Переход почти всех сфер жизни человека в онлайн, которому немало поспособствовала пандемия, создал отличные условия не только для развития технологий, но и для всякого рода мошенников: русскоязычный интернет заполонили курсы от тех, кто обещает всего за несколько тысяч рублей научить своих студентов быть успешными, красивыми, здоровыми и богатыми. Некоторые из таких коучей в итоге оказываются в суде. Хотя это и бросает тень на саму идею онлайн-образования, в действительности EdTech-площадками пользуются и лучшие мировые университеты, и самые авторитетные эксперты. Эксперты уверяют: в будущем спрос на онлайн-образование будет только расти. Можно ли получить по-настоящему качественное образование не отходя от компьютера и что ждет онлайн-обучение, когда пандемия закончится, — в материале «Ленты.ру».
Глобальным бумом на образование и саморазвитие воспользовались псевдоэксперты и самозванцы, не имеющие ни достаточного образования, ни опыта, ни самого предмета обучения. Как правило, авторы таких программ обещают научить слушателей быть более успешными, «менять мышление» и любить себя. Собственные курсы начали запускать и известные личности, например, блогеры и телеведущие. В сети, издеваясь над беспредметностью таких онлайн-марафонов, прозвали их программы обучения «курсами успешного успеха», а самих гуру и коучей — инфоцыганами.
Популярность гарантирует знаменитым авторам марафонов большое число учеников и высокий доход — личное кураторство может стоить сотни тысяч рублей, при этом никаких научных знаний слушателям курса не передадут. Более того, громкое имя и статус куратора и преподавателя также не гарантируют качества: в сети можно встретить множество жалоб на подобные онлайн-курсы.
На проблему уже давно обратили внимание. Например, блогерша Катя Конасова регулярно выпускает разоблачение подобных курсов от знаменитостей, а журналистка Ксения Собчак посвятила инфоцыганам целый фильм (правда, вскоре после этого анонсировала собственный инфопродукт). Обилие жалоб и последние громкие расследования деятельности подобных авторов курсов привели к тому, что на проблему обратили внимание парламентарии. Первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова и вице-спикер Борис Чернышов выступили с инициативой создать рабочую группу, которая бы занималась законодательным регулированием деятельности бизнес-коучей и тренеров личностного роста. 17 февраля прошло совещание по вопросам лицензирования работы в этой сфере. По итогам мероприятия было решено создать специальный реестр инфоцыган — мошенников, продающих инфопродукты, не несущие ценности для покупателей. В основном среди их продуктов — курсы и лекции о том, как добиться легкого заработка и быстрого успеха.
Однако было бы ошибкой считать, что любое онлайн-образование — это «продажа воздуха». Из-за пандемии освоить новые технологии пришлось даже тем, кто всегда был сторонником офлайн-образования — в первую очередь это касается школьных учителей. Для российского рынка EdTech время пандемии стало наиболее благоприятным: такого высокого спроса на онлайн-обучение не было никогда. Исследование, проведенное сотрудниками НИУ ВШЭ, показало, что 74 процента педагогов, которые ранее вовсе не пользовались онлайн-площадками, освоили их и стали применять в работе. Почти половина из них заявили, что продолжат эту практику в будущем. До пандемии такие платформы применяли в работе только 64 процента учителей — в основном для работы над трудными для учеников темами и для домашних заданий.
Даже когда период полностью дистанционного обучения закончился, многие школы и институты продолжили пользоваться технологиями, к которым привыкли на карантине. Директор Центра компетенций по глобальной ИТ-кооперации Вадим Глущенко в разговоре с «Лентой.ру» отметил, что динамика развития российского EdTech-рынка впечатляет: за 2020 год он вырос на треть и достиг объема в 55-60 миллиардов рублей. При этом он обратил особое внимание на то, что именно отечественные решения имеют понятный интерфейс.
Еще одна российская образовательная площадка — «Сферум» — уже сегодня показывает, как будут выглядеть образовательные экосистемы будущего. Сейчас в ней можно проводить большие конференции и трансляции и общаться в сообществах школ. Кроме того, «Сферум» можно интегрировать в сервис «Дневник.ру». В ближайшем будущем платформа начнет работать и с другими электронными дневниками, а также подключится к единой системе идентификации, чтобы профиль школьника можно было подтвердить. При этом дети могут влиять на то, как развивается площадка. Например, недавно школьникам предложили придумать стикеры для общения в чатах.
За два года оборот рынка EdTech-продуктов вырос более чем на 50 процентов, констатирует председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности ОП РФ Наталья Кравченко.
«Нет смысла отрицать, что система образования в нашей стране, да и во всем мире, не была готова к такому вызову — возникло много сложностей. К тому же сложившаяся ситуация породила в обществе страх, что образование детей навсегда уйдет в дистант. Несмотря на это, многим людям полученный в период пандемии опыт помог избавиться от психологического барьера. В ряде случаев (например, при организации дополнительных индивидуальных занятий) цифровые и дистанционные технологии оказались весьма удобны. Часть детей и педагогов, оценив это, сохранили дистанционную форму обучения, даже когда ограничения были сняты», — говорит она.
