Вечером 21 февраля президент России Владимир Путин подписал указ о признании независимости самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Это произошло на фоне очередного обострения в Донбассе. Местные жители утверждают, что таких сильных обстрелов со стороны Вооруженных сил Украины (ВСУ) они не припомнят уже много лет: в ход идут минометы, гранатометы и тяжелая артиллерия. Из-за угрозы дальнейшего обострения в ДНР и ЛНР начали эвакуацию женщин, детей и пожилых людей в российские регионы. Объявлена первая за все время конфликта всеобщая мобилизация: мужчинам от 18 до 55 лет запретили выезд, а государственные учреждения перевели на график военного времени. Начало полномасштабных боевых действий здесь считают вопросом времени. Корреспондент «Ленты.ру» побывал в военкоматах Донецка и поговорил с местными жителями, которые отправляются на фронт.
Я пока повестку не получил, но и ждать ее не собираюсь, потому что приписан к одному из полков МГБ (Министерство государственной безопасности), а они вряд ли будут участвовать в боевых действиях, скорее всего, будут задействованы на охране объектов. Поэтому я бы туда не очень хотел попасть. Попробую оказаться в боевой части.
Особых эмоций и ожиданий у меня от мобилизации нет. Но в военкоматах никто не говорит, что пришел только из-за повестки.
Ветераны действительно лишними не будут. Это обученные люди, с боевым опытом, они быстро все навыки вспомнят. Но в Народной милиции все не так плохо, как кажется со стороны. Да, есть менее обученные подразделения, но есть и готовые к бою. В целом ребята подготовленные.
Не страшно только отдельной касте людей, наемникам, например. Там люди хотят воевать, хотят убивать и идут туда осознанно, в том числе и зарабатывать деньги. А в Донбассе все-таки не так. Ну кто пойдет на мобилизационный пункт из-за денег? Он Родину идет защищать и в первую очередь думает о Родине, а где-то в конце уже об этих двадцати тысячах рублей, которые ему дадут. Это ж несерьезно, на гражданке легко заработать больше. Никто не хочет войны. Но многие понимают, что она нужна.
Помощь российской армии нам нужна ****** (очень сильно).
Я уже получил повестку. На мобилизационный пункт собираюсь отправиться в ближайшее время. Родину нужно защищать. Я гражданин этой республики, какой бы она ни была, — я должен встать на ее защиту, на защиту людей.
Трудно сказать, чего можно ждать от нынешнего обострения. Надеюсь, что победы, что мы наконец сможем победить Украину. Думаю, что полномасштабные бои маловероятны, но за отдельные населенные пункты могут случиться сражения. Возможно, Авдеевка или Мариуполь перейдут из рук в руки.
Но в то же время я от России и ее властей ничего не жду. Сердцем я хочу, чтобы российские войска пришли на помощь, но умом понимаю, что это вряд ли произойдет.
Я воевал в 2014-2015 годах, тогда пошел в армию из-за чувства патриотизма. Но с тех пор многое поменялось, и чувство патриотизма куда-то делось. Но сейчас получил вызов из военкомата, да и понимаю, что не могу оставаться в стороне, понимаю, что фронту нужен мой опыт. Война начинается, вот и пошел.
Пока не знаю, чем буду заниматься на фронте, у меня воинских специальностей несколько, за четыре года службы многому научился. Но сейчас просто хочу в пехоту, чтоб именно повоевать. Но без российской помощи мы тут много не навоюем, но надежды есть. Впрочем, даже если просто добровольцы из России приедут — этого хватит. Российские добровольцы — ребята серьезные, по своему опыту знаю.
Прийти в военкомат — мое добровольное решение как гражданина республики, повестку я не ждал. Кто-то же должен защищать наши дома и семьи. У меня у самого дети и жена, иду в армию и ради них.
Я считаю, что действительно полномасштабное наступление украинской армии может начаться в любой день, доверяю заявлениям наших властей. Мобилизацию и эвакуацию явно объявили не просто так.
Я пришел защищать свою Родину — Донбасс. США с Россией бодаются, а Донбасс стал линией фронта. От ближайших дней ожидаю победы и не иначе. Мы не дадим им завоевать Донбасс. Он на пороге, за нами остальная Россия.
Но готов идти в любую часть, в какую отправят. Я считаю, что все, кто уже держал оружие, должны вернуться в войска. Их опыт критически важен. Много ребят только с гражданки, нужно, чтобы с ними рядом были испытанные бойцы. Надеюсь, что Россия придет, что хотя бы добровольцы придут.
У меня в Донецке старые родители и дочка, эвакуироваться они не хотят. Пошел в армию, чтобы защищать их. Думаю, что, если начальство с ума сходить не будет, отобьемся. Обстановка, конечно, тревожная, но не думаю, что украинское наступление неизбежно. Если президент России [Владимир] Путин их припугнет достаточно, то на нас они не полезут. Как Путин договорится, так и будет. Украинцев же Запад в спину толкает.
Настроение только на победу, мы победим, потому что за нами правда. Но Донбасс готов и к мирному решению конфликта.
Защищать свою Родину — обязанность любого мужчины. Если все будут по домам и подвалам отсиживаться — Родина падет. Донбасс — мой дом, здесь могилы моих предков. Здесь моя жена и дети, я не могу допустить, чтобы сюда вернулась Украина.
Я уверен, что украинское наступление начнется в ближайшие дни, иначе и быть не может. Это кровавая держава, террористическое государство. К мирному решению конфликта они не готовы. Они хотят войны и с легкостью ее начнут.
Людей сейчас много в армию идет, многие мои знакомы пошли.
Да и Россия поможет, это наши северные братья, они нас никогда не бросят. В 2014 году я видел множество российских добровольцев, они нам тогда очень сильно помогли. Не сомневаюсь, что они вернутся в Донбасс, да и новое поколение добровольцев обязательно приедет.
Рубикон перейден, мы ничего не забыли и ничего не простим. За страдания народа Донбасса кто-то должен понести наказание.
В 2014 году я не сразу пошел в армию. Но после того как украинцы разбомбили центр Горловки, не смог остаться дома. Жена тогда не отпускала, не отпускала и сейчас, но что делать, должна понять. Ополчению нужен мой опыт, я прошел через самые горячие бои 2014-2015 годов. Знаю, что делать.
Не знаю, надолго ли нынешняя мобилизация. Пойдет ВСУ в наступление — дадим ******** (сделаем больно). Обосрутся и не полезут — тоже хорошо. Посмотрим, как там наши стратеги отработают. На оборону сил точно хватит, а там, может, и наши города освобождать пойдем. Но без России не справимся.
Пошел Родину защищать. Я шесть лет отвоевал, это мой долг. Но без помощи России мы не продержимся, ее все ждут. На Россию вся надежда. Без нее мы украинцев лишь на какое-то время задержим. Но держаться будем, пока нас всех не убьют.
Конечно, мне очень страшно. Я человек от войны очень далекий, не герой и на фронт не рвусь. Но что поделать, не я принимаю решение начинать и заканчивать войны.
Чего говорить, не понимаю. Пришла повестка — пошел в военкомат. Интервью буду раздавать после победы. Вопрос с Украиной надо решать, а они наглядно показали, что другого решения не примут.