Госдума планирует продолжить работу над законопроектом, закрепляющим практику внесудебной блокировки сайтов, реализующих товары и услуги, не отвечающие требованиям российского законодательства. Авторы законопроекта декларируют борьбу с недобросовестными продавцами, реализующими через интернет контрафактную, фальсифицированную продукцию, незарегистрированную в России, а значит, опасную для здоровья. Но отраслевое сообщество уверено, что это полностью убьет отрасль интернет-торговли. В нюансах законопроекта разбиралась «Лента.ру».
Речь идет о проектах законов «О внесении изменений в статью 3 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части пресечения нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении торговли в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"». Первый законопроект предусматривает внесудебную блокировку сайтов по продаже пищевых продуктов, в том числе биологически активных добавок (БАД), второй направлен против сайтов, реализующих любые товары и услуги, нарушающие требования законов.
Документ уже рассматривался несколькими думскими комитетами летом 2021 года, после отрицательных заключений был отправлен на доработку, но в новой редакции стал еще более жестким.
«Концепция вновь внесенного законопроекта, по существу, изменена и характеризуется радикальным ужесточением соответствующих ограничений путем значительного расширения сферы их применения в области электронной торговли, — говорится в обращении Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), направленном спикеру Госдумы Вячеславу Володину 21 января (копия документа имеется в распоряжении "Ленты.ру"). — Если в первоначальной версии законопроекта речь шла о введении механизма внесудебной блокировки сайтов в связи с дистанционной продажей только БАДов, то его новая редакция предусматривает распространение данного механизма на все без исключения виды пищевой продукции».
АКИТ объединяет крупнейшие маркетплейсы, интернет- и омниканальные компании, формирующие более 60 процентов объема российского рынка интернет-торговли. В письме председателю Госдумы также отмечается, что текст законопроекта направлен на регулирование уже сложившихся правоотношений в сфере контроля над реализацией пищевой продукции, создает дополнительные административные издержки, способствующие усложнению деятельности хозяйствующих субъектов, а также несет в себе риски противоречия наднациональному праву ЕАЭС. По мнению ассоциации, запрет распространения определенной информации носит противоречивый характер, не соответствует принципу правовой определенности.
Также, по мнению ассоциации, законопроект не учитывает специфику правоотношений, складывающихся в связи с ввозом на территорию Российской Федерации пищевых продуктов посредством международных почтовых отправлений для личного пользования.
«Механизм административной (внесудебной) блокировки сайтов, содержащих предложения о розничной продаже дистанционным способом пищевых продуктов, как и сам текст законопроекта, требуют глубокой и детальной оценки социальных, экономических и иных последствий для установления столь серьезных мер правового регулирования», — считают в АКИТ и просят Вячеслава Володина учесть позицию представителей отрасли.
Рынок интернет-торговли в РФ является одним из самых динамично развивающихся и составляет существенную долю цифровой экономики России. По данным АКИТ, общий объем российского рынка интернет-торговли по итогам 11 месяцев 2021 года составил 3,17 триллиона рублей, из которых 86 процентов, то есть 2,7 триллиона рублей приходятся на внутренние продажи, а 14 процентов, или 433,3 миллиарда рублей — на трансграничную интернет-торговлю. За 11 месяцев 2021 года в российском сегменте интернет-торговли было совершено около двух миллиардов заказов. И при этом было выявлено всего около семи тысяч нарушений, связанных с продажей не отвечающих требованиям товаров. Процентное соотношение выявленных нарушений и общего количества заказов в год, как отмечается, составляет всего 0,0003 процента.
«Принятие данных законодательных инициатив нанесет серьезный урон отечественным интернет-магазинам и ведущим российским маркетплейсам, вплоть до массового закрытия компаний, занятых в сфере электронной торговли, а также отрицательным социально-экономическим последствиям, которые затронут миллионы потребителей, — говорится в совместном обращении от 24 января АКИТ и Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), направленном главе правительства Михаилу Мишустину (копия документа имеется в распоряжении "Ленты.ру"). — Блокировка доступа к работе всего ресурса вследствие выявления единичных нарушений может остановить работу для огромного количества региональных предпринимателей, а главное — лишить 70 миллионов российских покупателей удобного и привычного для них способа совершения покупок в период уже несколько лет длящейся сложной эпидемиологической обстановки».
