Суд вынес приговор двоим жителям села Ёлкино (Свердловская область), которые учинили вооруженную расправу над односельчанами. Незадолго до этого один из стрелков, Андрей Тенников, едва не сбил на мотоцикле коляску с младенцем. Отец ребенка резко отреагировал на это происшествие и вроде как даже избил лихача. Тогда Тенников заявил, что пригласит для серьезного разговора своих приятелей из печально известной ОПГ 90-х «Уралмаш», а его обидчик пусть приходит на стрелку со своими друзьями. На деле же никаких разговоров Тенников вести не собирался — он решил расправиться с обидчиком. В подробностях криминальной сибириады разбирался корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.
Предупреждение:
В соответствии с требованием российского законодательства имена и фамилии потерпевших и свидетелей изменены.
В пятницу, 16 октября 2020 года, около пяти часов вечера 35-летняя Юлия Филатова выходила из магазина в селе Липчанское — покупала продукты к субботе. И у нее на глазах мотоцикл чуть не снес коляску с ее младшим ребенком. Управлял зеленым «Уралом» с голубой коляской 37-летний Андрей Тенников — местный житель, хорошо известный односельчанам. В коляске мотоцикла сидел его товарищ, 34-летний Виталий Рубцов.
В Липчанском Андрей Тенников печально знаменит не только как лихач: он много раз лишался прав за пьяную езду и даже был судим за злостное употребление спиртного за рулем. Между тем в эпизоде с коляской конфликт не разгорелся: мужчины очень спешили за водкой и, огрызнувшись, «я с тобой говорить не буду — я с твоим мужем поговорю», побежали в магазин.
Юлия Филатова пошла в детский сад за средним ребенком. На этом все могло бы и закончиться, но Рубцов и Тенников, выйдя из магазина и употребив спиртное, вспомнили обиду и отправились домой к Филатовым.
Там находилась ее старшая дочь Василиса. Рубцов и Тенников с матерными криками ворвались на участок, чем напугали девочку — она затаилась. Позже рассказала матери, что двое дядек пытались войти в дом, проверяли окна, открыты ли, а потом ходили по двору и громко ругались.
Примерно в это время пьяный Тенников позвонил на мобильный хозяину дома Сергею Филатову и начал выговаривать ему за жену, которая к нему придирается. Сергей сразу понял, в чем проблема. «Опять пьяный гонял по улицам?» — спросил он и отключился.
Поужинав, Сергей Филатов на своем джипе SsangYong Rexton заехал за приятелем Николаем Петровым и поехал домой к Тенникову, но его жена сказала, что его дома нет, он, скорее всего, у Рубцова в деревне Ёлкино, где они постоянно выпивают.
Между двумя населенными пунктами — чуть больше пяти километров. Товарищи поехали туда, но по дороге в поле увидели мотоцикл: «Урал» по дороге забарахлил, и пьяные наездники Тенников и Рубцов решили его подремонтировать. К тому же у них с собой было пиво.
Дальше показания разнятся. Тенников и Рубцов утверждают, что Сергей Филатов, выйдя из машины, сразу стал избивать Тенникова, нанеся ему многочисленные удары по лицу и телу. А Филатов и Петров говорят, что просто на повышенных тонах поговорили с лихачом.
Андрей Тенников, главный герой этой истории, родился в 1983 году в Свердловской области. С детства он любил технику, особенно мотоциклы, но учиться после школы никуда не пошел. Работал в основном в строительных бригадах, причем в таких, где его коллегами были ранее судимые люди.
Руки у Тенникова были золотые: он отлично разбирался в электронике, сантехнике и был неплохим сварщиком. «Рукастый, но дурной», — так характеризуют его все знакомые. В юности, попав в ДТП на мотоцикле, Андрей получил серьезную черепно-мозговую травму, от последствий которой так и не смог избавиться.
Тенников несколько раз попадал в серьезные неприятности, но долгое время ему удавалось расходиться с Уголовным кодексом буквально в долях миллиметра: он оставался свидетелем.
