Sony World Photography Awards (SWPA), один из крупнейших в мире конкурсов для фотографов, назвал финалистов и тех, кто вошел в шорт-лист в текущем году. На высокое звание претендуют 30 профессионалов своего дела: в каждой из десяти категорий конкурса будет три победителя. SWPA, как и многие другие фотоконкурсы, награждает авторов снимков не только за техническое мастерство: необходимо еще и продемонстрировать в своих работах оригинальный подход к освещению важных для современного мира проблем. Лучшие снимки профессионалов, вошедших в шорт-лист престижного конкурса, — в галерее «Ленты.ру».
Так назвала этот снимок его автор Серена Дзенис (Serena Dzenis) — фотограф из Австралии. Все кадры, вошедшие в серию под названием 2021 ± II: Utopia Broadcasting, были сняты в Исландии. Однако благодаря работе Дзенис с цветом у зрителя может создаться ощущение, что на фотографиях запечатлены не исландские постройки, а другой мир, существующий вне времени.
«В далекой-далекой галактике может оказаться гигантская планета, которая вращается вокруг голубого солнца. (…) В нашей жизни у нас есть бесконечные возможности; просто нужно включить воображение и критическое мышление, чтобы исследовать множество способов, которыми мы, люди, преобразуем среду, в которой живем», — описала Дзенис свой кадр.
Фотограф из Испании Хавьер Арсенильяс (Javier Arcenillas) в снимках, представленных на конкурс, показал экстравагантную архитектуру Нур-Султана, столицы Казахстана. Город, который раньше назывался Астана, переименовали в честь бывшего президента страны Нурсултана Назарбаева, ушедшего в отставку в 2019 году после трех десятилетий пребывания у власти. До 1997 года город был отдаленным уголком бывшего СССР, известным в первую очередь непростым климатом, однако за время правления Назарбаева Нур-Султан очень изменился.
«Он нанял талантливых архитекторов, таких как сэр Норман Фостер, и со временем построил город из бетона и стекла, полный впечатляющих футуристических зданий, огромных торговых центров и шикарных спортивных залов. То, что когда-то было забытой и негостеприимной территорией, сегодня превратилось в невероятный многонаселенный город, такой же эксцентричный, как и любой из его более богатых соседей», — рассказывает фотограф.
Фотограф Марлена Вальдтхаузен (Marlena Waldthausen) чаще всего работает в Берлине и Амстердаме. В своих снимках она нередко поднимает тему гендерных отношений. На конкурс Вальдтхаузен представила снимок из серии Макс и Алекс (Max & Alex), на котором запечатлены два состоящих в отношениях друг с другом трансгендера. Обоим героям снимка немного за тридцать. Они поженились в начале пандемии коронавируса. «Мой проект Max & Alex стремится показать их отношения вне стереотипов — просто как отношения между двумя людьми», — поделилась Вальдтхаузен.
Как заметил Макс, если какие-то истории о трансгендерах и доходят до широкой аудитории, то, как правило, они посвящены одиночеству и боли. Герои фотографий решили показать, что их жизнь полна совершенно других чувств. «Мне нравится нежность их жестов на снимке. Ты почти чувствуешь, как пальцы Алекса скользят по волосам Макса, и ощущаешь дыхание на щеке Алекса. Меня всегда восхищало то, как фотографии могут передать близость отношений», — рассказала автор снимков.
Итальянский фотограф Дебора Ломбарди (Debora Lombardi) увлеклась экспериментами со светом на фотографиях во время карантина, который начался во многих странах в марте 2020 года из-за пандемии коронавируса. По словам Ломбарди, создавая снимки с цветами в темноте, она пыталась найти прекрасное между искусством и наукой. Фотограф призналась, что эта работа стала для нее отдушиной в тяжелые времена.
«Эти изображения были созданы с использованием индуцированной ультрафиолетом флуоресцентной фотографии — она улавливает флуоресценцию цветов и растений, пораженных УФ-светом, и делает видимым то, что обычно человек не может разглядеть невооруженным глазом», — поделилась секретом Ломбарди. Благодаря такой технике на готовом снимке видны яркие, сверкающие цвета — хроматический мир, не воспринимаемый человеческим глазом, но видимый для некоторых животных.