Отраслевые эксперты отмечают общую направленность законопроектов «на введение радикально жестких ограничений в отношении электронной торговли либо пищевыми продуктами, либо вообще любыми товарами и услугами». При этом в первоначальной редакции законопроект касался применения внесудебной блокировки интернет-сайтов только в отношении электронной торговли БАДами.
Ранее много говорилось о том, что разрешение на внесудебную блокировку сайтов направлено главным образом на контроль над оборотом БАДов в сети интернет. Следует отметить, что БАДы не выделены в самостоятельный объект регулирования и в их отношении не установлены какие-либо ограничения по обороту. БАДы в настоящее время рассматриваются как разновидность пищевой продукции или один из видов продовольственных товаров. При этом БАДы не являются лекарственными средствами. Соответственно, в Российской Федерации осуществляется их свободное обращение.
«Предполагаемый подход приводит к произвольному несправедливому уравниванию лиц, относящихся к разным категориям с точки зрения степени опасности распространяемой информации», — отмечается в письме главе правительства. — Мы, представители профильных НКО, обращаемся к вам за поддержкой и просим не допустить принятия законопроектов без открытого обсуждения с участием представителей предпринимательского сообщества и общественности и с целью объективного всестороннего анализа возможных социально-экономических последствий».
Этот посыл поддерживает и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — там крайне негативными охарактеризовали последствия обсуждаемых Госдумой законопроектов, «способными нанести значительный урон компаниям, занятым в сфере дистанционной торговли товарами и услугами». 28 января президент РСПП Александр Шохин направил обращение заместителю председателя правительства Российской Федерации Дмитрию Григоренко, в котором «просит учесть приведенные замечания при рассмотрении законопроектов № 1190171-7 и № 50212-8, обеспечить их широкое обсуждение с участием представителей РСПП, отраслевых объединений, участников рынка электронной торговли, экспертного сообщества, а также проведение экспертизы возможных социально-экономических последствий принятия данных законопроектов».
Письма в защиту отрасли были также направлены РАЭКом, Евразийским советом индустрии специализированных пищевых продуктов (ЕСИСПП) и Национальной ассоциацией дистанционной торговли (НАДТ) зампреду правительства Дмитрию Григоренко, председателю комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимиру Кашину, председателю комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александру Хинштейну, председателю комитета Госдумы по защите конкуренции Валерию Гартунгу и бизнес-омбудсмену Борису Титову.
«РАЭК, ЕСИСПП и НАДТ обеспокоены попыткой непубличного и стремительного инкорпорирования в законодательство Российской Федерации положений, которые явно не будут способствовать развитию сегмента электронной торговли в стране и противоречат интересам десятков миллионов потребителей, — говорится в документе (копии писем имеются в распоряжении "Ленты.ру"). — Законопроект фактически приравнивает по степени общественной опасности экономическую деятельность, связанную с оборотом пищевых продуктов в интернете, к таким угрозам, как распространение информации о детской порнографии, об экстремизме, об азартных играх, о реализации запрещенной к обороту в сети интернет алкогольной и лекарственной продукции».
На недопустимость такого подхода указывает и РСПП в своем обращении к Дмитрию Григоренко: «Подобный подход не соответствует мерам, принимаемым органами государственной власти Российской Федерации в целях снижения контрольно-надзорного воздействия на экономические отношения, возврата к устойчивому экономическому росту, стимулирования цифровизации и развития цифровой экономики».
За месяц до этого, 20 декабря прошлого года к Дмитрию Григоренко обратилась международная общественная организация потребителей «Безопасность, качество, защита». «Новая редакция не только не преодолела серьезные изъяны его первоначальной версии, а умножила их. Под действие законопроекта попадут все товары из-за рубежа, на которые требования технических регламентов ЕАЭС не распространяются», — отмечалось в документе.
Столь бурное недовольство законопроектом заставило выступить с заявлением одного из авторов законопроекта. «Цели закрыть какие-то конкретные онлайн-площадки нет. Мы все прекрасно понимаем, что дистанционная торговля (особенно в период пандемии) — это неотъемлемая часть нашей жизни. Именно поэтому мы принимали закон о возможности покупки безрецептурных лекарств с помощью интернета», — заявил 31 января журналистам вице-спикер Госдумы Сергей Неверов.
