5 января 2022 года исполнилось бы 90 лет Раисе Горбачевой — любимой супруге первого и последнего президента Союза Михаила Горбачева и самой эффектной женщине позднего СССР. Уроженка глухой провинции, она знала иностранные языки и неизменно сопровождала высокопоставленного мужа в зарубежных поездках. Как поговаривали, Раиса имела особое влияние на своего супруга. Поклонники считали ее эталоном советской женщины, недоброжелатели — капризной барыней, пользующейся привилегиями Горбачева. Жизнь единственной первой леди, которую знали советские люди, — в материале «Ленты.ру».
Михаил Горбачев работал с детства. Подростком он трудился в колхозе, освоил вождение комбайна на машинно-тракторной станции и за успехи в уборке зерновых получил орден Трудового Красного Знамени. Благодаря высокой награде юношу приняли на юрфак МГУ без экзаменов.
Учеба в главном советском вузе круто изменила жизнь комбайнера Миши из села Привольное. Здесь он приобрел верного друга — будущего идеолога Пражской весны Зденека Млынаржа, в какой-то степени повлиявшего и на идеи советской перестройки.
Здесь же он нашел и подругу — уроженку алтайского Рубцовска Раису Титаренко, которая училась на более престижном философском факультете. Молодых людей как магнитом тянуло не только к знаниям, но и друг к другу. Через несколько лет после знакомства Михаил и Раиса сыграли свадьбу в диетической столовой студенческого общежития на Стромынке.
«Попав в Москву, я твердо решил, что все пять лет пребывания в МГУ будут отданы только учебе. Никаких "амуров". И надо отдать должное сокурсницам, они довольно быстро интуитивно почувствовали это, во всяком случае, к разряду "женихов" не относили. Да и я был абсолютно уверен в том, что выстою. И вот... С этой встречи для меня начались мучительные и счастливые дни», — вспоминал Горбачев в своих мемуарах «Жизнь и реформы».
Раиса всегда казалась спокойной и сдержанной. Ее видели в гневе лишь однажды: как-то она очень разозлилась на женщину, которую все считали карьеристкой. Плакала Раиса тоже всего один раз, когда с ней порвал юноша, которого она считала своим женихом.
С Горбачевым ее сближала не только учеба. Оба имели родственников, пострадавших в эпоху Большого террора. Репрессированные деды Михаила смогли пережить допросы и заключение, а дед Раисы по материнской линии Петр Парада был расстрелян в 1937 году после вердикта «троцкист». Справку о его реабилитации семья жены Горбачева получила лишь в январе 1988-го.
Американский историк Уильям Таубман, написавший биографию Горбачева, назвал Раису Максимовну умной женщиной, наделенной хорошим вкусом, — пусть даже 45-я первая леди США Нэнси Рейган считала по-другому. Еще в молодости жена Горбачева любила красивую одежду и, по словам супруга, до 30 лет не красила губы. Это была девушка «изящная, очень легкая, с русыми волосами», но чрезвычайно серьезная.
Как вспоминали ее соседки по общаге, Раиса заплетала волосы в косички и укладывала их на голове короной. Одежды у нее было немного, но выглядела она как обладательница обширного гардероба.
«Выглядеть хорошо во всех случаях — было для Раисы какой-то внутренней потребностью. За все наши с ней последующие годы Раиса никогда утром не появилась передо мной в расхристанном виде», — говорил Михаил Сергеевич, который спустя четыре года после их свадьбы стал заботливым отцом.
Что отличало эту супружескую чету от миллионов соотечественников, так это неуемная страсть к книгам и языкам. Горбачевы постоянно совершенствовали свой немецкий.
После учебы Горбачев вернулся на Ставрополье, где поступил на партийную работу и начал свое стремительное восхождение по служебной лестнице. В 1967 году Раиса Максимовна защитила диссертацию по социологии с присвоением степени кандидата философских наук. Она занялась педагогической работой в должности доцента, проводила социологические исследования в районах края.
Ей даже предложили возглавить кафедру, но на семейном совете Горбачевы решили отказаться, опасаясь сплетен недоброжелателей: те могли связать повышение жены с карьерными успехами мужа. А слухи ходили разные. К примеру, судачили о родственных узах Раисы Максимовны с Андреем Громыко, Михаилом Сусловым и знаменитыми учеными.
«Жизнь наша была чрезвычайно наполненной и, как нам казалось, имеющей большой смысл и значение. Жили дружно, помогая друг другу во всем. Наши доходы выросли, материально стали жить лучше. Появилась возможность обустроить двухкомнатную квартиру, полученную в 1960 году. Купили телевизор "Электрон", а до того обходились радиолой», — вспоминал Горбачев.
