На Netflix вышел эпический триллер «Борьба со льдом» со звездой «Игры престолов» Николаем Костер-Вальдау в главной роли. «Лента.ру» рассказывает, какой получилась спродюсированная автором «Эвереста» Бальтасаром Кормакуром картина о смелой полярной экспедиции начала прошлого века.
1909-й год. В Белфасте начинается строительство парохода «Титаник», а из датского Копенгагена в направлении Гренландии отправляется корабль «Алабама» под командованием капитана Эйнара Миккельсена (Николай Костер-Вальдау). Задача команды в высшей степени амбициозна. Добровольцы должны пройти по пути погибшей экспедиции их предшественника Людвига Мюлиус-Эриксена до Земли Пири, чтобы доказать, что она является частью Гренландии. Фактически это будет означать, что крупнейший остров планеты полностью закрепляется во владениях Дании. Помочь капитану вызывается Ивер Иверсен (Джо Коул) — инженер-механик, угодивший в команду почти случайно, заменив другого члена экспедиции в Исландии. Ни эти двое мужчин, ни их коллеги не предполагали, что других людей они не увидят на протяжении ближайших двух с половиной лет — на этот срок затянется их поход.
Поспешность, с которой Netflix создает кино, за годы существования сервиса почти перестала быть недостатком. Вычеркнуть сервис из жизни возможным не представляется, значит, остается смириться с некоторой неряшливостью и признать ее чем-то вроде товарного знака. Тем более что сам Netflix неизменно подает знаки того, что старается поправить положение: нанимает более или менее крупных режиссеров на руководящие должности, надеясь, что у них получится наконец вожделенное «быстро и качественно». В частности, это касается Бальтасара Кормакура, который уже сделал на Netflix сериал («Катла»), а теперь выступил в качестве продюсера полнометражной картины. Его ключевым партнером стал Николай Костер-Вальдау — замечательный артист, уже не первый год пытающийся выскочить из-под массивной тени Джейми Ланнистера из «Игры престолов». В данном случае Николай был готов упрятать свое красивое лицо в клочковатую бороду и усы с сосульками. Компанию ему составил Джо Коул, который тоже прославился в сериале («Острые козырьки»), после которого старается время от времени браться за яркие экстремальные проекты: прошлым были «Бои без правил» про оказавшегося в тайской тюрьме английского боксера-наркомана.
Кормакур после очень успешного «Эвереста» считается специалистом по тому сегменту массового кино, который в просторечье называют пацанским, — то есть фильмам о брутальных бородатых мужиках, которые зачем-то посвящают жизнь горным восхождениям или путешествиям среди вечной мерзлоты. Впрочем, Кормакур достаточно хитер, чтобы не пытаться поколебать свой статус, так что здесь он выступил лишь продюсером, призвав в постановщики коллегу Питера Флинта, автора сериала «Валландер», не снимавшего новых фильмов восемь лет. Флинт, судя по всему, изначально был предупрежден о том, что режиссерская должность на проекте скорее техническая, зато «Борьба за лед» давала возможность попрактиковаться в съемках настоящей вечной мерзлоты.
Николай Костер-Вальдау, чаще всех участников проекта защищающий его перед прессой, рассказывает, что уже на стадии написания сценария (к которому он тоже приложил руку) было решено снимать «Борьбу со льдом» на натуре, не прибегая к помощи зеленого экрана. Собственно, натурные съемки — самое очевидное достоинство картины. Бескрайние белые панорамы, тонкие градации полярного дня, темная вода под толстым льдом — если вы поклонник подобных пейзажей, то этот фильм точно для вас.
Для того чтобы оживить эту конструкцию, требовалось всего ничего — прописать драматургический конфликт, например, о столкновении молодого и не очень молодого мужчин с самими собой; продолжительная экспедиция к такому располагает. Тем более что непосредственный финал истории здесь не является тайной — о нем легко можно прочесть в Википедии. Как и о том, что Миккельсен прожил до девяноста лет, а на момент начала путешествия суровому датчанину не было и тридцати. Костер-Вальдау недавно разменял шестой десяток, но это, в конце концов, частности, которыми в кино можно пренебречь.
Да и вообще, на руках у авторов были все возможные карты: социальных сетей в начале ХХ века не было, история добровольного уединения располагает к известной вариативности относительно немногочисленных фактов. «Борьба со льдом» действительно шокирует отдельными эпизодами. Миккельсену и Иверсену трудно и невесело, им приходится убивать ослабевших собак, в какой-то момент откуда ни возьмись появляется даже старательно нарисованный CGI-медведь. Ближе к концу героев начинают одолевать галлюцинации: одному мерещится возлюбленная, другому — дедушка, который перед поступлением на флот отвел Иверсена в бордель.
Однако какая-то по-настоящему увлекательная или хотя бы значительная история из всего этого никак не выстраивается. Долгие статичные кадры навевают тоску и заставляют обращать внимание на посторонние детали. Например, на то, что Костер-Вальдау, как ни пытается, не может слишком далеко уйти от «Игры престолов» — одного из героев здесь играет старый знакомый по хиту HBO артист Чарльз Дэнс. Или на то, что один из матросов, с которыми полярники прощаются в начале картины, пугающе похож на молодого Михаила Боярского. Все это не позволяет «Борьбе со льдом» разогнаться до эпических масштабов «Выжившего», но в качестве виртуальной прогулки по далекой Исландии (именно она в фильме играет роль Гренландии) эта картина вполне подходит.
Фильм «Борьба со льдом» (Against the Ice) вышел на Netflix