В среде городского управления уже не первый год активно обсуждаются проблемы, связанные с отсутствием точного списка полномочий и обязанностей главного архитектора. Представители этой профессии рассказали «Ленте.ру» о трудностях работы и рассуждают о будущем своей сферы.
В системе городского управления должен быть человек, который отвечает за архитектуру и внешний облик городов. Однако официально человек на такой должности практически бесправен. Должность главного архитектора отсутствует в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих», каждый город самостоятельно устанавливает перечень обязанностей для своего архитектора, и это ведет к множеству недопониманий. Отсутствие должности в квалификационном справочнике — элемент общей беды. Должность не отражена в федеральных законах, ее нет в строительном кодексе. Выходит так, что в разных городах главные архитекторы могут заниматься абсолютно разными вещами.
«В каждом из регионов ситуация различная, есть своя специфика, потому что в одних случаях главные архитекторы подчиняются правительству, в других — подведомственным организациям, и от этого многое зависит», — объясняет ведущий архитектор ДОМ.РФ Бахтиёр Мирзакаримов.
Простыми словами — главный архитектор должен курировать городскую среду. «В начале 2000-х во многих городах сформировалась основа архитектурной деятельности, но на сегодняшний день она мало где сохранилась», — говорит главный архитектор города Бугульма Артем Цокур. По его словам, важно оставлять за архитектором города основной контроль развития городской среды. Помимо регламентов, связанных с землепользованием, строительной и проектной деятельностью, архитектор также курирует общественные мероприятия, городское озеленение, изменение облика городской среды, проектную деятельность для подачи на конкурсы и стратегическое планирование территории.
«Проблема неправильного распределения полномочий в целом не дает возможность курировать ход развития городской среды в комплексе, поэтому важно выводить должность главного архитектора отдельно», — подчеркивает Артем Цокур.
«Все это ведет к недостатку инструментов для реализации проектов и внедрения нужных изменений. В наших проектах мы работаем над тем, чтобы у коллег были необходимые компетенции для долгосрочного планирования и развития своих городов и регионов», — добавляет Бахтиёр Мирзакаримов.
Но не все представители этой должности испытывают подобные трудности. Главный архитектор города Ноябрьск Андрей Ключник считает, что это скорее в целом распространенное явление для любых профессий, когда реально выполняемая работа в той или иной степени расходится с должностной инструкцией. Но ему повезло — у него вполне четкая должностная инструкция.
«В случае должности главного архитектора все это усугубляется широтой различных направлений вовлеченности и, соответственно, сложностью формализовать это в должностной инструкции. В целом эффективность работы главного архитектора больше зависит от команды и от занимаемого места в структуре органов местного самоуправления. Если есть хорошая, укомплектованная команда и возможность доносить мысли, предложения и идеи напрямую главе города, то и результат будет», — отмечает эксперт.
В целом, по его мнению, главный архитектор нужен не везде. «В городах — скорее да, чем нет, а если это небольшие поселения, то там этот вопрос вполне может решаться по-другому, например, путем создания регионального центра компетенций, — подчеркивает Ключник. — Но если город относительно большой, имеет амбиции и хочет развиваться, то главный архитектор в нем должен быть».
В этом году ДОМ.РФ и Strelka Mag поговорили с 20 действующими и бывшими главными архитекторами, провели опрос среди 40 человек, занимающих эту должность, а также изучили архитектурное законодательство России, чтобы обозначить 10 ключевых проблем главных архитекторов, которые мешают им в полной мере влиять на архитектурный облик городов.
«Проблемы, затронутые в исследовании мне близки и понятны. Надеюсь, результаты исследования в дальнейшем поспособствуют развитию должности главного архитектора и помогут сделать ее более эффективной», — прокомментировал исследование Андрей Ключник.
Но при этом его несколько настораживает риск того, что на федеральном уровне, в рамках законопроекта «Об архитектурной деятельности в РФ», в стремлении дать четкие определения должность главного архитектора обезличат. Архитектор считает, что конкретный набор полномочий и обязанностей должен определяться на местах, с учетом специфики города и структуры органов местного самоуправления. Также, по его мнению, представляется чрезмерным формировать закрытый перечень специальностей для занятия должности главного архитектора. «Должность главного архитектора — это много рутинной работы с документами, законами, регламентами, городскими конфликтами и так далее, — поясняет Ключник. — Творческая часть в ней составляет далеко не главенствующую роль».
