Экономика
09:00, 9 февраля 2022

Интеграция на паузе. Что происходит с информационной системой ЕАЭС

Константин Ляпунов (Редактор отдела «Бизнес»)
Фото: Дмитрий Астахов / РИА Новости

Интегрированная информационная система Евразийского экономического союза, разрабатываемая с 2014 года, так и не начнет полноценно функционировать в этом году. По мнению депутата Госдумы РФ Антона Ткачева, проблема заключается в позиции нового министра и члена коллегии Евразийской экономической комиссии Вароса Симоняна, фактически остановившего ее разработку. Почемy информационная безопасность Евразийского экономического союза оказалась под угрозой — в материале «Ленты.ру».

«Долгожданный ввод в работу интегрированной информационной системы (ИИС) Евразийского союза в полном объеме в 2022 году, скорее всего, не произойдет. Хотя финансирования достаточно, — написал на своей странице в Facebook член комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев. — Внезапно новый министр и член коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Варос Симонян зачем-то поменял схему работы подведомственного IT-департамента ЕЭК, а именно механизм закупок и конкурсов с подрядчиками». По его словам, эти решения вызывают серьезную озабоченность у многих сотрудников, юристов ЕЭК, так как могут привести к новым неоправданным расходам, а также откладывают ввод ИИС ЕАЭС в полном объеме на неопределенный срок. Кроме того, увеличиваются риски технологических сбоев в уже запущенных сегментах системы.

На официальном сайте ЕЭК в разделе «Торги» в настоящее время отсутствует информация о результатах проведения ежегодных конкурсов как по проектированию и созданию общих процессов, так и по заданиям, связанным с эксплуатацией ИИС ЕАЭС на 2022 год. Это означает, что пока невозможно назвать даже примерную дату начала этих работ. Планы по внедрению системы в 2022 году уже нереалистичны, отмечают эксперты.

Серая зона

ИИС Евразийского союза — это сложнейшая компьютерная система совместного документооборота органов государственной власти России, Казахстана, Киргизии, Армении и Белоруссии — государств-членов ЕАЭС. Говоря совсем простым языком, это как Госуслуги, но для пяти государств, и без этой системы реальная интеграция экономик стран ЕАЭС невозможна. Она обеспечивает цифровую поддержку работы таможен, зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин, сбор статистики, применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных мер, финансовых рынков, обращение лекарственных средств и медицинских изделий и тому подобное.

Первая очередь ИИС заработала в конце 2014 года как дальнейшее развитие появившейся в 2011 году Интегрированной информационной системы внешней взаимной торговли. Однако спустя восемь лет по-прежнему не удается запустить систему в полном объеме, на данный момент она функционирует лишь на четверть от запланированных параметров.

Ежегодно из бюджета ЕЭК на создание ИСС выделяется около одного миллиарда рублей, на 90 процентов это деньги из бюджета РФ. Всего на ИИС ЕАЭС государства-члены Союза уже потратили более шести миллиардов рублей. «Теперь вместо прозрачной системы открытых торгов для подрядчиков появляется лишнее звено: фирма-посредник, — отмечает в своем посте Антон Ткачев. — Задачи по разработке ИИС способны понять и выполнить специалисты всего трех-четырех компаний в России, а выбирать и оценивать их предложения, профессиональный уровень будут неизвестные люди из "экспертной организации", даже не сотрудники ЕЭК».

Еще одно нововведение — привлечение «единого поставщика» для разработки общих процессов ИИС ЕАЭС. Это, по мнению депутата, несет риск увеличения расходов бюджета ЕЭК, которая по прямым договорам работает с нулевой ставкой НДС. Но в случае привлечении субподрядных организаций, а это, с учетом уникальности ИИС, практически неизбежно, появляется необходимость уплаты 20 процентов НДС. Это значит, что потребуется дополнительное финансирование, а график работ по созданию ИИС вновь будет пересмотрен.

«Согласно нормам Положения о Евразийской экономической комиссии, "член коллегии не вправе использовать свои полномочия в интересах каких-либо организаций" (подпункт 7, пункт 36), а "специализированная организация" при ЕЭК потенциально создаст прецедент — серую зону при расходовании финансовых средств, выделяемых ежегодно государствами-членами ЕАЭС», — резюмирует депутат.

Экономика под угрозой

Министром и членом коллегии Евразийской экономической комиссии по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Варос Симонян был назначен в конце прошлого года. До этого он около двух лет занимал пост заместителя министра экономики Республики Армения, около восьми лет был сначала торговым представителем, а затем торговым атташе Республики Армения в Европейском союзе. И, судя по биографии, новый министр ЕЭК не обладает профильным опытом и образованием в сфере информационных технологий.

Все у большего числа членов коллегии ЕЭК вызывает опасения склонность господина Симоняна к реформам, целесообразность которых неочевидна. Уникальная компьютерная система, объединяющая сотни гигантских баз данных в каждом из государств ЕАЭС, не имеет аналогов в мире, даже система электронного документооборота Евросоюза не может с ней сравниться по сложности и функциональности. Кроме собственно задач по программированию высочайшего уровня сложности, требуется постоянное обслуживание и администрирование для обеспечения бесперебойной работы ИИС. Но новый министр пока не уделяет должного внимания тому факту, что даже существующие сегменты ИИС, учитывая стремительно развитие технологий IT-отрасли, работают с большой нагрузкой и регулярно нуждаются в обновлении. Если произойдет серьезный компьютерный сбой в ИИС, может остановиться на неопределенный срок электронный документооборот между таможнями по внешнеэкономической деятельности в рамках Союза.

Одним из последствий станет остановка транспортного потока, соединяющего Армению (через территорию Грузии) с остальным государствами-членами Союза, в первую очередь — с Россией. Большая часть товарооборота Армении проходит через таможенный пост Верхний Ларс, остановка этой дороги может иметь серьезные негативные последствия для экономик стран ЕАЭС, прежде всего — Республики Армения.

< Назад в рубрику