За последние несколько лет, несмотря на пандемию коронавируса, путешествия были возведены в настоящий культ. Благодаря влиянию интернета и социальных сетей, теперь почти любая профессия так или иначе связанная с поездками по миру считается работой мечты. Однако далеко не каждый знает, что путь к этой мечте может быть очень долгим, а красивая обертка зачастую результат кропотливого труда. Россиянка Алеся несколько лет назад устроилась стюардессой на роскошную яхту королевской семьи и объездила полмира. Она рассказала «Ленте.ру» о том, чем живут члены экипажей на подобных судах, сколько зарабатывают девушки-стюардессы и почему в этой должности никогда нельзя расслабляться.
Вот уже больше трех лет моя жизнь неразрывно связана с королевской яхтой, но путь к профессии стюардессы на частном судне был долгим и тернистым. Первый раз работать в море я ушла почти восемь лет назад. До этого была сотрудницей обычного торгового центра в Санкт-Петербурге, но как-то раз в интернете случайно наткнулась на объявление «Требуются продавцы-консультанты в магазин Duty Free на пароме» и решила рискнуть.
Поскольку опыта у меня не было, пришлось в течение четырех дней пройти испытательный срок. Когда первый раз попадаешь на такой огромный корабль, сразу теряешься, не понимаешь куда идти и путаешься в названиях — корма, нос, правый борт, левый борт. Для новичка это очень трудно.
Я, например, не знала, что члены экипажа не имеют права заходить в пассажирскую зону, у них есть свои коридоры, по которым они могут передвигаться, — крюзо. А на второй день я забыла где находится крюме (столовая для членов экипажа) и пошла есть в пассажирскую зону.
В общем, перепутала все на свете, потому что корабль был действительно огромным — 360 метров в длину, девять палуб и десятая — вертолетная площадка.
Тем не менее когда испытательный срок подошел к концу, менеджер подозвал меня и сказал, что из всей группы новичков, а со мной тест проходили 11 человек, я подхожу им больше всего. После этого меня отправили на обучение, я получила паспорт моряка, и дальше все закрутилось. Сначала короткие контракты на две недели, потом на 20 дней, а затем на полгода или девять месяцев.
Конечно, в моей истории присутствовал элемент удачи. Я всегда всем говорю, что нужно родиться под счастливой звездой. Тем не менее нужно понимать, что такая работа — это не столько развлечения и поездки, сколько тяжкий труд. Не каждая девушка может выдержать без семьи девять месяцев на судне.
Бывало даже, что некоторые девушки разрывали контракты после двух-трех месяцев. Понимали, что не справляются, говорили, что больше никогда в жизни не пойдут работать в море, потому что это — адский труд. Некоторые компании в таком случае требуют платить неустойку, а некоторые прощают, тут уже зависит от руководства.
У меня после второго парома тоже было сильное выгорание. К тому моменту я на судне провела полтора года без выходных. Я честно обо всем поговорила с менеджером, попросила отпустить меня после завершения контракта, и он меня поддержал.
После этого разговора мне стало легче — я спокойно отработала две недели, а затем поехала домой. Рекрутер спрашивал меня, захочу ли я вернуться обратно на паром, но тогда я и сама не знала ответ. Все, что мне было нужно, — это отдых.
После долгожданного отпуска я задумалась о работе в море, и тогда удача снова повернулась ко мне лицом. Бывшая коллега позвонила и радостно сообщила, что у нее есть для меня заманчивое предложение — работа на яхте. Тогда я даже представить себе не могла, что это значило, но согласилась из любопытства, сделала хорошее резюме на английском, отправила его и стала ждать.
Через две недели одна из королевских яхт захотела взять меня стюардессой. «Сегодня с вами свяжется капитан. Вы должны быть готовы пройти интервью на английском языке. Попытайтесь произвести впечатление», — произнесла рекрутер по телефону.
К слову о языке. Хочется сказать, что лучшее его изучение — это практика, общение вживую. Дело в том, что на пароме я практически не разговаривала на русском, поскольку из пассажиров всего процентов десять были россиянами. В основном билеты на паром приобретали американцы, французы, немцы и другие европейцы. Поэтому за время работы, общаясь с людьми, мне удалось хорошо выучить разговорную речь.
В конце интервью капитан яхты сказал, что готов сделать мне предложение о работе, выслать необходимые документы и билеты, поскольку судно находилось в другой стране. Однако сразу на королевскую яхту не попасть — сначала каждый кандидат должен пройти испытательный срок в течение двух месяцев, чтобы команда и владельцы могли оценить, насколько им подходит человек.
