В мятежном, голодном и холодном январе 1921 года 100 лет назад в Большом зале консерватории прошел первый концерт, организованный Московской филармонией. Формально она была создана раньше — по инициативе наркома просвещения молодой республики Анатолия Луначарского, но историческим считается именно это событие. С того момента Московская филармония открывает любителям музыки не только российскую и советскую музыкальную культуру, но и мировую. На ее площадках выступали великие отечественные и зарубежные музыканты, без преувеличения, нескольких эпох — от Игоря Стравинского и Артура Рубинштейна до Юрия Башмета и Дениса Мацуева. Организованные филармонией гастроли известных мировых коллективов, таких как оркестр Венской филармонии, камерный оркестр театра Ла Скала, Лондонский симфонический оркестр, всегда вызывали у любителей музыки настоящий восторг. Великие премьеры, новые имена, которые становились великими, великая музыка — это то, с чем уже столетие неразрывно связана Московская филармония. О юбилейных концертах и о том, почему среди филармонической публики, несмотря на сложный для рядового слушателя репертуар, становится все больше молодежи, — на «Ленте.ру».
В юбилейные дни 100-летия Московской филармонии программу русской музыки с огромным успехом представил в концертном зале имени Чайковского Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Стоит отметить, что музыкальная династия Коганов тесно связана с историей филармонии, а знаковые выступления ее родоначальника Леонида Когана, одного из самых ярких представителей советской скрипичной школы, проходили именно в Московской филармонии.
Советский и российский скрипач и дирижер, народный артист России Павел Коган рассказал «Ленте.ру», что бывал на симфонических концертах в Московской филармонии «сколько себя помню». Павел Коган вспомнил «потрясающий момент, когда приподнялся железный занавес и к нам стали приезжать великие исполнители, дирижеры, оркестры симфонические и оперные театры». По его словам, еще в детстве он слышал в Большом зале Московской консерватории почти всех выдающихся исполнителей современности, которые приезжали в СССР.
А в 12 лет юный музыкант уже выступил сам на этой сцене в ансамбле с родителями как скрипач. Было это в 1964 году, так что его тесное сотрудничество с Московской филармонией длится уже 58 лет. И каждый раз, по его словам, это огромная ответственность перед слушателями.
«Филармонические концерты проводятся в лучших залах Москвы, которые всегда занимали достойнейшие, если не сказать одни из первых мест в мире. И, конечно, я уже приучен и привык, вся моя жизнь говорит о том, что каждый филармонический концерт в Москве, каждый без исключения — это огромная ответственность», — рассказал Павел Коган.
В последние выходные января в музыкальном мире случилось еще несколько масштабных событий, посвященных юбилею филармонии.
В субботу, 29 января, в день 100-летия Московской филармонии в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт-реконструкция торжественного открытия филармонии вековой давности. Как и сто лет назад, концерт начался в два часа пополудни, в том же самом месте, и программа его полностью повторяла историческую.
Как и тогда, прозвучали Девятая симфония Людвига ван Бетховена, сочинения для хора Михаила Ипполитова-Иванова и Сергея Танеева, Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова и «Поэма экстаза» Александра Скрябина. Исполнили историческую программу ведущие российские музыканты нашего времени: Академический симфонический оркестр Московской филармонии с дирижером Юрием Симоновым, Денис Мацуев, Хибла Герзмава, Агунда Кулаева, Сергей Романовский, Алексей Тихомиров и Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова с дирижером Геннадием Дмитряком.
Судя по живой и теплой реакции зрителей, горячо аплодировавших после каждого номера, программа концерта не потеряла своей актуальности и по-настоящему трогает. Руководитель Московской филармонии Алексей Шалашов после концерта в разговоре с ТАСС отметил, что «эти великие сочинения были одними из самых важных в той музыкальной общественной жизни, и сегодня те же авторы остаются любимыми и почитаемыми».
Позднее в этот же день празднование продолжилось в концертном зале имени Чайковского, где в сопровождении Российского национального молодежного симфонического оркестра выступили Денис Мацуев, Даниил Трифонов, Юрий Башмет, Максим Венгеров и многие другие. Дирижировал концертом ярчайший дирижер современности, получивший мировое признание и внесший большой вклад в развитие молодежных оркестров, глава Мариинского театра Валерий Гергиев.
К сожалению, из-за ковидных ограничений в Москве не смогли выступить Анна Нетребко с мужем и музыкальный руководитель Парижской оперы маэстро Густаво Дудамель. Звездный музыкальный вечер транслировался онлайн на сайте филармонии, в сообществе филармонии в сети «ВКонтакте» и на платформе Medici.tv, его посмотрели многие тысячи любителей музыки со всего мира.
