Малый и средний бизнес в России начинает осваивать международный рынок, однако часто компании сталкиваются с множеством проблем, от выбора целевой страны до прохождения сертификации. Теперь потенциальные экспортеры смогут воспользоваться новым сервисом «Мой экспорт», чтобы получить необходимые документы и услуги как можно быстрее. О новой системе «одного окна», созданной Российским экспортным центром, — в специальном материале «Ленты.ру».
Российский малый и средний бизнес постепенно начинает осваивать международный рынок, однако многие предприятия до сих пор не могут начать экспортировать, хотя их продукция конкурентоспособна и может пользоваться спросом в самых разных точках мира.
В большой степени такая ситуация связана с тем, что производители просто не знают, как организована процедура экспорта. Какой рынок подойдет именно для их продукции? Как найти потенциальных партнеров? Каковы требования к сертификации и упаковке? Как не ошибиться при оформлении договора на поставку?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, компаниям иногда не хватает финансовых ресурсов, времени или грамотных специалистов. Теперь предприниматели могут не только получить рекомендации экспертов, но и найти профильные организации, которые помогут им на разных этапах выхода на зарубежные рынки, с помощью сервисов платформы «Мой экспорт».
Специально для компаний, которые хотят экспортировать в другие страны или расширить географию поставок, Российский экспортный центр, входящий в состав государственной корпорации развития ВЭБ.РФ, создал платформу «Мой экспорт». Как рассказал вице-президент РЭЦ Алексей Михайлик в интервью РБК, с помощью платформы удалось существенно упростить процедуру подачи документов.
«Ровно год назад мы предоставили экспортерам первые цифровые сервисы. Они дали замечательный эффект. Первое — это сокращение времени, которое требуется экспортерам для того, чтобы получить услуги. Мы отказались целиком от бумажных документов, от сканов документов», — рассказал Алексей Михайлик.
По его словам, раньше подготовка документов для получения компенсации затрат на транспортировку занимала два-три месяца, а сейчас все сведения собираются в электронном виде, и их сбор занимает максимум пять дней. Существенно сократилось и время принятия решений. Михайлик подчеркнул, что теперь компании могут выйти на экспортный рынок, не привлекая дорогостоящих специалистов.
«Мой экспорт» — своего рода многофункциональный центр для предприятий, здесь они могут получить услуги аналитики, обучения, правовой поддержки, сопровождения поставок, продвижения на внешние рынки и даже подать заявку на господдержку. Так компании-экспортеры из сектора гражданской промышленности и агропромышленного комплекса смогут компенсировать часть затрат на транспортировку.
Платформа поможет выбрать маркетплейс, который подойдет для конкретного типа продукции, даст профильные рекомендации, сможет оказать содействие в поиске партнеров и организации переговоров.
Алексей Михайлик рассказал об одной из самых популярных услуг «Моего экспорта» — аналитическом сервисе, который поможет получить информативный отчет совершенно бесплатно.
«Сейчас экспортеры могут получить восемь видов отчетов, кастомизированных под нужды каждого пользователя: по странам, по типам продукции, по регионам России. И все это происходит онлайн. Для малых и средних компаний это способ получить данные, которые зачастую им недоступны», — объяснил преимущества сервиса вице-президент РЭЦ.
Сейчас на платформе появилось сразу несколько новых услуг. Например, можно получить общую консультацию по экспортной интернет-торговле. Также на «Моем экспорте» появился специальный маркетплейс «Профессионалы экспорта», где производители могут найти профильных экспертов и выбрать компанию, которая оказывает логистические и юридические услуги или помогает найти иностранного покупателя.
На маркетплейсе все исполнители прошли процедуру допуска к работе, а процесс оказания услуг непрерывно контролируется. С помощью «Профессионалов экспорта» компании потребуется всего лишь две минуты на заполнение заявки, которая адаптирована под конкретную услугу.
Российский бренд «Дядя Ваня» начал развивать экспортную деятельность около трех лет назад и уже опробовал сервисы платформы «Мой экспорт».
«Конечно, такой экспортный многофункциональный центр, где можно без лишних действий подать и оформить документы, оперативно получить качественную аналитику и другие нужные для внешнеэкономической деятельности сервисы, значительно упростил нам многие процессы. С нетерпением ждем подключения новых сервисов», — поделился директор по развитию компании Виталий Дулиенко.
Платформа помогает производителям учесть и характеристики региона, в который они планируют выходить. Например, генеральный директор компании «Инкона» Алексей Бусев рассказал «Ленте.ру», что ведение бизнеса на ближневосточном рынке имеет свою специфику, и «Мой экспорт» может стать опорой для тех, кто с ней не знаком.
«Это связано с особенностями местного законодательства, деловым этикетом, требованиям к сертификации продукции и др. Не менее важно тщательно подойти к выбору партнеров и клиентов для работы на этом рынке. Все эти вопросы экспортер теперь может решить на платформе "Мой экспорт", отобрав компании, имеющие успешный опыт по продвижению российской продукции в ОАЭ и арабских странах Персидского залива», — рассказал «Ленте.ру» Алексей Бусев.
Результат функционирования платформы заметен и на федеральном уровне. Глава Российского экспортного центра Вероника Никишина на полях форума «Сделано в России» рассказала, что несырьевой неэнергетический экспорт страны по итогам 2021 года может установить новый исторический рекорд — 185 миллиардов долларов. Только за десять месяцев 2021 года эта часть экспорта в номинальном выражении составила 153 миллиарда долларов, увеличившись почти на 40 процентов по отношению к показателю 2020 года.