Зато пьяным за рулем Андрея ловили регулярно и постоянно лишали прав — на несколько месяцев или на год. В эти периоды он переставал пить и начинал работать. Но, в очередной раз получив права, считал обязательным отметить это дело и вновь срывался в запой.
Своего дома у Тенникова не было, их с женой пустила пожить Вера — жена его бригадира Эдуарда Ярославцева, ранее неоднократно судимого. Сама Вера переехала в Тюмень, к матери и брату. Именно с Ярославцевым связано первое уголовное дело, по которому Тенников получил срок.
В начале 2014 года бригада Ярославцева взялась построить коттедж местной жительнице и сразу получила все деньги — 3,5 миллиона рублей. Рабочие начали строительство, а потом бросили, так и не закончив его. В итоге хозяйка была вынуждена обратиться в суд. Эта история получила широкую огласку, и бригада Эдуарда больше не могла самостоятельно найти работу.
Тогда бригада стала работать на своеобразном субподряде: договаривалась с другими бригадирами и брала на себя самые тяжелые работы. В апреле 2016 года Ярославцев и его сотрудники по этой схеме занялись установкой фундамента одного из домов в районе, но работу в оговоренные сроки, до праздников, не доделали.
Поэтому заплатили рабочим совсем немного: треть от того, о чем договаривались изначально, мол, они не только сроки нарушили и пропили весь аванс, но еще и брака наделали.
Насчет того, что было дальше, есть несколько версий, но в суде было доказано, что Горбунков и Ярославцев действовали совместно по предварительному сговору, а Тенников был, что называется, на подхвате. Ворвавшись в дом, рабочие жестоко избили четверых мужчин, а Эдуард Ярославцев пять раз ударил бригадира ножом в спину.
Затем они обыскали жилище в поисках денег и, не найдя их, подожгли дом. При этом Тенников (который, по версии суда, в нанесении побоев участия не принимал) нашел в шкафу карабин «Вепрь», принадлежащий бригадиру, и забрал его.
Выйдя из дома бригадира, налетчики увидели стоящий во дворе автомобиль, принадлежащий одному из избитых, с ключами в замке зажигания — и решили забрать его. Тенников сел за руль. По дороге Ярославцев и его сообщники, как водится, заехали в магазин, взяли спиртного, а затем остановились на обочине.
Выпив, Тенников решил испытать похищенный карабин и открыл огонь по дорожным знакам. Потом разобрал оружие, убрал его в рюкзак, и компания поехала дальше. Задержали их на въезде в село Ёлкино через час после совершенного преступления.
Его и Горбункова осудили за причинение тяжкого вреда здоровью, поджог и грабеж. Тенникова, управлявшего угнанной машиной, обвинили в угоне, повторном управлении машиной в состоянии алкогольного опьянения (за месяц до преступления он в очередной раз был лишен прав за пьянку), неправомерном завладении оружием и хулиганстве с карабином.
Так Тенников впервые получил срок — 2 года и 10 месяцев. Но отсидел чуть больше двух лет, оставшуюся часть заменили исправительными работами, и в мае 2019 года он вышел из колонии.
А меньше чем через год Тенников вновь пошел под суд: управляя мотоскутером, опять напился и попался участковому. Новый срок — еще год условно, с лишением прав на два года. Возможно, именно столь мягкий приговор окончательно испортил Тенникова: он решил, что ему все можно.
А потому стал гонять по дорогам на своем «Урале» в любом, чаще откровенно невменяемом состоянии. При этом Тенников рассказывал всем, что в СИЗО познакомился и подружился с крутыми бандитами из «Уралмаша» — грозной ОПГ 90-х. Его новым партнером по халтурам и пьянкам стал Виталий Рубцов — несудимый и очень ведомый человек.
Но вернемся к конфликту из-за коляски. После ночного избиения на дороге Тенников и Рубцов приехали домой к последнему, где продолжили пить. А в семь утра в субботу, 17 октября 2020 года, Тенников позвонил Николаю Петрову.