Все годы своего существования Московская филармония стремилась не только открывать новые и не забывать старые яркие имена, для сотрудников и музыкантов всегда было важно сформировать у своей публики художественный вкус, чувство прекрасного, правильно ориентировать в мире чарующих звуков.
За последнее время благодаря Московской филармонии российские любители музыки услышали почти все лучшие оркестры мира. В Москве выступили оркестры Берлинской филармонии, амстердамского Концертгебау, лейпцигского Гевандхауса, Чикагского филармонического, выдающиеся дирижеры Клаудио Аббадо с оркестром Люцернского фестиваля и Марис Янсонс с оркестром Баварского радио. Не найдется, пожалуй, ни одной мировой знаменитости в сфере симфонической музыки, не выступавшей на сценах Московской филармонии.
По словам Павла Когана, несмотря на то, что «время идет, это закономерно и необходимо, есть неуходящие ценности, которые необходимо оберегать, сохранять и доносить до следующих поколений в максимально неискаженном виде — это очень важно». По его мнению, пойти на поводу у недостаточно искушенной аудитории, не получившей большого слушательского опыта, и перестать исполнять произведения гениальных авторов, серьезных авторов, перейти на музыку легкого жанра, — очень опасная тенденция.
Публика, считает он, «особенно начинающая, молодая, нуждается в воспитании, и воспитывать ее нужно очень бережно, очень тщательно, продуманно». Он уверен, что делать это надо на самых лучших примерах произведений и, конечно, при этом демонстрировать высокий уровень исполнительства.
По мнению музыканта, «необходимо сохранять традиции и стараться, чтобы наше сегодняшнее время не воспринималось впоследствии как приведшее к упадку»: «Я говорю об уровне исполнения, о широте репертуарного плана. Сейчас, как дирижер симфонического оркестра, я считаю совершенно необходимым, чтобы исполнялись гениальные творения величайших композиторов, для которых нужно иметь определенный слушательский опыт».
К таким творениям маэстро относит произведения Шостаковича, Брукнера, Малера, Рихарда Штрауса «и, конечно же, всей мировой музыкальной литературы».
Сегодня Московская филармония — одна из крупнейших концертных организаций в мире, ценимая музыкальными исполнителями самого высокого уровня. Несмотря на порой сложный для неискушенного зрителя репертуар, до пандемии абонементы в Московскую филармонию разлетались за несколько часов со штурмом касс. А на первый локдаун, когда в концертную программу организации вмешался ковид, здесь живо отреагировали проектом «Домашние сезоны». Тогда музыканты играли в пустом зале с видеокамерами, установленными по периметру. Прямые трансляции этих концертов посмотрели более 13 миллионов человек.
Павел Коган с радостью отмечает, что в последние годы молодежи на симфонических концертах становится все больше. Безусловно, в том, что это происходит, есть большая заслуга главной филармонии страны.
В залах Московской филармонии реализуются просветительские проекты, привлекающие большое количество молодой аудитории, такие, например, как «Мама, я меломан». А целые циклы музыкальных программ посвящены современным композиторам, авторам музыкальных произведений последних десятилетий. Кроме того, аншлаговыми для молодежи становятся и оперы в концертном исполнении.
Для популяризации академического искусства здесь вовсю используют и цифровизацию. Организованы прямые трансляции концертов в HD-качестве, а с 2014 года Московская филармония стала одним из ключевых участников проекта Всероссийского виртуального концертного зала.
Три года назад при поддержке президентского гранта Московская филармония стала создателем и куратором проекта Российского национальный молодежного симфонического оркестра. Это уникальный музыкальный коллектив, крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, решающий художественную, образовательную и просветительскую задачи. В составе оркестра — 117 исполнителей из 42 регионов России.
После юбилейного концерта-реконструкции в Большом зале Московской консерватории свою любовь к классике корреспонденту «Ленты.ру» объяснил восемнадцатилетний студент-первокурсник РХТУ имени Менделеева Арсений Шутов, который, по его словам, не только слушает много современной музыки, но и пишет ее. Он рассказал, что если раньше современное звучание могло по-настоящему удивить, то сейчас «в связи с его изобилием хочется украсить свою жизнь классическими нотами».
Сегодня, по его мнению, классическая музыка дает возможность переосмыслить отношение к современной, потому что даже ее лучшие образцы «находятся так или иначе на уровень ниже классики». Будущий химик-технолог уверен, что причина успеха Московской филармонии, которую он начал посещать еще в шестилетнем возрасте с мамой и бабушкой, в том, что «здесь всегда лучшие играют лучшее в лучших залах». Поэтому, по его словам, «несмотря на то, что эта музыка заставляет тебя включать мозги, и с первого раза часто трудно понять всю ее глубину, к ней хочется возвращаться».