«Иной раз мне кажется, что со стороны все думают, что в управлении архитектурой сидят ребята с мольбертами и красками и что-то рисуют, что, конечно же, является заблуждением. Львиная доля работы сотрудников управления архитектуры — это работа с гражданами, документами, оказание муниципальных услуг», — добавляет эксперт.
По мнению Артема Цокура, основная проблема заключается в статусе должности главного архитектора. Кроме того, сейчас много, где сокращены отделы, регламенты и полномочия в разных структурах, что влияет на отсутствие взаимодействия в работе, начиная еще со стратегических документов, — допускается большое количество ошибок.
«Возможно, в скором времени на это обратят внимание и правильно сформируют отделы и должность главного архитектора для работы с городской средой и районом», — надеется Цокур.
Андрей Ключник описывает еще одну проблему — отсутствие достаточного количества правовых механизмов, чтобы в полной мере заниматься внешним обликом города. «Хотя, к счастью, в последнее время они появляются. Всегда найти причину, чтобы этим не заниматься, гораздо проще, чем искать возможности что-то сделать. Всегда можно сказать, что нет полномочий, и ничего не делать, и эту позицию сложно как-то оспорить», — говорит эксперт.
«Мы достаточно давно согласовываем внешний облик объектов, причем в обязательном порядке, в рамках получения разрешения на строительство. В целом одна из важнейших задач главного архитектора — формирование облика города. Это не означает, что он должен директивно определять внешний вид всех объектов, но создавать условия для формирования облика города, в том числе, через правила землепользования и застройки, дизайн-код, стратегии пространственного развития и другие инструменты, он должен», — отмечает Ключник.
В России в этом году появилась программа «Архитекторы.рф», которая помогает расширять компетенции архитектора до многофункционального специалиста. Теперь архитектором-градостроителем, управленцем, финансистом, пиарщиком и юристом может быть одновременно один человек.
«Основная цель программы "Архитекторы.РФ" — познакомить специалистов с лучшими примерами стандарта индустрии и погрузить в процесс изучения того, как сейчас занимаются городским планированием ведущие эксперты за рубежом и в России», — поясняет Бахтиёр Мирзакаримов.
«Есть очень много замотивированных специалистов, кто хочет развивать свои города и регионы действительно эффективно, поэтому в рамках программы организуются различные исследовательские поездки, в том числе, зарубежные, где проходят встречи с ведущими мировыми архитектурными бюро, а также мэрами, губернаторами, представителями администраций городов», — рассказывает ведущий архитектор ДОМ.РФ.
Эксперт отмечает, что программа направлена на то, чтобы у интересующихся коллег со всей России была возможность понять, как эффективнее выполнять свою работу, и применять эти знания для того, чтобы делать свои города лучше.
«Это очень полезная программа. Я очень рад, что мне удалось в нее попасть. Это открывает мир для архитектора по-новому, когда ты попадаешь в такое сообщество. Это очень важно, особенно для небольших городов, когда ты мало видишь, ограничена возможность обмена опытом, практически нет возможности обсудить профессиональные проблемы. А тут ты в команде с сотней человек, и они с тобой на одной волне, понимают и могут помочь, посоветовать, как решить ту или иную проблему. Всегда есть возможность поделиться и обменяться опытом», — рассказывает главный архитектор Ноябрьска.
«Сейчас мы видим, что архитектор — это кросс-дисциплинарная профессия. Она уходит от ответственности за внешний облик зданий и окружающий среды, в том числе дизайна, к гораздо более широкому спектру специальностей, — поясняет Бахтиёр Мирзакаримов. — Даже на примере главного архитектора города отлично продемонстрировано, что это должен быть человек, который одновременно отвечает как за архитектурные компетенции, так и за функции топ-менеджера с целью удовлетворить запрос всех стейкхолдеров — жителей города, администрации, инвесторов — и планировать дальнейшее развитие».
«Именно эта многопрофильность — отличительная черта текущих изменений в профессии, и проекты, которые реализует ДОМ.РФ, дают наглядно понять, как ориентироваться в этих изменениях. Мы, в частности с помощью бесплатной программы "Архитекторы.РФ" стараемся предоставить доступ к нужным знаниям всем интересующимся специалистам, чтобы они могли более эффективно решать свои задачи», — подчеркивает Мирзакаримов.
«Очень радует, что сегодня о нашей работе много говорят, многое меняется. Понимание важности и нужности этой профессии сегодня растет. Это заметно даже по законодательным инициативам, в частности, по программе "Архитекторы.рф"», — резюмирует Андрей Ключник.