В ответ Андрей получил предсказуемый отказ: в отличие от Тенникова и Рубцова, Петров и Филатов имеют постоянную работу и домашние дела традиционно откладывают на субботу. Осенью же, при подготовке к зиме, надо многое успеть: климат на Урале суровый.
Но пару часов спустя Филатов все-таки согласился на встречу с «уралмашевскими» — он не чувствовал за собой вины. Местом встречи определили магазин в деревне Ёлкино, недалеко от дома Рубцова.
Филатов, собираясь на стрелку, решил позвать свидетелей и собрал своих друзей. А их у него было много — тех, кто был готов свидетельствовать против пьяного лихача Тенникова. Они поехали на двух машинах — SsangYong Rexton Филатова и Mitsubishi Pajero Sport Алексея Пелымского.
Когда две машины показались на дороге, Тенников и Рубцов выскочили из укрытия и сразу открыли по ним огонь. Первым шел Mitsubishi Pajero Sport. Управлявший им Пелымский первый выстрел принял за звук лопнувшего колеса и притормозил, но в этот момент раздался второй, и правое стекло двери осыпалось.
Поняв, что попал под обстрел, Алексей нажал на газ и сумел уйти из-под огня. Ехавший следом SsangYong Rexton остановился, и Тенников с Рубцовым стали стрелять уже по нему. Третьим выстрелом они ранили сидевшего на переднем пассажирском сиденье Алексея Борисова, тяжелая пуля 12 калибра пробила ему грудь и перебила позвоночник.
Позже эксперты обнаружат в автомобиле восемь пробоин, все — на уровне капота и боковых стекол: огонь велся на поражение. Расстреляв весь свой боезапас, Тенников и Рубцов на мотоцикле поехали в ближайший лог, где попытались спрятать оружие.
Их задержали несколько минут спустя, по дороге к дому Тенникова в селе Липчанское — сообщники ехали туда пить пиво, даже не пытаясь скрыться. Для следователей они (видимо, заранее) придумали версию самозащиты, но не предприняли даже малейших попыток придать своим словам правдоподобности.
Товарищи почему-то решили, что подбитый глаз Тенникова станет их алиби. А врачи сразу после задержания выявили у обоих среднюю степень опьянения.
Тенников с Рубцовым были убеждены, что все односельчане встанут на их защиту как хороших ребят, пострадавших от рук Филатова. Тем удивительней для них стал тот факт, что все в Липчанском потребовали их арестовать: стреляя в деревне по машинам, они не понимали, что пули летят в жилые дома, где много детей.
В этой ситуации следствию пришлось доказывать именно умышленное убийство. Кроме пулевых пробоин, каждая из которых была на уровне груди и живота сидящих в машине, было проведено несколько десятков следственных экспериментов: свидетелей просили показать, как велся огонь.
Все до одного указали: Тенников и Рубцов стреляли не в землю и не по колесам, а именно по людям. Огонь велся с дистанции 15-20 метров, то есть практически вплотную — здесь ошибиться невозможно. Оружие у стрелков хранилось незаконно. При этом за все время, что товарищи жили в деревне, никто из них ни разу не ходил на охоту.
Все восемь человек, находившиеся в машинах, получили различные ранения и повреждения, в основном поверхностные. А Алексей Борисов остался инвалидом: во время операции хирурги извлекли из его позвоночника пулю Полева-3, предназначенную для поражения крупных копытных.
Для этого головная часть у пули плоская и к тому же имеет внутри пустоту — это обеспечивает обширные повреждения. Эксперты-химики однозначно установили, что эта пуля вылетела из ружья, которое было в руках у Тенникова. К счастью для Рубцова, отца четверых малолетних детей, его выстрелы никого не задели.
Андрей Тенников, ставший автором этого преступления, был приговорен к 12,5 года лишения свободы в колонии строгого режима. Пошедший у него на поводу Вадим Рубцов осужден на 8,5 года колонии строгого режима.