Важно понимать, что стать стюардессой на яхте, тем более королевской, а не чартерной, может далеко не каждый. Хотя бы потому, что стюардессам необходимо знать уйму вещей и разбираться практически во всем. В этом плане мне тоже немного повезло, поскольку на пароме я постоянно проходила обучение.
Раз в неделю к нам приходили преподаватели из организации Heinemann (самая крупная компания, которая занимается поставкой товаров в магазины duty-free) и проводили различные тренинги. Например, так я научилась различать хорошее вино, парфюмерию, табачные изделия. Кроме того, мне удалось получить знания о правильной сервировке стола, подаче блюд и так далее. В общем, опыт на пароме в этой истории был очень полезным.
Впервые оказавшись на королевской яхте, я испытала непередаваемый шок. Обычно при слове «яхта» в моей голове возникала ассоциация с маленькими корабликами, которые ходят в Санкт-Петербурге по Неве. Но на деле это было шикарное судно гигантских размеров.
Весь интерьер, все детали убранства — очень дорогие и брендовые, вплоть до тапочек, банных халатов и полотенец Hermes. Каюты отлично оборудованы — туалет, большая душевая кабина, сауна, огромная кровать, несколько шкафов и многое другое. Причем у владельца судна комната самая большая, примерно 16-20 метров, и пространство там поделено на мужскую и женскую зону.
Конечно, на такой гигантской яхте и работа будет тяжелее. На весь корабль нас всего две стюардессы, еще есть капитан, офицерский состав, боцман, главный инженер и шеф-повар.
Каждую каюту, зону экипажа и салон убирают стюардессы. Также мы накрываем на стол, подаем завтрак и организуем все остальные приемы пищи. Если гости выходят в город, нужно составить им маршрут, найти достопримечательности, которые могут заинтересовать. Стирка и глажка тоже входит в обязанности. Ну а если есть дети, то, помимо всего прочего, могут попросить быть еще и няней.
Поэтому первые две недели мы со второй стюардессой просто зубрили книжки, чтобы не облажаться и не провалить испытательный срок. Ведь когда имеешь дело с очень дорогими материалами, необходимо знать даже нюансы уборки: например, многое на яхте сделано из настоящего дерева, а столовые приборы — из серебра, так что в посудомоечной машине мыть их нельзя.
Когда теория закончилась, наступило время перейти к практике, и ошибки были исключены. Тем не менее первая встреча с королевской семьей прошла не очень гладко. Я сильно волновалась, не знала, как себя вести, как правильно здороваться. Бывает и такое, что стюардессу могут уволить просто за то, что владельцам не понравилось как она улыбнулась. Тогда экипаж сразу прощается с девушкой.
Когда члены семьи первый раз взошли на палубу, мы поприветствовали друг друга, а капитан поцеловал им руки. «Что он делает? Нам что, тоже надо?» — спросила я у своей коллеги, новенькой.
«Лесь, я не знаю, давай просто продолжим улыбаться и приветствовать», — прошептала она тревожным голосом. Только потом, когда гости покинули борт, нам объяснили, что именно так надо было здороваться с владельцами судна — целовать им руки. Но эту оплошность нам простили.
График у нас ненормированный. Если гости находятся на яхте, то работать мы можем и по 12, и по 17 часов. Так сказать, до последнего клиента — пока последний гость не ушел в каюту спать. Если семьи нет и яхта стоит в марине, то рабочий день порой длится с 8 утра до 3 часов дня, а дальше — свободное время. Есть еще и выходные, но только если владельцев нет на яхте. Также есть вахтовые дни — когда несешь вахту 24 часа и в течение этого времени не имеешь права покидать судно.
Как и на пароме, у сотрудников яхты есть контракты на определенное время и отпуск, оплачиваемый и неоплачиваемый. Это уже зависит от владельца судна — если он захочет закрепить и сохранить за собой одних и тех же членов экипажа, то отпускные будут.
Зарплата у яхт-стюардесс варьируется от тысячи долларов до пяти тысяч долларов или евро в месяц. Но нужно понимать, что есть разница между частными и чартерными яхтами. Первые принадлежат одной семье и используются только в личных целях. Это что-то вроде загородной дачи, которая может перемещаться по воде.
У сотрудников таких судов стабильная зарплата, бонусы и тесный контакт с владельцем — ты знаешь его характер, его семью и в какой-то момент даже начинаешь чувствовать себя частью их мира. Чартеры же постоянно сдаются в аренду, и там зарплата, как в ресторане, полностью зависит от чаевых. Это может быть одна тысяча долларов, а может быть пять.
К тому же различаются и обязанности. На частных судах девушки должны хорошо знать сервис — подачу блюд, особенности кухни, особенности трапезы. Например, арабы едят сидя на полу, и необходимо понимать, как правильно подавать блюдо, когда человек ест в таком положении.