Единственная дочь Ирина унаследовала от родителей интеллект и окончила школу с золотой медалью.
Горбачевы всегда любили путешествовать. В 1971-м они побывали в Италии, восхищались Римом и слушали певицу Мильву на фестивале в Турине. Супругов интересовали не только исторические памятники, но и повседневная жизнь простых итальянцев. Раиса Максимовна с интересом смотрела, как одеты люди, чем питаются и как живут.
После избрания Горбачева секретарем ЦК КПСС и переезда в Москву в 1978 году она читала лекции в МГУ. Когда же в марте 1985-го Михаил Сергеевич стал генсеком, Раиса Максимовна сосредоточилась на обязанностях первой леди: сопровождала его в поездках по стране и миру, чего не делала ни одна из ее предшественниц, занялась общественной и благотворительной деятельностью. Современники подчеркивали элегантность Горбачевой, изысканность ее манер. Хотя хватало и тех, кто критиковал первую леди за надменность и высокомерие.
Ветеран спецслужб Александр Коржаков, известный прежде всего как начальник службы безопасности Бориса Ельцина, в 1980-е успел проработать около двух недель в качестве охранника Горбачева. Он же описал барские замашки Раисы Максимовны: супруга первого лица активно вмешивалась во все хозяйственные дела, руководила перестановкой мебели в кремлевском кабинете мужа. Ходила по Большому Кремлевскому дворцу и пальцем указывала: это отремонтировать, а это — заменить. Однажды Горбачева и вовсе заставила начальника девятого управления КГБ генерала Юрия Плеханова передвигать тяжеленные бронзовые торшеры в присутствии подчиненных.
Если верить Коржакову, шестикомнатная квартира Горбачевых на Ленинских (Воробьевых) горах отличалась неслыханной роскошью: «Спальни французских королев, славившиеся изысканностью и богатством, поблекли бы рядом с будуаром Раисы Максимовны. К спальне примыкал не менее роскошный санитарный блок с ванной, туалетом, биде, раковинами разных размеров. За этим блоком, как ни странно, был расположен точно такой же, словно двойник, но выполненный в другой цветовой гамме. Поэтому, увидев еще одну спальню, точь-в-точь как предыдущую, я уже не удивился. У жен генеральных секретарей, похоже, свои причуды».
Спальный гарнитур Горбачевых из карельской березы с изящной инкрустацией очень понравился жене Бориса Ельцина Наине. Поэтому после отставки Михаила Сергеевича эту мебель перевезли на личную дачу Ельциных, прихватив и встроенный кухонный гарнитур.
Еще одна причуда Раисы Максимовны, на которую обратил внимание Коржаков, — она выбирала себе охранников по фотографиям, стараясь приблизить более симпатичных сотрудников. Адъютанты докладывали ей последние новости, а один из них носил за Горбачевой дамскую сумочку.
В 1999 году у Горбачевой обнаружили лейкемию — клональное злокачественное заболевание кроветворной системы. Выдвигались предположения, что болезнь явилась следствием ядерных испытаний в Семипалатинске в 1949 году (Раиса Максимовна тогда училась в школе в башкирском Стерлитамаке) или радиоактивного облучения в ходе посещения Чернобыльской АЭС в 1986-м.
Несомненно, негативную роль сыграл психологический стресс во время заточения в Форосе в августе 1991 года. Как утверждали Горбачевы, она тогда перенесла микроинсульт, произошло ухудшение зрения и расстройство речи.
Спасти Раису Максимовну в 1999-м пытались лучшие врачи Германии. Ее состояние стремительно ухудшалось, медики давали крайне сдержанные прогнозы. После курса химиотерапии пациентка почувствовала себя лучше. Однако вскоре случилось ухудшение. Экс-первая леди СССР скончалась 20 сентября 1999-го, не приходя в сознание. Ей было только 67 лет.
После мучительной смерти любимой жены Горбачев сказал: «Конечно, я виноват. Это я ее угробил».
Михаил Сергеевич тяжело переживал утрату и, кажется, так до конца и не смирился с болью.
Несколько лет спустя о Раисе Максимовне довольно емко высказался яркий представитель ее поколения, профессор и первый мэр Москвы Гавриил Попов: «Это была выдающаяся женщина, настоящая шестидесятница. Окончить на отлично философский факультет МГУ и получить рекомендацию в аспирантуру девушке без связей — это дорогого стоит. Скажем прямо, в культурном отношении она превосходила мужа. Это и сам Михаил Сергеевич понимал. Он ее любил, ценил и, скрывать тут нечего, постоянно с ней советовался».