В числе финалистов оказалась и румынский фотограф Оана Бакович (Oana Baković) с серией «Абсолютный новичок». На снимках она показала разнообразие и красоту растительного мира. «Мое искусство возникает из необходимости воссоединиться с красотой окружающей нас природы. Как человек я наслаждаюсь чудесами открытий и постоянного развития. Но в то же время мне грустно, что мы упускаем из виду магию мира, которая так близка нам», — поделилась автор серии.
По словам Бакович, для нее эти фотографии документируют трагическую красоту разрушения природы, происходящего на глазах у людей. Все снимки были сделаны недалеко от ее дома. Фотограф добавила, что с помощью снимков призывает обратить внимание на знаки, которые дает природа человечеству.
Брент Стиртон (Brent Stirton) — южноафриканский фотограф с большим опытом работы в документальной съемке — представил серию портретов, на которых изображены охотники на диких животных. Кадры были сделаны в Гайане, Габоне, Демократической Республике Конго и Республике Конго. Люди, запечатленные на его фотографиях, участвуют в возрождении древних способов охоты. Однако местные жители крайне редко употребляют в пищу мясо диких животных: в крупных городах оно очень дорого стоит.
«Я надеюсь, что с помощью своих фотографий я смогу показать нашу общность: то, что объединяет нас как человечество, и то, чего мы должны остерегаться, чтобы обеспечить жизнеспособное будущее нашим детям», — написал Стиртон.
Среди финалистов — всемирно известный фотограф Джордж Татакис (George Tatakis), сотрудничавший с журналами National Geographic и Leica. Его «Кариатис» — это исследование традиционных греческих женских костюмов из разных периодов греческой истории. Татакис тщательно работал над каждым снимком: он уделил внимание не только полной инсценировке быта, но и позам и расположению рук героинь. В центре внимания фотографа — обычаи, традиции и история Греции.
«Итог путешествия по Греции показывает, что какими бы разными ни казались вначале обычаи и традиции, они имеют много общего, даже если сравнивать дионисийские таинства с христианскими. Это потому, что люди всегда были людьми со схожими чувствами и потребностями», — объясняет фотограф.
В центре внимания россиянки из Санкт-Петербурга Надежды Арешиной — тема идентичности и отношений между личными и социальными границами. Снимки из серии, представленной на конкурс, она сделала на Алтае. Свой проект «Камень и Вера» Арешина называет визуальной историей старообрядческих поселений.
«Регион Алтая стал одним из центров, в котором староверы нашли убежище и возможность свободной жизни для себя и своих потомков. Горы, которыми покрыта территория, стали надежным укрытием, а природа, изобилующая естественными ресурсами, дала возможность основать поселения и укорениться», — рассказала фотограф.
На кадре бразильского фотографа Андре Питоме Авила (André Pitome Ávila) запечатлена одна из спортсменок женской команды «Юкума». Впервые в истории они участвуют в женском чемпионате штата в Риу-Гранди-ду-Сул на юге Бразилии. Не имея спонсорской и финансовой поддержки от государства и находясь вдали от широкой публики, десятки женщин — от любителей до профессионалок — приехали на чемпионат, надеясь, что их игру заметят и оценят более крупные команды. В честь первого участия в чемпионате девушки из «Юкума» раскрасили свои ноги, руки и лица символами, характерными для их народа.
Чешский фотограф Роман Вондроуш (Roman Vondrouš) показал преданных фанатов, которые любой ценой готовы поддержать любимый футбольный клуб «Богемианс Прага 1905». Поклонники этого клуба, одного из самых популярных в Чехии, помогали клубу пожертвованиями, когда он испытывал финансовые трудности. Их преданность клубу не поколебалась даже тогда, когда зрителям запретили смотреть матчи высшей футбольной лиги из-за пандемии коронавируса. Не желая ни при каких обстоятельствах пропускать домашний матч, они принесли лестницы и смотрели игру через высокую стену, окружающую футбольный стадион.
Серия «Новые волны» британского фотографа Рафаэля Нила (Raphaël Neal) — это портреты молодых людей в сочетании с пейзажами. В проекте, вдохновленном проблемой глобального потепления, Нил сопоставляет снимки, на которых видны изменения окружающей среды, с портретами. В его работах внимание акцентируется на разрушительных последствиях человеческой деятельности, с которыми предстоит столкнуться новым поколениям: тепловые волны, лесные пожары или наводнения.
