Президент России Владимир Путин в четверг, 23 декабря, проводит ежегодную большую пресс-конференцию. Она — 17-я по счету в карьере главы государства, а самому формату в 2021 году исполняется 20 лет — первая пресс-конференция президента прошла в стране в 2001 году. В этот раз из-за пандемии коронавируса на встречу с Путиным пустили чуть более 500 журналистов, это вполовину меньше, чем обычно. Они спросили у президента о вакцинации и коллективном иммунитете в России, ситуации в экономике и главных вызовах, которые стоят перед страной. Главные ответы Путина — в материале «Ленты.ру».
Материал дополняется
«Продолжается эта борьба. Мы знаем и об опасностях распространения омикрона, нового штамма (...). Группа наших ученых, специалистов находится в Южно-Африканской Республике, где, собственно, и был обнаружен коллегами этот штамм. Они там работают, и работают успешно».
«У нас он какой? 59,4 процента (...) Этого недостаточно. Нам нужен коллективный иммунитет где-то под 80 процентов. Надеюсь, в следующем году, хотя бы в конце первого квартала, во втором квартале мы достигнем этого уровня. В некоторых странах сейчас уже говорят о необходимости достижения коллективного иммунитета в 90-95 процентов».
«Увеличение смертности у нас наблюдается. И в этой связи обостряется одна из важнейших проблем, одна из самых главных задач, которая стоит перед нами — в сфере демографии. И с гуманитарной точки зрения, и с геополитической точки зрения.
«У нас уровень спада экономики составил три процента, что гораздо ниже, чем во многих ведущих экономиках мира. И мы восстановились гораздо быстрее, чем другие страны».
«Мы ставили перед собой цель вернуться к допандемийному уровню, так он стал ниже. Допандемийный уровень у нас был 4,6-4,7 процента, сейчас — 4,3».
«Вы же ведь не просто деньги выдавали абы как и абы кому. Мы же даже при поддержке пострадавших отраслей экономики все нацеливали на сохранение рабочих мест, мы все нацеливали на поддержку лиц с низкими доходами».
«Разве я говорил, что нас окружают? Ну, базы кругом — это правда. На востоке, на юге, на севере новые системы вооружения тоже ставят, на море. На западе — тем более (...) Но так, чтобы окружить такую территорию, как наша, — это сложная задача».
«Нужно ли вводить какие-то меры преследования на этот счет? Я думаю, что нет (...). Как только начнешь давить, так у нас же народ изобретательный, сразу появятся способы обойти это стремление надавить. И будут найдены такие пути. Нам нужно идти по другому пути. Нужно с уважением относиться к людям, несмотря на их позицию. И терпеливо разъяснять необходимость принятия определенных мер».
«Россию нельзя победить. Ее можно только развалить изнутри. Что благополучно было сделано по результатам Первой мировой войны и в 1990-е годы, когда разваливали Советский Союз. А кто это делал? Те, кто обслуживали другие, чужие интересы, не связанные с интересами русского и других народов Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации».
«Направляли в другие страны многократно запросы, дайте хотя бы какие-то материалы, подтверждающие отравление — нет ни одного».
* — основатель ФБК; фонд включен Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, признан экстремистской организацией и запрещен в России
«По поводу власти в одних руках. У нас разделение властей. Есть исполнительная, законодательная, судебная. Ясно, что в каждой стране на каждом этапе ее развития существуют определенные нюансы, связанные с полномочием этих властей. Мы будем стремиться к тому, чтобы они работали раздельно. Чтобы страна была сплоченной, эффективной, устремленной вперед».
«Очень коротко, но все-таки от печки. (...)
До 2014 года [с украинскими властями] обо всем договорились и работали же. И готовы были и дальше работать. И никакие действия в отношении Крыма нам в голову даже не приходили. Но что произошло в 2014 году? Госпереворот. Кровавый, людей убивали и сжигали».
«Складывается впечатление, что, может быть, готовят третью военную операцию [в Донбассе], и нас заранее предупреждают "не вмешивайтесь, не защищайте этих людей! Вмешаетесь, будете защищать — вот такие-то новые санкции последуют!" И готовятся, может быть, к этому?»
«Поток идет. Сто с лишним предотвращено! 127, по-моему. Конечно, это огромная проблема для всего мира, и для нас тоже».
«А ведь у США с Мексикой исторически были территориальные споры. Помните, чья Калифорния была? А Техас?»
«Украину создал Ленин, когда создавал Советский Союз».
«Да врут все время, тень на плетень наводят. "Газпром" поставляет весь объем, который запрашивают европейские контрагенты по имеющимся поставкам. Вот до чего противные м... Вот, как бы это сказать? Ну, ладно».
«К сожалению, это проблема не только России (...). Возможны ли ошибки? Да, жизнь сложна и многообразна, ничего с этим не поделаешь. Но все-таки в данном случае нужно прежде всего при оценке этой ситуации опираться на данные следствия. 17 уголовных дел было возбуждено. И они расследуются. Там уже свыше десятка уволенных. И по ним идут уголовные дела. Мы, давайте, посмотрим, разберемся в этом. Уверяю вас, там нет ни одного заинтересованного в каком-то деле следователя».
«Это наши граждане, это люди. И относиться к ним надо по-человечески. Будем вместе добиваться изменения этой ситуации к лучшему».
«Я все делал, чтобы раскрыть эти преступления. Все поручения и приказы были мной отданы. Люди сидят в тюрьме. Есть мнение, что заказчики спрятались, остались за скобками. Органам дознания это не известно. Если есть заказчики — будем их искать».
«Поскольку я тоже юрист, я могу выступить адвокатом Деда Мороза и напомнить истцу, что Дед Мороз исполняет желания и дарит подарки только хорошим девочкам и мальчикам. Пусть он проанализирует свое поведение. Это будет основная линия защиты».
«Я ему [Деду Морозу] благодарен за то, что могу с вами сегодня встречаться в том качестве, в котором я нахожусь. Еще больше я благодарен за это народу Российской Федерации».
«Я придерживаюсь того традиционного подхода, что женщина — это женщина, мужчина — мужчина, мама — это мама, отец — это отец. Надеюсь, что у нашего общества есть внутренняя моральная защита, продиктованная конфессиями Российской Федерации. Особенность нашего тысячелетнего общества и сила заключаются в том, что Россия складывалась как многоконфессиональное и многонациональное государство. И мы научились с уважением относиться друг к другу».
«У всех есть определенная внутренняя моральная защита от такого мракобесия, о котором вы сейчас сказали».