Бурное развитие сервисов по заказу такси, которое мы наблюдаем в последние годы, помогает решить многие проблемы таксистов. Например, теперь, если у клиента способ оплаты указан наличными и он покинет машину не расплатившись, то больше он не сможет ездить без привязанной к приложению такси банковской карты. «Лента.ру» выяснила, насколько остро стоит проблема неоплаченных поездок и как она решается.
Чем больше выбор на рынке такси, тем больше возможностей у недобросовестных клиентов. Мы все привыкли моментально оставлять свои жалобы на хамоватых водителей, писать отзывы и обсуждать плюсы и минусы разных сервисов с друзьями. Но водителям такси тоже есть, что сказать.
«Проблема неоплаченных поездок стоит очень остро: пассажиры творят, что хотят, не оплачивают поездки, а мы вообще никак не защищены», — рассказал Алексей, таксист из Самары, с которым корреспондент «Ленты.ру» познакомился во время одной из командировок.
Оказалось, что недобросовестные пассажиры придумали много способов лишить водителя честно заработанных денег. По словам Алексея, иногда клиенты, оказавшись на месте, просто выскакивают из машины или говорят, что у них не хватает наличных, и предлагают сделать перевод на карту или на телефон — только деньги так и не приходят.
«Еще недавно была популярна специальная программа в Телеграм, которая создавала фальшивый скриншот об оплате: клиент показывал его водителю, таксист думал, что платеж совершен, но деньги на карту так и не поступали», — рассказал Алексей.
По его словам, проблемы с оплатой, как правило, возникают поздно вечером у молодежи. Обычно это юноши, но в последнее время девушки тоже «стали понаглее». «Вот, последний случай, который произошел со мной: пассажирка сидела в машине целый час — не платила и не выходила. Мне кажется, она специально провоцировала меня на грубость, чтобы потом составить жалобу. Клиентка говорила, что кто-то вот-вот должен сделать перевод мне на карту, но денег я так и не дождался. За этот час я успел бы выполнить еще пять заказов. Я все могу понять, ситуации бывают разные, но почему страдать должны таксисты. Что я принесу домой после такой смены?!» — заявил водитель.
С таких клиентов, по мнению самарского таксиста, нужно в будущем принимать оплату только безналом — такая фишка недавно появилась у Яндекс.Такси. Клиент просто не сможет выбрать оплату наличными, если у него раньше были неоплаченные поездки.
«Лента.ру» провела собственное расследование и выяснила, что, по статистике, каждый седьмой водитель такси в России сталкивался с неоплатой со стороны клиентов.
Оказывается, если пассажир не заплатит за поездку, то ему вообще ничего не грозит. Ответственность за неоплату в данном случае подпадает под действие Гражданского кодекса — ст. 31 ФЗ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007. Закон дает право взыскать деньги с неплательщика через суд, но на практике этого, конечно, не происходит. Ведь чтобы зафиксировать правонарушение, придется удерживать пассажира в машине, вызывать полицию, дождаться оформления протокола. За это время таксист пропустит десяток вызовов и потеряет в разы больше, чем ему должен этот злосчастный клиент. При этом попытки удержать кого-то силой, угрозы физической расправы и тем более легкие телесные повреждения — это уже уголовные преступления. Получается, что водителю в любом случае проще и выгоднее смириться с убытком и отпустить клиента, который не хочет платить, на все четыре стороны.
«Проблема еще и в том, как доказать, что клиент не передал деньги при наличной оплате — это очень сложно. А еще один раз с меня списали комиссию, хотя за поездку я ничего не получил», — рассказал «Ленте.ру» Дмитрий из Петрозаводска.
«У нас молодежь чаще всего действует по такой схеме: в машину садится сразу несколько человек — их нужно доставить по нескольким адресам. И вот самый последний клиент внезапно обнаруживает, что денег у него нет, и хочет подняться в квартиру, чтобы их взять», — рассказывает Андрей из Ростова-на-Дону. Понятно, что оплаты в такой ситуации водителю не видать — клиент уходит и не возвращается.
«Поэтому, если компания, выбравшая оплату наличными, кажется мне подозрительной, я прошу их расплатиться сразу, а в случае отказа — просто отменяю заказ. Пусть жалуются, я все объясню. Опытный таксист сразу видит тех, кто собирается его обмануть», — говорит Андрей.
«Такой контингент был и какое-то время будет, — рассказал Сергей из Челябинска. — Это необязательно какие-то алкоголики и наркоманы. Встречаются и мамы с детьми: например, сказала, что отведет ребенка на занятия и сразу вернется, а сама уходит через другую дверь. И просто молодежь, у которой денег нет, а ехать надо. Чаще всего они дожидаются, пока водитель примет очередной заказ, а потом предлагают перевести деньги на карту — водитель не ждет зачисления, прощается и спешит на очередной вызов, а потом выясняет, что перевод так и не поступил. Но встречаются экстремалы, которые выходят из такси прямо на ходу». У Сергея подобные проблемы с оплатой возникают два-три раза в месяц. Однако платформы-агрегаторы, по его словам, в последнее время ищут способы защитить таксистов.
Казалось бы, черные списки непорядочных пассажиров должны спасти ситуацию. Но нет, сервисы по заказу такси не могут себе этого позволить. Конкуренция на рынке слишком высока — человек просто уйдет на другую платформу и продолжит вести себя так же. А зачем терять клиента, если можно создать условия, которые не позволят ему вести себя нечестно.
Бороться с неоплаченными поездками теперь помогают алгоритмы: сервисы заказа такси вводят систему фиксации случаев неоплаты. «Если клиент не оплатил поездку, то в дальнейшем он уже не сможет выбрать при заказе такси оплату наличными. Алгоритм запомнит его и оформит заказ только по безналу. Причем у таких пользователей оплата поездки спишется сразу после заказа машины. А если денег недостаточно, то заказ отменится сам», — рассказала «Ленте.ру» руководитель проектов по безопасности Яндекс.Такси, Екатерина Гладких.