В 2022 году в России начнет работу уникальная арктическая платформа «Северный полюс» — научно-исследовательское судно для круглогодичного комплексного мониторинга в высоких широтах. Платформа будет вмерзать в лед и дрейфовать в Арктике, позволяя ученым вести на ней исследования. Она станет преемницей дрейфующих полярных станций — советского ноу-хау, придуманного в далеком 1929 году. Одна станция сменяла другую на протяжении многих лет, пока в 2013 году точку в их истории не поставило глобальное потепление. Историю советских и российских арктических дрейфов, на смену которым приходит новейшая платформа «Северный полюс», вспомнила «Лента.ру».
Автором идеи дрейфующих полярных станций в 1929 году стал Владимир Визе — исследователь из Петербургского арктического института. Визе придумал по-настоящему дешевый и эффективный способ исследования Арктики.
Его идея была проста: на специально подобранную арктическую льдину устанавливали станционные домики и оборудование, которое в конечном итоге стоило куда меньше, чем, к примеру, путешествие на ледоколе. Именно благодаря дрейфующим станциям российские, а позже и советские ученые получили возможность исследовать Арктику круглый год.
Самую первую дрейфующую экспедицию, которая начала работу 21 мая 1937 года, назвали «Северный полюс» — это название стало традиционным и позже присваивалось всем полярным станциям: менялись лишь порядковые номера. Первым дрейфом руководил герой Гражданской войны Иван Папанин.
Он и остальные участники экспедиции получили ученые степени доктора географических наук, а также были избраны почетными членами Всесоюзного географического общества. Но следующую станцию — «Северный полюс-2» — установили на льдине лишь 13 лет спустя, в 1950 году: сказались внутренние проблемы страны и война.
Однако с середины XX века полярные дрейфы в СССР стали организовывать ежегодно.
Работа полярных станций помогала уточнять маршруты атомных субмарин: полярники контролировали гидроакустические установки, отвечавшие за обнаружение подлодок противника. Кроме того, дрейфы участвовали в подготовке возможных налетов советских стратегических бомбардировщиков на США через Северный полюс.
Если в первый раз работе дрейфующих полярных станций помешала Великая Отечественная война, то во второй раз она прервалась из-за распада СССР. После того как в июле 1991 года закончила свою работу станция «Северный полюс-31», в Росгидромете решили приостановить регулярные исследования Арктики с использованием дрейфов.
Официальной причиной стала доктрина, согласно которой исследования Крайнего Севера без участия человека более эффективны.
Возможность вновь поднять российский флаг над Арктикой появилась лишь в 2003 году. Тогда финансировать новую экспедицию согласился Центр пропаганды, развития и освоения территорий Арктики и Антарктики «Полюс». Чтобы весь проект окупился, центр пошел на сотрудничество с туристической компанией «Тур Лэнд» — она занялась организацией дорогостоящих арктических туров.
Но тогда, в 2003 году, организовать поездку туристов к полюсу так и не удалось — и полярникам в итоге пришлось обратиться за дополнительной помощью к государству. Дрейфующую станцию «Северный полюс-32» курировал лично вице-спикер Госдумы от фракции «Единая Россия» и президент Ассоциации полярников России Артур Чилингаров.
26 апреля 2003 года 12 участников проекта (в основном сотрудники Санкт-Петербургского арктического и антарктического НИИ) высадились на предварительно подобранной льдине толщиной 2,5 метра и размером 0,5 на 9 километров.
Научная экспедиция «Северного полюса-32» исследовала механизмы взаимодействия океана с атмосферой и по плану должна была завершиться 20 марта 2004 года, однако 3 марта льдина, на которой базировалась станция, раскололась. Никто из 12 участников экспедиции не пострадал, но под воду ушли шесть домиков полярников, снегоход и два трактора.
Члены экспедиции сразу связались с пограничниками и запросили экстренную помощь. 6 марта вертолет Ми-26 Архангельского авиаотряда переправил полярников на Шпицберген, откуда они вылетели на материк.
В последующие годы в Арктике дрейфующие полярные станции работали постоянно. При этом часть экспедиций заканчивалась спасательными операциями: льдины, на которых находились станции, начинали раскалываться. Конечно, полярники — люди героической профессии — изначально были готовы к таким ситуациям. Но все равно их жизни раз за разом оказывались в опасности.
Даже самая первая дрейфующая станция — папанинская — была уничтожена торосами в феврале 1938 года: тогда четверых зимовщиков эвакуировали ледоколами. В январе 1966 года льдина, на которой находился «Северный полюс-14», столкнулась с островом Жанетты и начала крошиться, а в начале февраля развалилась полностью, натолкнувшись на остров Генриетты. На этот раз полярников эвакуировали вертолетами.
