мне надо будет покрасить волосы пожилой женщины!» — восторженно делится блогерша.

Тиктокерша также устраивает для зрителей экскурсии по похоронному бюро. В одном из видео она под торжественную музыку показывает помещение с гробами. В другом — под звуки джаза прогуливается по похоронному дому.

О быте работников похоронных бюро девушка нередко рассказывает параллельно процедурам по уходу за собой. «В гробы частенько кладут мягкие игрушки, фильмы, кроссворды. В этом нет ничего странного», — делится она, умывая лицо

Жизнерадостная Холлис — лишь одна из многочисленных работников похоронных бюро, которые решили откровенно рассказывать о ритуальных услугах в TikTok. Ее коллега — тиктокерша-готка по имени Хезер Тэйлор (почти 500 тысяч подписчиков). Она работает в бюро ритуальных услуг и помогает обучать студентов Питтсбургского института погребальных наук (Pittsburgh Institute of Mortuary Science). Занятия со студентами часто попадают в ее объектив: Тэйлор показывает, как они на манекенах учатся наносить покойникам макияж и создавать растительность на лице, и демонстрирует, как они тренируются восстанавливать черепа.

Помимо образовательного контента Тэйлор записывает на видео свои прогулки по кладбищам и визиты к могилам известных людей, например, писателя Эдгара По. Кроме того, девушка интересуется последними обедами серийных убийц: Тэйлор приходит в рестораны, заказывает те же блюда, что и знаменитые маньяки перед смертной казнью, а затем показывает их в TikTok.

Сотрудник бюро ритуальных услуг Морти Штайн из Калифорнии в TikTok отвечает на вопросы о похоронах и делится необычными историями, связанными с ритуальными услугами (кстати, основную работу он совмещает с карьерой стендап-комика). В одном из роликов мужчина рассказал о странных похоронах в его карьере: Штайна очень удивила гравировка, которую семья выбрала для урны с прахом близкого.

Еще одна запомнившаяся блогеру история — о том, как родственники погибшего повезли гроб на кладбище не в катафалке, а в личной машине покойника. «Военное кладбище, на котором должны были пройти похороны, находилось примерно в 45 милях от нас. Мы провели короткую заупокойную службу в церкви при нашем похоронном бюро. Они пригнали грузовик покойного. У него был очень славный пикап. Отличная идея!» — делится Штайн.

Девушка по имени Мэдди еще только учится. Это, однако, не мешает ее роликам на похоронную тематику набирать сотни тысяч просмотров. К примеру, в одном из них Мэдди подробно показывает на манекене, как сотрудники бюро ритуальных услуг маскируют раны и видимые повреждения на лицах покойников.

«Неглубокие раны заполняются специальным воском. В более глубокие раны мы кладем слой глины, прежде чем нанести воск. Некоторые части приходится восстанавливать полностью, например, уши и носы», — рассказывает девушка, демонстрируя процесс. Она также наносит манекену макияж и приклеивает брови.

«Мы говорим об одной из самых замалчиваемых тем в обществе»

Для роликов ритуальщиков в TikTok придумали специальный хештег — mortician (похоронных дел мастер). Отталкивающий на первый взгляд контент на удивление популярен в соцсети. К примеру, ролик сотрудницы похоронного бюро @lovee.miss.lauren о похоронах беременных собрал больше миллиона просмотров. Видео Холлис о том, как чистят слизистые оболочки покойников, — почти полтора миллиона просмотров.

При этом в арсенале блогеров — сотрудников похоронных бюро есть достаточно леденящие кровь ролики. Тиктокеры рассказывают о зашивании покойникам ртов, процессе бальзамирования, специальных накладках для глаз мертвецов и о том, как хоронят беременных женщин

Однако некоторых зрителей интересуют не столько сами видео, сколько возможность задать вопросы представителям одной из самых жутковатых и таинственных сфер и узнать побольше о том, что происходит с телом человека между смертью и похоронами. «А людей кремируют вместе с их вставной челюстью?», «Сколько времени занимает бальзамирование человека от начала до конца?», «Вы когда-нибудь сбривали лобковые волосы покойников?» — интересуются у ритуальщиков.

Для некоторых пользователей TikTok комментарии к подобным роликам — это возможность поделиться воспоминаниями о потери близких и болью утраты. «Два года назад мой 16-летний племянник погиб в аварии по вине пьяного водителя. Это было одно из самых тяжелых событий в моей жизни. Люди, которые восстанавливали его лицо, проделали отличную работу», — пишет зрительница под роликом Хезер Тэйлор. Многие из тех, кто столкнулся с потерей близких, признаются, что видео об изнанке похоронного бизнеса помогают: их успокаивает осознание того, что об их родных после смерти так хорошо позаботились.