Однако большинство онлайн-проектов все-таки нацелены на взрослую аудиторию. Для начинающих карьеру и специалистов со стажем существуют специальные платформы дополнительного образования: российские GeekBrains и SkillBox, принадлежащие холдингу VK (ежемесячная аудитория каждой площадки — более 3,5 миллиона пользователей), «Нетология», «VK Образование», Skillfactory и многие другие. Лидерами по объему аудитории являются сервис «Яндекса» «Яндекс.Практикум» (около четырех миллионов юзеров) и онлайн-школа обучения английскому языку SkyEng (почти пять миллионов человек). При этом многие российские EdTech-площадки оказались конкурентоспособны и на международном рынке.
Проанализировав, какие направления больше всего интересуют взрослых студентов, специалисты выяснили, что чаще всего они решают улучшить свои бизнес-навыки — на эту сферу пришлось 20 процентов рынка. На втором месте оказался маркетинг, диджитал и медиа (14 процентов), а на третьем — психология (ей заинтересовались 11 процентов онлайн-студентов). Кроме того, в топ самых интересных для взрослых направлений онлайн-образования вошли культура и искусство (10 процентов), а также языки и детское развитие (по 8 процентов у каждого).
Бесспорно, EdTech-решения позволили сделать образование и повышение квалификации намного доступнее, поэтому оно продолжает пользоваться большим интересом среди пользователей. В 2021 году онлайн-продажи образовательных услуг в России выросли на 57 процентов. Мы видим, что глобальная тенденция к обучению в течение всей жизни наблюдается и в нашей стране: по оценкам экспертов, половину рынка онлайн-образования в сегменте B2C занимают услуги дополнительного образования для взрослых.
«Когда разразилась пандемия, мы восприняли ее как провокацию и как запрос на инновации», — говорит вице-президент по глобальной и цифровой стратегии Университета Райса Кэролайн Левандер. За последние два года образование, действительно, изменилось не только с технологической и организационной точки зрения. Новые условия, с одной стороны, продиктовали новые глобальные тренды в образовании, например, переход на смешанный формат. С другой стороны, они подкрепили уже существовавшие тенденции: к примеру, интерес к обучению и повышению квалификации в течение всей жизни, а не только в юности.
Идея lifelong learning, или непрерывного обучения, существует уже давно, однако именно широкое распространение онлайн-площадок сделало ее доступной для всех желающих, а не только для тех, кто мог позволить себе в течение долгих месяцев совмещать офлайн-образование с работой. Кому-то обучение необходимо для профессионального роста, другим — ради хобби. Но в любом случае оно существенно влияет на качество жизни: психологи считают, что образование дает мотивацию и положительно влияет на личностный рост, развивает, повышает уверенность в себе, помогает быть более адаптивным и гибким. По мнению Джеффа Бордена, главного научного сотрудника компании D2L, создающей программное обеспечение в сфере онлайн-образования, новые реалии улучшили жизнь работающих и людей старшего возраста, которые без онлайн-технологий вряд ли решились бы осваивать заново программы бакалавриата.
Согласно обзору Future Market Insights (FMI), в течение ближайших десяти лет спрос на EdTech-услуги будет только расти. В 2021 общий объем продаж на этом рынке достиг приблизительной оценки в 74 миллиарда долларов. По мнению экспертов, к 2031 году эта сумма увеличится примерно в четыре раза и достигнет 288,4 миллиарда долларов. Аналитики уверены: уже пришедшие на онлайн-площадки пользователи останутся там надолго, так как цифровые сервисы дают широкие возможности обучения при относительно низкой цене, а их число будет только расти. Кроме того, во время пандемии стало популярнее и адаптивное образование — обучение по индивидуальной траектории с персонализированной обратной связью, в котором сегодня используют технологии дополненной реальности и искусственный интеллект.
Образовательные онлайн-платформы условно делят на две категории: это либо архивы с различным обучающим контентом, либо площадки для виртуальных занятий с имитацией реального учебного процесса. Некоторые даже предоставляют возможность полноценно обучаться в удаленном режиме и получить в конце курса диплом или сертификат — например EdX и Coursera, аудитория которых достигает 15,2 и 54,2 миллиона пользователей соответственно. Одна из их особенностей, которая привлекает многих студентов, — возможность получить знания от сотрудников известных высших учебных заведений. Существуют и специализированные площадки — например, Pluralsight и Udacity, ориентированные на программирование и работу с данными. Их совокупная аудитория превышает 10 миллионов юзеров.
Неудивительно, что в пандемию образовательные онлайн-продукты оказались весьма привлекательны для инвесторов. Только за 2020 год в эту сферу было вложено более 16 миллиардов долларов. Так, к февралю текущего года в мире насчитывается 33 крупных частных компании с общей оценкой более 100 миллиардов долларов США (оценка в рамках венчурного финансирования). Такие стартапы называют единорогами, среди них — известные Udemy, Masterclass и многие другие. За последнее десятилетие в совокупности они привлекли в качестве общего финансирования уже более 28 миллиардов долларов.