В 1986 году участники научно-спортивной экспедиции «Комсомольской правды» были вывезены с лишившейся аэродрома станции летчиком Сергеем Горбиком, которому удалось посадить самолет на обломке льдины длиной всего 350 метров. Наконец, последняя советская станция «Северный полюс-31» закончила свою работу после того, как попала в теплые течения, и льдина начала стремительно таять.
Несмотря на все эти сложности, почти 80 лет специалисты изучали закономерности формирования и развития природных процессов региона. Однако последствия глобального потепления сделали работу на дрейфующих полярных станциях слишком опасной. Примером тому стала история станции «Северный полюс-40», которая стала последней в своем роде.
Станцию «Северный полюс-40» создали на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана в октябре 2012 года. Cтанция была организована несколько севернее 85 градуса северной широты и на уровне 142 градусов восточной долготы. В задачи команды станции из 16 человек входило наблюдение за состоянием окружающей среды, метеорологические наблюдения и испытания научных приборов.
Дрейфующая станция переместилась более чем на 1700 километров, однако в тот момент, когда «Северный полюс-40» находился вблизи экономической зоны Канады, полярники оказались в опасности.
Изначально окончание работы «Северного полюса-40» было запланировано на август, но из-за внештатной ситуации полярникам потребовалась досрочная эвакуация. 23 мая Сергей Донской, в то время возглавлявший Минприроды, отдал распоряжение в трехдневный срок разработать план спасательной операции.
31 мая на помощь полярникам из Мурманска вышел ледокол «Ямал», который вскоре снял их с остатков льдины. К концу июня полярники высадились на Северной Земле рядом с мысом Баранова, чтобы расконсервировать оставленную там больше 20 лет назад исследовательскую станцию и продолжить работу по изучению атмосферы и океана Арктики. Часть участников экспедиции «Северный полюс-40» осталась на борту ледокола и отправилась домой.
После экстренного завершения этого дрейфа стало очевидно, что условия в Арктике изменились и высаживать там людей на лед стало небезопасно. Однако проводить арктические исследования по-прежнему было необходимо. Решение этой проблемы нашли несколько лет спустя: им стала уникальная платформа, получившая традиционное название «Северный полюс».
Церемония резки металла для строительства платформы «Северный полюс» проекта 00903 состоялась на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге три года назад — 20 декабря 2018 года. Заказчиком создания уникального дрейфующего ледостойкого самодвижущегося судна стал Росгидромет.
По расчетам конструкторов, «Северный полюс» сможет развивать скорость до десяти узлов и будет два года дрейфовать в Северном Ледовитом океане. Длина платформы — 83,1 метра, ширина — 22,5 метра, водоизмещение — более десяти тысяч тонн. Она имеет взлетно-посадочную площадку для вертолетов Ми-8 и Ми-38, специальную яйцевидную форму, которая позволит минимизировать воздействие льда, и особо прочный корпус из редкой стали.
Зимовка на платформе будет проходить при экстремальной температуре ниже 50 градусов. Экипаж «Северного полюса» будет состоять из 14 человек, а научная экспедиция — из 34 ученых. По мнению специалистов, новая российская платформа по-настоящему уникальна, но ее необычная яйцевидная форма неожиданно стала поводом для международной дискуссии.
В декабре 2020 года американское издание The Drive написало о «Северном полюсе», что «новое российское арктическое исследовательское судно может стать самым уродливым кораблем из всех, что мы видели». Впрочем, на выпад американцев вскоре ответил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров.
По словам Макарова, при проектировании платформы «вдохновлялись знаменитой шхуной Fram, которая была построена специально для вмораживания во льды и прекрасно себя показала в течение трех лет арктического дрейфа норвежской полярной экспедиции [исследователя Фритьофа Нансена — прим. «Ленты.ру»]».
После отказа от использования дрейфующих полярных станций исследователи перестали получать точные данные о состоянии природы на Севере. Однако запуск платформы «Северный полюс» призван исправить эту ситуацию.
Исследователь сообщил, что на борту «Северного полюса» расположится шестнадцать лабораторий, которые будут оборудованы современной техникой. Единая программа исследований позволит создать точные климатические модели и повысит уровень поддержки безопасной навигации на Севере.
Продукты и одежду для жизни полярников на платформе будут доставлять авиацией. По словам Макарова, срок службы «Северного полюса» составляет 25 лет, но его можно увеличить до 30-40 лет, чтобы проводить долгосрочные эксперименты и исследования. При этом варианты использования платформы могут быть самыми разными.
Один из них 3 сентября 2021 года обозначил президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ).
Глава государства указал, что Россия в настоящее время возглавляет Арктический совет, и предложил организовать международную экспедицию в высокие широты Арктики. Базой экспедиции, по его словам, станет дрейфующая научная станция «Северный полюс». Так что перспективы у уникальной российской платформы явно очень интересные.