На чартерных яхтах стюардессам нужно быть шустрыми, они не могут сказать «я устала». Необходимо постоянно находить контакт с новыми людьми. Это сильно выматывает и усложняет работу.
Огромным бонусом и плюсом должности яхт-стюардессы является то, что мы практически не тратим денег. Всю провизию оплачивает компания, владелец. Даже банные принадлежности можно заказать, тебе их купят и привезут.
Естественно, если ты хочешь что-то дорогое, брендовое, то нужно идти покупать самой. А если хочется откладывать и накопить на квартиру, работа на яхте — стопроцентная возможность для этого. Потому что деньги никуда не уходят. Не надо платить за воду, за газ, за свет, за продукты, за проезд и так далее.
Сейчас мы находимся в Греции и большую часть времени стоим в марине. До этого наш владелец чаще использовал яхту — мог снять ее на три-четыре часа, чтобы просто поужинать в открытом море. Но вообще мы больше взаимодействуем с его детьми, а не с ним.
Свою работу я просто обожаю. Я бы даже сказала, что это должность мечты. Мы много путешествуем, каждый день узнаем много нового. За несколько лет я объездила 38 стран. На пароме это были в основном северные государства, а на яхте — Ближний Восток и Центральная Европа.
Но больше всего меня поразили Бахрейн и Саудовская Аравия. В последнюю мы ездили за бахуром — это специальные благовония, которые должны стоять у нас на яхте. Добирались туда на машине с агентами, поскольку женщинам посещать страну самостоятельно нельзя. И если в Бахрейне мы могли ходить без паранджи, то перед поездкой в Саудовскую Аравию нам выдали специальную одежду.
Такие места удивляют, потому что это совершенно иная культура, другая жизнь, менталитет, люди. На рынках продается очень много золота, драгоценностей, причем дешевых. А местные жители невероятно приветливые, улыбчивые — все время пытались с нами пообщаться, узнать, откуда мы приехали.
К тому же плюс моей работы в том, что есть возможность пообщаться с очень богатыми людьми. Они думают совершенно по-другому, о других вещах. Знаете, есть богатство жадное, когда все равно продолжают думать о деньгах, машинах, дачах, домах. Тут же совсем иное. У этих людей столько денег, что они давно перестали мыслить подобными категориями.
Я очень ценю, что благодаря такому общению я могу посмотреть на мир под другим углом. Поэтому мне нравится семья, в которой я работаю. И я серьезно отношусь к своей репутации, не хочу их подвести. Есть слухи про то, что стюардессы вступают в какие-то интимные отношения на яхте — с гостями или членами экипажа. Исходя из своего опыта могу сказать, что если девушка дорожит должностью, то никогда не позволит себе отношений с владельцами судна. Потому что в любой момент они могут закончиться, и ее просто спишут. Или даже добавят в блэк-лист.
А между членами экипажа, конечно, бывают интрижки, порой случается даже, что подобные романы перерастают в семью. Тут уж не знаешь, в какой момент и в каком месте встретишь свою судьбу. Но важно понимать, что, если стюардесса ведет себя легкомысленно — сегодня спит с одним мужчиной, завтра с другим, долго она на яхте не продержится. Кто захочет видеть в команде такого человека? Мы ведь все как большая семья, подобные вещи здесь недопустимы.
В будущем мне хотелось бы открыть школу яхт-стюардесс или какие-то обучающие курсы, чтобы рассказывать девушкам, которые хотят работать в море, о подобных нюансах: учить их правильно сервировать стол, правильно разговаривать, работать с тканями, деревом, помогать с морскими документами и так далее.
Ведь многие знают, кто такие бортпроводники в самолете, но далеко не все слышали о стюардессах на яхтах. Хочется дать этому какое-то начало.
Я, конечно, влюблена в свою работу, но к 32 годам уже планирую закончить с этим, потому что задумываюсь о семье и о детях. Мой последний контракт длился год и семь месяцев. И это время ты совсем не видишь семью. Бывало даже, что когда выпадали выходные, я покупала маме билет в ту страну, где мы стояли, чтобы встретиться. Это тяжело.
Поэтому девушкам, которые сейчас мечтают стать яхт-стюардессами на частных судах, я бы советовала начать с круизных лайнеров или паромов. Там можно работать официанткой, продавцом в Duty Free или горничной. Последнее, кстати, один из лучших вариантов, поскольку хаускипинг связан с каютами, а на частных яхтах это очень важный навык. В общем, нужно начать с простого, чтобы понять, каково это — работать в море. Но я уверена, что все получится у того, кто точно знает, чего он хочет, и идет к своей цели.