«Угроза и красота — два слова, которые я держал в голове, создавая серию: она должна была выглядеть одновременно привлекательной и угнетающей. Мне хотелось показать разные настроения современной молодежи: одни выглядят дерзкими и сильными, а другие напуганы», — рассказал Нил.
Иранец Маджид Ходжати (Majid Hojjati) представил на конкурс серию «Часть Земли». С помощью снимков, на которых фотограф запечатлел природу и скульптуры, изображающие животных, он хотел напомнить, что все живое — неотъемлемая часть Земли. Как считает Ходжати, там, где в жизнь вмешиваются люди, которые не понимают и не уважают дух природы, другие существа подвергаются опасности. Из-за этого планета может превратиться в бездыханное тело, предупреждает фотограф.
«Горы забудут полет орлов, на равнинах не будет слышно благородное ржание коней. Даже лев, царь природы, останется только на страницах книг. А ведь они принадлежат планете, они неотделимы от нее, без них Земля станет холодной и потерянной. Может быть, пора взвесить, что мы взяли у природы и что дали ей взамен? Пора понять, что мы сделали со вселенной», — призвал Ходжати.
Джонас Дейли (Jonas Daley) — фотограф-фрилансер из Китая, раньше работал визуальным директором и художником-постановщиком. На его снимках — красный песчаник, который образовался после длительного выветривания, расслоения и водной эрозии, в результате чего появились необычные скалы и камни. Цвета, которые Дейли использовал в своих работах, позволяют зрителям иначе взглянуть на привычную природу.
«Модифицированная инфракрасная камера стала моим верным спутником в путешествии. Я часто наблюдаю за миром через ее видоискатель. Фантастические цвета принесли мне огромное вдохновение для творчества», — поделился Дейли.
«Мать-земля веками считалась у людей богиней плодородия. Вода — самый невероятный земной элемент, от которого зависят все живые существа. Вода — общий знаменатель живого мира. Между сакральным и волшебным лежит дикий мир, где сущность жизни охраняется тишиной, где внешний и внутренний миры совпадают. Это и есть то, что я пытаюсь сфотографировать», — говорил о своей работе итальянский фотограф Лоренцо Поли (Lorenzo Poli).
Снимок, вышедший в финал конкурса, Поли назвал «Жидкий пепел» (Fluid Ashes). Этой фотографией он хотел напомнить, что короткая жизнь человека несущественна и ничтожна по сравнению с жизнью планеты.
Одним из финалистов в документалистике стал известный датский фотожурналист Ян Граруп (Jan Grarup). В центре его работы — сцены отчаяния и крайней нищеты венесуэльцев в Колумбии. Более 8,5 миллиона человек тогда нуждались в помощи: финансовый коллапс в Венесуэле оставил многих без воды, еды, жилья и доступа к экстренной помощи.
«В январе 2021 года я отправился в Венесуэлу и Колумбию, чтобы задокументировать беженцев из Венесуэлы, которые уехали из страны самой масштабной гиперинфляции. На окраинах Боготы, в фавелах, беженцы живут бедно, в то же время стараясь при этом обеспечить достойную жизнь себе и своим близким», — рассказал Граруп.
Немецкий фотограф Фабиан Риттер (Fabian Ritter) исследует в своих работах социальные явления и общественные проблемы. Риттер фокусируется на этих темах с помощью художественного и документального подходов. В центре представленной на конкурс серии «Долгие дни Ханау» — немецкий город Ханау, в котором 19 февраля 2020 года произошло массовое убийство. 43-летний местный житель расстрелял посетителей в двух кальянных, в результате погибли девять человек. Министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер назвал произошедшее в Ханау расистски мотивированным терактом.
После стрельбы Риттер как фоторепортер сопровождал друзей и родственников погибших. Он документировал, как в Ханау, еще не оправившемся от шока, появлялись группы солидарности и движения в поддержку выживших после нападения. «Скорбь переросла в гнев и желание перемен. Эти фотографии показывают личную жизнь и переживания членов семьи пострадавших и их друзей, которые потеряли близких», — поделился Риттер.