Еще одна причина популярности похоронного контента — это любопытство к загадочной теме смерти. «Людей интересуют сотрудники похоронных бюро, потому что мы говорим об одной из самых замалчиваемых тем в обществе», — считает Холлис. Кроме того, она уверена, что разговоры о смерти помогают бороться с экзистенциальным ужасом, который она вызывает у некоторых людей. С этим согласна психолог Памела Ратледж, работающая в Центре изучения медиапсихологии в Калифорнии.

Специалистка также считает, что интерес публики к макияжу покойников связан не столько с красотой, сколько с культурной традицией ухаживать за телом таким образом, чтобы человек не выглядел мертвым. «Макияж смягчает напряжение вокруг смерти и усиливает ощущение контроля в реальном мире. Он помогает частично избавиться от экзистенциального страха», — комментирует психолог. Некоторые юзеры и впрямь уверяют, что благодаря роликам тиктокеров меньше боятся ухода из жизни. «Эти видео замечательные! Они делают смерть менее страшной!» — благодарит Холлис зрительница.

Антрополог Эрика Боргстром из Открытого университета Великобритании обращает внимание: контент о смерти в TikTok помогает людям общаться на эту тему и поддерживать друг друга. Действительно, в комментариях под роликами многие юзеры не только делятся историями личных потерь, но и сопереживают друг другу. Сами тиктокеры-ритуальщики тоже нередко обращаются к зрителям, утешают их в комментариях и подбадривают в видео. «Думаю, вы, ребята, чертовски смелые, потому что принимаете тот факт, что смерть — естественная часть жизни!» — хвалит своих подписчиков Холлис.

«Я здесь, чтобы нормализовать ритуальные услуги»

Эйлин Холлис похоронное дело было знакомо с самого детства — американка выросла в семье владельца бюро ритуальных услуг. Компания ее отца располагалась прямо под домом, в котором жила семья. По словам девушки, с самого раннего возраста она постоянно видела покойников. В итоге Холлис получила образование танцовщицы в колледже. Девушка мечтала выступать на Бродвее и уверяла, что ни за что не свяжется с индустрией ритуальных услуг.

Холлис стала обучаться похоронному делу и, получив соответствующую лицензию, начала полноценно работать с отцом. С тех пор девушка, как она утверждает, провела около тысячи процедур. Они занималась бальзамированием, кремацией, макияжем покойных и другими процедурами.

Холлис уверяет: ее профессия не такая кошмарная и удручающая, как о ней думают. «Приятно помогать людям в один из самых тяжелых моментов в их жизни», — считает тиктокерша. При этом девушка признает, что иногда ей приходится действительно тяжело: например, когда приходится ухаживать за покойниками-детьми. С ней соглашается и Морти Штайн.

Штайн также отмечает, что ему приходилось готовить к погребению своих родственников, что тоже было весьма непросто. «Сложно не позволять эмоциям вмешиваться в дело. Но у меня есть работа, которую я должен выполнять», — объясняет мужчина.

Ухаживала за покойниками, которые приходились ей родными и близкими, и Холлис. По словам девушки, это стало для нее честью. «Когда-нибудь, когда мой отец умрет, я забальзамирую его. Он забальзамировал своего отца, а я забальзамирую его», — рассказывает она. При этом тиктокерша не считает себя бесчувственной. Как говорит Холлис, у нее твердый характер, но она умеет сопереживать. Тиктокеры, рассказывающие о ритуальных услугах, сходятся еще в одном: работа научила их спокойнее относиться к смерти.

Холлис говорит, что работа научила ее воспринимать смерть не так эмоционально. «Однако стерла ли моя работа полностью страх смерти? Нет. Вовсе нет. Так же, как и все остальные, я могу впадать в экзистенциальный ужас», — делится она.

Именно поэтому тиктокеры из сферы ритуальных услуг считают, что они должны бороться со стигмой вокруг смерти и погребения. «Я здесь, чтобы нормализовать ритуальные услуги», — говорит блогерша по имени Мими, которая учится похоронному делу.

«Эта сфера не такая страшная, какой мы хотим ее видеть, и не такая мрачная, какой все ее выставляют», — утверждает тиктокерша и сотрудница бюро ритуальных услуг Жасмин Берриос. Девушка добавляет, что к ее коллегам зачастую относятся предвзято, считая их мрачными и странными людьми.

Однако представители старшего поколения не всегда разделяют энтузиазм молодых коллег. По словам Холлис, похоронная индустрия очень консервативна, а ее работники с недоверием относятся к соцсетям. «Некоторые специалисты по похоронному делу думают, что мы позорим индустрию, потому что делимся подробностями своей работы», — уверяет блогерша. Мими подтверждает: старшее поколение ритуальщиков пытается контролировать новичков, однако молодежь, по ее мнению, разрушает все их рамки. «Теперь в чат вошли поколение Z и миллениалы, они полностью уничтожили все правила и руководства, которые касались смерти. Мне это нравится!» — радуется Мими.

< Назад в рубрику