Он напомнил, что с 1 января 2021 года правительство отменило все ограничения на реализацию БАД к пище. «В частности, разрешена продажа БАД дистанционным способом, однако при этом, на наш взгляд, не были разработаны механизмы контроля за оборотом БАД в интернете», — отметил Неверов. Он уточнил, что предлагаемое регулирование не направлено на пищевой рынок в целом, речь идет именно о специализированной пищевой продукции, в том числе биологически активных добавках к пище, которые содержат запрещенные на территории ЕАЭС компоненты или не получили свидетельства о государственной регистрации в странах ЕАЭС.
«Что касается конкретных замечаний и дальнейшей работы с законопроектом, проектируемые нормы, безусловно, распространяются в том числе и на агрегаторы информации, то есть маркетплейсы. Понимая специфику работы данных сервисов, Минпромторгом были предложены соответствующие поправки, которые исключают возможность полной блокировки маркетплейсов, при этом предусматривают только постраничный механизм. Это совершенно справедливое замечание, потому что весь ресурс не должен останавливать работу из-за одного БАДа», — отметил Неверов.
Однако технически невозможно блокировать отдельные страницы интернет-сайтов, осуществляющих электронную торговлю товарами, подчеркивают представители сообщества интернет-торговли.
«Данный риск связан с технической невозможностью блокировки отдельных страниц интернет-сайтов вследствие использования как крупными маркетплейсами, так и небольшими интернет-магазинами протоколов безопасной передачи данных по протоколу прикладного уровня передачи данных, который поддерживает шифрование (далее — HTTPS), используемых для защиты конфиденциальной информации пользователей от злоумышленников», указано в резолюции комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики и корпоративной социальной по итогам круглого стола, посвященного вопросам регулирования интернет-торговли, состоявшегося 25 января 2022 года.
Органы власти в резолюции призывают доработать законопроекты о внесудебной блокировке сайтов. «Рассматриваемые законопроекты требуют существенной доработки при участии представителей участников рынка электронной торговли, отраслевых ассоциаций, обществ по защите прав потребителей, других некоммерческих организаций, экспертного и научного сообществ».
Сообщество участников рынка электронной коммерции не только критикуют положения законопроектов, которые грозят «прихлопнуть» российский рынок интернет-торговли, но выдвигают встречные предложения для регулирования продажи БАДов. В резолюции по итогам круглого стола участники встречи отметили, что предлагаемое в законопроектах расширение действия механизма административной (внесудебной) блокировки сайтов, являющегося по своей сути крайней мерой реагирования на распространение информации, имеющей высокую степень общественной опасности, «не представляется возможным признать обоснованным в достаточной степени и соответствующих целям государственной политики в сфере развития экономики и цифровой трансформации.
Одной из эффективных мер по предотвращению продаж запрещенных биодобавок на круглом столе назвали совершенствование процедуры государственной регистрации БАД. «Необходимо вводить дифференцированный подход исходя из степени опасности продукции», — отметили на круглом столе.
Также для решения рассматриваемой проблемы можно использовать систему цифровой маркировки товаров, с помощью которой возможно отслеживать движение товаров от производителя до конечного потребителя, а также не допускать введения в оборот и своевременно выводить из оборота контрафактные товары. А продавцов несертифицированных товаров предложили наказывать штрафами.
Помимо того, участники круглого стола отметили эффективность инструментов саморегулирования. Действующие системы автоматического и ручного предварительного модерирования сайтов крупных маркетплейсов уже сейчас способны пресекать появление товаров, не соответствующих нормам российского законодательства. Для дальнейшего развития саморегулирования участники круглого стола предложили совместными усилиями интернет-компаний и отраслевых ассоциаций разработать проекты по повышению цифровой грамотности населения, создать горячие линии для связи пользователей с маркетплейсами, разработать механизм реагирования на жалобы в разумные сроки.
Было предложено разработать модельный закон с учетом международного опыта, а также обратить внимание на опыт меморандума по защите авторских прав и иных инициатив по саморегулированию при совершенствовании существующего регулирования электронной торговли.
Резолюция по итогам круглого стола с предложениями участниками рынка электронной коммерции направлена помощнику президента Российской Федерации Максиму Орешкину.